Положение "О библиотеке "МАОУ СОШ №14""

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 14» от
30.08.2023 г. № 238-ос
«Об утверждении документов,
регламентирующих
функционирование МАОУ «СОШ
№ 14» в 2023/2024 учебном году»

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МАОУ «СОШ № 14»
от 30.08.2023 г., протокол № 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеки МАОУ «СОШ № 14»

Г. Североуральск, п. Калья
2023 г.

2
1.

Общие положения

1.1. Настоящее положение о библиотеке (далее положение) МАОУ «СОШ № 14» (далее по
тексту – школа) регламентирует порядок организации и осуществления деятельности
школьной библиотеки (библиотеки).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
N273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.09.2023), Федеральным законом от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О
библиотечном деле» (с изм. и доп. вступ. в силу с 25.04.2023), Федеральным законом от
29.12.2010 г. № 436- ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» (с изм. и доп. вступ. в силу с 28.04.2023), Федеральным законом
от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изм. и доп. вступ. в силу с 15.07.2023), Уставом и Правилами внутреннего
трудового распорядка школы.
1.3. В своей деятельности сотрудники библиотеки руководствуются также иными
федеральными, региональными нормативными
актами, регулирующими деятельность
образовательных учреждений.
1.4. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими
культурными и образовательными традициями. Образовательная и просветительная
функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений
общечеловеческой культуры.
1.5. Школьная библиотека участвует в образовательной деятельности для обеспечения права
участников образовательных отношений на бесплатное пользование доступными
образовательными ресурсами информационно-образовательного пространства школы,
города, региона, РФ.
1.6. Библиотека обеспечивает доступ к образовательным ресурсам на бумажном и электронном
носителе, к ресурсам сети Интернет, электронному каталогу.
1.7. Библиотека в своей деятельности опирается на следующие принципы:
− принцип ориентации на пользователя: деятельность ориентирована на интересы и
индивидуальный информационно-образовательный запрос пользователя, готового
активно использовать ресурсы библиотеки и принимать участие в формировании
контента и услуг информационно-библиотечного центра;
− принцип мультимедийного представления информационных ресурсов: мультимедиа
обеспечивает возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной
информации (текст, звук, графику, видео) и позволяет задействовать все каналы
восприятия информации человеком.
1.8.
Пользователи школьной библиотеки: педагогические работники, обучающиеся,
социальные партнёры.
2.

Цель и задачи деятельности библиотеки

2.1.
Ведущей целью деятельности библиотеки является обеспечение доступности и
удовлетворение информационно-образовательных потребностей обучающихся и педагогов,
освоение новых способов работы с информацией, формирование инновационных практик
организации образовательного процесса в условиях информатизации.
2.2. Задачи библиотеки:
− обеспечение информационно-библиотечного сопровождения реализации основных
образовательных программ;
− организация комплексного информационно-библиотечного обслуживания, обеспечение их
свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям;
− формирование у пользователей навыков независимого библиотечного поведения и

3

−
−
−
−
−
−
−

содействие в развитии навыков самообразования;
формирование и развитие у обучающихся читательской грамотности и культуры;
организация информационно-библиотечной работы в целях духовно-нравственного,
гражданского и трудового воспитания обучающихся;
содействие в развитии творческих способностей, профориентации обучающихся;
содействие в организации гибкого обучения в информационной образовательной среде,
включающей в себя электронные информационные ресурсы;
формирование основного и дополнительного фондов в соответствии с профилем учебной и
методической деятельности
школы
и
информационными
потребностями
пользователей;
организация библиотечной внеурочной образовательной деятельности в рамках реализации
основных образовательных программ школы;
защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Основные функции библиотеки

3.1.
Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном
процессе.
3.2.
Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
школы. Размещение, сохранность и организация документов. Библиотека комплектуется по
отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, литературы. Фонд
библиотеки состоит из книг.
3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале.
3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей
читателей: каталогов и карточек, справочно-информационного фонда.
3.5.
Информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов, родителей,
консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с обучающимися занятий по
основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому
чтению, привитие навыков и умения поиска информации.
3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений
деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных
технологий, организационных форм и методов работы.
3.7. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с
максимальным учётом интересов. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в
каникулярное время.
3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм
работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждения книг, читательских
конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и
профессионального образования.
3.10. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных
условий для обслуживания читателей.
3.11. Участие в работе библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с
библиотеками города с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.
3.12. Изучение состояния читательского спроса с целью формирования оптимального состава
библиотечного фонда.
3.13. Исключение из библиотечного фонда ветхой, непрофильной и излишней (дублетной)
литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Проверка
содержания литературы, поступающей в школьную библиотеку на наличие материалов
экстремистского характера.
3.14. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

4
4. Организация деятельности библиотеки
4.1.

Структура библиотеки:
− абонемент,
− читальный зал,
− компьютерная зона для индивидуальной и групповой работы пользователей,
− копировально-множительный участок.
4.2. Для обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в
пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает библиотеку:
− гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных
ресурсов и обеспечения доступа к сетевым ресурсам;
− необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров в соответствии с положениями СанПиН;
− современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
− ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования;
− библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
несёт педагог-библиотекарь. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и
(или) может быть укомплектован электронными учебными изданиями (включая учебники и
учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в
реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям).
4.4. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с правилами
внутреннего распорядка МАОУ «СОШ № 14». При определении режима работы
предусматривается выделение:
− двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы;
− одного раза в месяц – санитарного дня (последний четверг месяца), в который
обслуживание пользователей не производится;
− не менее одного раза в месяц – методического дня (последняя пятница месяца).
4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
участниками образовательных отношений библиотека взаимодействует с библиотеками
города и региона.
4.6. Основные виды деятельности школьной библиотеки:
4.6.1. Формирование информационных и образовательных ресурсов в целях удовлетворения
информационных и образовательных потребностей участников образовательных отношений.
4.6.2. Формирование единого фонда:
− комплектование учебными, научно-популярными, научными, художественными
изданиями для обучающихся и педагогов на бумажных и электронных носителях
информации, в т.ч. создаваемых в образовательной организации (тематические папкинакопители документов, публикации и работы педагогов, лучшие научные работы и
рефераты учащихся и другие материалы, ориентированные на пользователей
библиотеки), пополнение фонда за счет привлечения информационных ресурсов сети
Интернет.
4.6.3. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки,
включающего традиционные каталоги (алфавитный, систематический).
4.6.4. Осуществление информационного, библиотечного и справочно-библиографического
обслуживания всех категорий пользователей образовательной организации.
4.6.5. Организация деятельности абонемента, читального зала, зоны индивидуальной и

5
коллективной работы пользователей.
4.6.7. Проведение массовых мероприятий, имеющих образовательные, информационные,
культурно-воспитательные цели. Возможна организация сетевых образовательных событий.
4.6.8. Использование телекоммуникационных технологий в решении задач библиотечной
поддержки образовательной деятельности и обеспечении доступа к информации.
4.7. Формы реализации образовательной функции библиотеки:
− библиотечный урок;
− викторина;
− образовательная выставка;
− встречи с интересными людьми и т.д.
4.8. К материально-технической составляющей библиотеки относятся библиотечная
локальная сеть и выход в Интернет, компьютеры.
5. Права и обязанности пользователей библиотеки
5.1. Права пользователей библиотеки:
5.1.1 Право принимать участие в образовательных событиях, проводимых в библиотеке с его
участием;
5.1.2. Пользователи имеют право бесплатно получать:
− информацию о наличии в школьноё библиотеке конкретного документа;
− сведения о составе информационных и образовательных ресурсов библиотеки через
систему каталогов и другие формы информирования;
− консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
− любой документ из фондов во временные пользования на условиях, определенных
Правилами пользования библиотеки школы.
5.2. Ответственность пользователей библиотеки:
5.2.1.
Пользователи библиотеки школы несут ответственность за использование цифрового
контента, за безопасную работу в сети Интернет в соответствии с российским
законодательством. За сохранность печатных изданий.
5.2.2. Пользователи обязаны соблюдать Правила пользования библиотекой школы.
Возвращать печатные издания в целости, чистыми, без дополнительных записей и рисунков.
5.2.3. Пользователи, нарушившие Правила пользования библиотекой школы и причинившие
ущерб, несут ответственность в соответствии с российским законодательством.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1.

Библиотека имеет право:
− самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в
соответствии с задачами и функциями, определенными данным положением;
− изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком
исключения документов и действующим законодательством;
− входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством
порядке;
− участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных, региональных и
международных программ развития библиотечного дела.
6.2. В обязанности библиотеки школы входит:
− соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы;
− обслуживать пользователей в соответствии с действующим законодательством, данным
положением и Правилами пользования библиотеки школы;
− производить обеспечение пользователей информационными ресурсами библиотеки в
строгом соответствии с возрастной категорией обучающихся;
− производить расстановку фонда в соответствии с выделенными возрастными

6
категориями;
− осуществлять регулярную сверку (не реже 2 раз в год) библиотечных фондов с
Федеральным списком экстремистских материалов;
− информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;
− обеспечивать сохранность использования носителей информации;
− повышать профессиональную квалификацию.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение принимается Педагогическим советом школы и подлежит
обязательному утверждению директором школы.
7.2. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения директором школы.
7.3. Настоящее положение утрачивает силу, в случае принятия нового положения с момента
вступления его в силу.
7.4. В настоящее положение директором шолы, могут быть внесены изменения и дополнения
в установленном порядке.
7.5. Внесение изменений и дополнений в настоящее положение оформляется приказом
директора школы.
7.6. Дата вступления изменений и дополнений в силу определяется директором школы и
устанавливается в приказе о внесении изменений и дополнений в положение о локальных
актах.
7.7. Вопросы, не урегулированные в настоящем положении, подлежат регулированию в
соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом школы и иными локальными
нормативными актами лицея.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».