МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для обучающихся с УО (вариант 9.1)
Калья, 2023г.
2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в
соответствии с:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «СОШ №
14» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП, утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;
Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от
28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
3
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
Математическое развитие младших школьников
Формирование системы начальных математических знаний
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей начального математического образования:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания
окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и
объяснять количественные и пространственные отношения)
Развивать
основы
логического,
знаково-символического
и
алгоритмического мышления
Развивать пространственное воображение
Развивать математическую речь
Формировать систему начальных математических знаний и умений,
применять их для решения учебно-познавательных и практических задач
Развивать познавательные способности
4
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального
общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у
младших
школьников
умения
учиться.
Начальное
обучение
математике
закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать
логические
причинно-следственные
цепочки
рассуждений.
связи,
Изучая
закономерности,
математику,
выстраивать
они
усваивают
определённые обобщённые знания и способы действий. Математические способы
познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать
модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой
формирования базовых учебных действий.
Базовые
учебные
действия,
формируемые
у
младших
школьни
ков, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования
в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне. Усвоенные в начальном курсе математики знания и
способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения
математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих
практических задач во взрослой жизни. Начальный курс математики является
курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и
алгебраический материал.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном
числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и
деление). Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся
пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при
проверке результатов арифметических действий с числами.
5
Особое место в содержании начального математического образования
занимают текстовые задачи.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между
объектами,
ознакомление
с
различными
геометрическими
фигурами
и
геометрическими величинами. Обучающиеся научатся распознавать и изображать
точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник,
различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными
и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).
Предметное содержание программы направлено на последовательное
формирование и отработку базовых учебных действий, развитие логического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической
речи.
Большое
внимание
в
программе
уделяется
формированию
умений
сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные
величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и
свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные
задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических
действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать
выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий
в
изменённые условия.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления
младших школьников. Программа предусматривает формирование умений
действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план
действий и следовать ему при решении учебных и практических задач,
осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать
прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие
алгоритмического
мышления
послужит
базой
для
успешного
овладения
компьютерной грамотностью.
Программа ориентирована на формирование умений использовать
полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения
6
задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в
ходе изучения других школьных дисциплин.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы
способствует
развитию
и
совершенствованию
основных
познавательных
процессов (включая воображение и мышление, память и речь).
Место учебного предмета в учебном плане
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и
овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике должно носить практическую направленность и
быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся
к
овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками,
учить
использованию математических знаний в нестандартных ситуациях
Предмет «Математика», относится к обязательной части учебного
плана.
На изучение предмета «Математика» в 1 классе отводится по 3 часа в
неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 5 часов в
неделю, курс рассчитан на 170 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 5 часов в
неделю, курс рассчитан на 170 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 4 классе отводится 5 часов в
неделю, курс рассчитан на 170 часов (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом
ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как
расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в
7
том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием
личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие,
расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира
и самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение обучающимися предметной области «Математика» предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом
социальных
(жизненных)
компетенций,
необходимых
для
достижения основной цели современного. Планируемые предметные результаты
предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и
умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному
и достаточному.
8
Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
- знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации
образовательной деятельности;
- позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное
задание хорошо (правильно);
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом
плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической
операции;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике
задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в
учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с
предметами или выполнения задания в тетради;
-
понимание
записей
с
использованием
математической
символики,
содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их
прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;
- умение отразить в речи с использованием математической терминологии
предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных
совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики
предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей
или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в
соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
-
умение
рассказать
о
пошаговом
выполнении
учебного
действия
с
использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном
действии) с помощью учителя;
- начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного
задания (правильно – неправильно);
9
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и
доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном
отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на
улице.
Предметные результаты
1 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Пропедевтика
- знание (понимание в речи учителя)
- знание и использование в собственной
слов, определяющих величину,
речи слов, определяющих величину, размер
размер предметов, их массу;
предметов, их массу;
- умение сравнивать предметы по величине,
- умение сравнивать предметы по
размеру «на глаз», наложением,
величине, размеру «на глаз»,
приложением; сравнивать предметы по
наложением, приложением (с
массе с помощью мускульных ощущений;
помощью учителя); сравнивать
предметы по массе с помощью
мускульных ощущений;
- знание слов, отражающих количественные
отношения предметных совокупностей,
- знание слов, отражающих
умение использовать их в собственной
количественные отношения
речи;
предметных совокупностей, умение
использовать их в собственной речи;
- выполнение оценивания и сравнения
количества предметов в совокупностях «на
- выполнение оценивания и
глаз», путем установления взаимно
сравнения количества предметов в
однозначного соответствия, выделения
10
совокупностях «на глаз», путем
лишних, недостающих предметов;
установления взаимно однозначного
уравнивание предметных совокупностей по
соответствия, выделения лишних,
количеству предметов, их составляющих;
недостающих предметов (с помощью
учителя); уравнивание предметных
- умение увеличивать и уменьшать
совокупностей по количеству
количество предметов в совокупности,
предметов, их составляющих;
объемах жидкостей, сыпучего вещества;
объяснять эти изменения;
- умение увеличивать и уменьшать
количество предметов в
- знание и использование в собственной
совокупности, объемах жидкостей,
речи слов, определяющих положение
сыпучего вещества;
предметов в пространстве, на плоскости;
- определение положения предметов в
- знание и использование в
пространстве относительно себя, по
собственной речи слов,
отношению друг к другу; определение
определяющих положение предметов
положения предметов на плоскости;
в пространстве, на плоскости;
перемещение предметов в указанное
положение;
- определение положения предметов
в пространстве относительно себя, по - установление и называние порядка
отношению друг к другу;
следования предметов;
определение положения предметов на
плоскости; перемещение предметов в
указанное положение (с помощью
учителя);
- установление и называние порядка
следования предметов (с помощью
учителя);
- знание частей суток, порядка их
- знание частей суток, порядка их
следования;
- овладение элементарными временными
представлениями, использование в речи при
описании событий окружающей жизни
слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий
11
следования;
день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно;
- овладение элементарными
- узнавание и называние геометрических
временными представлениями,
фигур; определение формы предметов
использование в речи при описании
путем соотнесения с геометрическими
событий собственной жизни слов:
фигурами.
сегодня, завтра, вчера, рано, поздно,
вовремя, давно;
- узнавание и называние
геометрических фигур; определение
формы знакомых предметов путем
соотнесения с геометрическими
фигурами.
Нумерация
- знание количественных,
- знание количественных, порядковых
порядковых числительных в пределах числительных в пределах 10;
10; количественных числительных в
количественных числительных в пределах
пределах 20;
20;
-откладывание чисел с
-откладывание чисел в пределах 20 с
использованием счетного материала
использованием счетного материала;
(чисел 11-20 – с помощью учителя);
- умение прочитать запись числа
- умение прочитать запись числа
в пределах 20; записать число с
в пределах 20; записать число с помощью
помощью цифр;
цифр;
- знание десятичного состава чисел 11-20;
- знание числового ряда в пределах 10 в
- знание числового ряда в пределах
прямом и обратном порядке; числового ряда
12
10 в прямом порядке; месте каждого
в пределах 20 в прямом порядке;месте
числа в числовом ряду в пределах 10;
каждого числа в числовом ряду в пределах
10;
- осуществление счета в пределах 10,
- осуществление счета предметов в
пределах 10, присчитывая по 1;
обозначение числом количества
предметов в совокупности;
присчитывая, отсчитывая по1 и равными
числовыми группами по 2; счета предметов
в пределах 20,присчитывая по 1;
обозначение числом количества предметов
в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах
10;
- выполнение сравнения чисел в
пределах 10 с опорой на
установление взаимно однозначного
соответствия предметных
совокупностейили их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей
(чисел).
- знание состава чисел 2-10 из двух
частей (чисел) с опорой на
разложение предметной
совокупности на две части.
13
Единицы измерения и их соотношения
-знание единиц измерения (мер)
- знание названий величин (стоимость,
стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см),
длина, масса, емкость, время) и их единиц
массы (1 кг), емкости (1 л), времени
измерения (мер): 1 р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л, 1
(1 сут., 1 нед.);
сут., 1 нед.;
- умение прочитать и записать число,
- умение прочитать и записать число,
полученное при измерении величин
полученное при измерении величин одной
одной мерой (с помощью учителя);
мерой;
- узнавание монет, называние их
- узнавание монет, называние их
достоинства; осуществление замены
достоинства; осуществление замены и
и размена монет в пределах 10 р.;
размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней
- знание названий, порядка дней недели,
недели (с помощью учителя),
количества суток в неделе.
количества суток в неделе.
Арифметические действия
- знание названий арифметических
- знание названий арифметических
действий сложения и вычитания, их
действий сложения и вычитания, их знаков
знаков («+» и «-»);
(«+» и «-»);
- составление числового выражения
- составление числового выражения (1 + 1, 2
(1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с
– 1) на основе соотнесения с предметно-
предметно-практической
практической деятельностью (ситуацией);
деятельностью (ситуацией);
- понимание сущности знака «=» и умение
- понимание сущности знака «=» и
его использовать при записи числового
умение его использовать при записи
выражения в виде равенства (примера): 1 +
числового выражения в виде
1 = 2, 2 – 1 = 1;
равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 =
14
- понимание смысла действий сложения и
1;
вычитания, умение их иллюстрировать в
- понимание смысла действий
практическом плане при выполнении
сложения и вычитания, умение их
операций с предметными совокупностями;
иллюстрировать в практическом
плане при выполнении операций с
- выполнение сложения и вычитания чисел
предметными совокупностями;
в пределах 10 на основе знания состава
чисел; выполнение сложения чисел в
- выполнение сложения и вычитания
пределах 20 на основе знания десятичного
чисел в пределах 10 на основе
состава чисел 11-20;
пересчитывания предметов,
присчитывания и отсчитывания по 1;
Арифметические задачи
- выделение в арифметической задаче
- выделение в арифметической задаче
условия, требования (вопроса);
условия, требования (вопроса); выделение в
выделение в условии задачи
условии задачи числовых данных;
числовых данных;
- выполнение решения задач на нахождение
- выполнение решения задач на
суммы, разности (остатка) в практическом
нахождение суммы, разности
плане на основе действий с предметными
(остатка) в практическом плане на
совокупностями и с помощью
основе действий с предметными
иллюстрирования, с записью решения в
совокупностями, с записью решения
виде примера; называние ответа задачи;
в виде примера; называние ответа
задачи;
- составление задач на нахождение суммы,
разности (остатка) по предложенному
сюжету, готовому решению, краткой записи
- составление задач на нахождение
с использованием иллюстраций.
суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету (с помощью
учителя).
15
Геометрический материал
- различение плоскостных и
- различение плоскостных и объемных
объемных геометрических фигур;
геометрических фигур; определение формы
определение формы знакомых
предметов путем соотнесения с
предметов путем соотнесения с
плоскостными и объемными
плоскостными и объемными
геометрическими фигурами;
геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок),
- знание линий (прямая, кривая,
умение их различать;
отрезок), умение их различать;
- построение прямой линии (произвольной;
- построение прямой линии
проходящей через одну, две точки), отрезка
(произвольной), отрезка с помощью
с помощью линейки;
линейки (с помощью учителя);
- измерение длины отрезка в сантиметрах, с
- измерение длины отрезка в
записью числа, полученного при
сантиметрах, с записью числа,
измерении; построение отрезка заданной
полученного при измерении (с
длины;
помощью учителя); построение
отрезка заданной длины (с помощью
- построение треугольника, квадрата,
учителя);
прямоугольника по заданным точкам
(вершинам).
- построение треугольника, квадрата,
прямоугольника по заданным точкам
(вершинам) с помощью учителя.
класс
2
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- знание числового ряда 1—20 в прямом
- счет, присчитыванием, отсчитыванием
порядке; откладывание любых чисел в
по единице и равными числовыми
пределах 20, с использованием счетного
группами в пределах 20;
16
материала;
- откладывание любых чисел в пределах
- знание названий компонентов
20 с использованием счетного
сложения, вычитания;
материала;
- понимание смысла арифметических
- знание названия компонентов
действий сложения и вычитания.
сложения, вычитания, умножения,
- знание порядка действий в примерах в
деления;
два арифметических действия;
- понимание смысла арифметических
- и применение переместительного
действий сложения и вычитания;
свойства сложения;
- знание порядка действий в примерах в
- выполнение устных и письменных
два арифметических действия;
действий сложения и вычитания чисел в
- знание и применение
пределах 20;
переместительного свойство сложения;
- знание единиц измерения (меры)
- выполнение устных и письменных
стоимости, длины, массы, времени и их
действий сложения и вычитания чисел в
соотношения;
пределах 20;
- различение чисел, полученных при
- знание единиц (мер) измерения
счете и измерении, запись числа,
стоимости, длины, массы, времени и их
полученного при измерении двумя
соотношения;
мерами;
- различение чисел, полученных при
- пользование календарем для
счете и измерении, запись чисел,
установления порядка месяцев в году,
полученных при измерении двумя
количества суток в месяцах;
мерами (с полным набором знаков в
- определение времени по часам (одним
мелких мерах);
способом);
- знание порядка месяцев в году,
- решение, составление,
номеров месяцев от начала года; умение
иллюстрирование изученных простых
пользоваться календарем для
арифметических задач;
установления порядка месяцев в году;
- решение составных арифметических
знание количества суток в месяцах;
задач в два действия (с помощью
- определение времени по часам тремя
учителя);
способами с точностью до 1 мин;
17
- различение замкнутых, незамкнутых
- решение, составление,
кривых, ломаных линий; вычисление
иллюстрирование всех изученных
длины ломаной;
простых арифметических задач;
- узнавание, называние, моделирование
- краткая запись, моделирование
взаимного положения двух прямых,
содержания, решение составных
кривых линий, фигур; нахождение точки
арифметических задач в два действия;
пересечения без вычерчивания;
- различение замкнутых, незамкнутых
- знание названий элементов
кривых, ломаных линий; вычисление
четырехугольников; вычерчивание
длины ломаной;
прямоугольника (квадрата) с помощью
- узнавание, называние, вычерчивание,
чертежного треугольника на
моделирование взаимного положения
нелинованной бумаге (с помощью
двух прямых и кривых линий,
учителя).
многоугольников, окружностей;
нахождение точки пересечения;
- знание названий элементов
четырехугольников, вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на
нелинованной бумаге.
класс
3
Минимальный уровень
-числовой ряд 1—100 в прямом и
Достаточный уровень
читать, присчитывая, отсчитывая по
обратном порядке;
единице и равными числовыми
-смысл арифметических действий
группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
умножения и деления (на равные части
и по содержанию), различие двух видов
деления на уровне практических
- откладывать на счетах любые числа в
пределах 100;
-складывать и вычитать числа в
действий, способа чтения и записи
пределах 100 без перехода через
каждого вида деления;
разряд приемами устных вычислений;
18
-таблицы умножения и деления чисел в
- использовать знание таблиц умножения
пределах 20, переместительное свойство
для решения соответствующих
произведения, связь таблиц умножения
примеров на деление;
и деления;
-порядок действий в примерах в 2—3
арифметических действия;
-различать числа, полученные при счете
и измерении;
- записывать числа, полученные при
-единицы (меры) измерения стоимости,
измерении двумя мерами, с полным
длины, массы, времени, соотношения
набором знаков в мелких мерах: 5 м
изученных мер;
62 см, 3 м 03 см, пользоваться
- порядок месяцев в году, номера
различными табелями-календарями,
месяцев от начала года.
отрывными календарями;
- определять время по часам (время
прошедшее, будущее);
-находить точку пересечения линий;
-чертить окружности разных радиусов,
различать окружность и круг.
Примечания.
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом
через десяток с подробной записью.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от
деления на 2 путем использования таблицы умножения.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом,
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах, месяцев в году.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых —
умножение или деление.
19
класс
4
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-знание числового ряда 1-100 в прямом
-знание нумерации чисел 1-100 в прямом
порядке; --откладывание любых чисел в
и обратном порядке;
пределах 20, с использованием счетного счет, присчитыванием, отсчитыванием по
материала;
единице и равными числовыми группами
-понимание смысла арифметических
в пределах 100;
действий сложения и вычитания;
-знание названия компонентов
-различение кривых, ломаных линий;
сложения, вычитания;
-знание свойств изученных
-понимание смысла арифметических
геометрических фигур,; вычерчивание
действий сложения и вычитания;
прямоугольника (квадрата) с помощью
-знание правила сложения и вычитания
чертежного треугольника (с помощью
числа 0;
учителя);
-знание порядка действий в примерах в
- читать, показывать числа 1-100;
два арифметических действия;
- считать по единице и равными
-знание и применение переместительного
числовыми группами (по2, по5, по3,
свойство сложения;
по4) в пределах 20 в прямом и обратном -выполнение устных и письменных
порядке (необязательно);
действий сложения и вычитания чисел в
сравнивать числа в пределах 100
пределах 100 с переходом через десяток ;
(использовать при сравнении чисел не
- выполнение устных и письменных
обязательно; при сравнении двузначных
действий (умножения и деления) чисел в
чисел с двузначными возможна помощь
пределах 100 с помощью таблицы
учителя);
умножения (наглядность)
пользоваться таблицей состава чисел
-знание единиц (мер) измерения
второго десятка из десятков и единиц;
стоимости, длины, массы, времени и их
записывать числа, выраженные одной
соотношения;
единицей измерения (стоимости,
-различение чисел, полученных при счете
длины, времени);
и измерении, запись чисел, полученных
- определять время по часам с
при измерении двумя мерами;
20
точностью до часа;
-знание порядка месяцев в году, номеров
- складывать и вычитать числа в
месяцев от начала года; умение -
пределах 100 без перехода через разряд
пользоваться календарем для
( с помощью калькулятора);
установления порядка месяцев в году;
- решать простые примеры с числами,
-определение времени по часам;
выраженными одной единицей
-решение, составление, иллюстрирование
измерения (длины, стоимости,
всех изученных простых
времени);
арифметических задач;
- решать простые текстовые задачи на
-краткая запись, моделирование
нахождение суммы и разности (остатка)
содержания, решение арифметических
( с помощью учителя);
задач в два действия;
решать задачи на увеличение и
-различение замкнутых, незамкнутых
уменьшение числа на несколько единиц
кривых, ломаных линий; вычисление
(с помощью учителя);
длины ломаной;
показывать и называть геометрические
-знание названий элементов
фигуры;
четырехугольников, вычерчивание
измерять отрезки и строить отрезок
прямоугольника (квадрата) с помощью
заданной длины;
учителя;
строить луч, произвольные углы,
-сравнивать числа в пределах 100
прямой угол с помощью чертёжного
(однозначные с двузначными,
треугольника (возможна помощь
двузначные с однозначными);
учителя);
-использовать при сравнении чисел знаки
строить треугольники, квадраты,
(<,=,>);
прямоугольники по точкам (вершинам)
-пользоваться таблицей состава чисел
с помощью учителя.
второго десятка из десятков и единиц;
соотносить количество 1-20 с
выполнять деление на две равные части;
количеством предметов;
-записывать числа, выраженные одной
складывать фигуры из счётных палочек
единицей измерения (стоимости, длины,
по подражанию и по показу;
времени);
различать предметы по цвету, форме,
-показывать, называть стороны, углы,
21
величине;
вершины в треугольнике, квадрате,
сравнивать множества по количеству,
прямоугольнике;
используя практические способы
-измерять отрезки и строить отрезок
сравнения (приложение и наложение) и
заданной длины;
счёт, обозначая словами больше,
-строить луч, произвольные углы, прямой
меньше, поровну;
угол с помощью чертёжного
треугольника;
-строить треугольники, квадраты,
прямоугольники по точкам (вершинам)
22
Содержание учебного предмета
1 класс
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер
(величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся),
другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной,
одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный,
короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий);
длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше);
равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной,
одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще,
тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче,
равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести
(равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый
тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
23
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много,
мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного,
несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше,
меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству
предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.
Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и
после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение
предметов
в
пространстве,
на
плоскости
относительно
обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее,
левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около,
здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в
центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя,
нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый
углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за,
следом, следующий за.
24
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно,
недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник: распознавание,
называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с
геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и
цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными
числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число.
Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение
предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно
однозначного
соответствия
предметных
совокупностей
или
их
частей.
Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух
частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности
в виде двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20
Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20.
Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем
присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем
25
отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные,
двузначные числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты:
1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более
крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства
монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины
предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины –
линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения
массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости
предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.).
Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических
действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение
(прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе
соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его
значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства
(примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в
пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия
вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух
десятков (10 + 10 = 20).
26
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение
и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических
действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка).
Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному
сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной
формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки
в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой
линии через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в
сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам
(вершинам).
Итоговое повторение.
класс
2
Нумерация
Отрезок числового ряда 11—20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество.
Числа первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое
число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
27
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по
единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм.
Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины,
времени.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи
учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи
вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из
20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины,
стоимости, времени).
Понятия больше на ..., меньше на.... Решение примеров на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись
ответа.
28
класс
3
Нумерация
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Повторение
Нумерация в пределах 20, состав чисел. Числа следующие и предыдущие,
сравнение чисел. Компоненты сложения и вычитания. Меры времени 1ч, 1 сут.
Решение примеров с именованными числами. Единицы стоимости, решение
задач. Геометрический материал. Отрезок, круг. Меры длины сантиметр,
дециметр. Углы, виды углов. Нумерация в пределах 100. Умножение и деление.
Геометрический материал.
Геометрический материал
Пространственные
отношения.
Взаимное
расположение
предметов
на
плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и
пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые:
окружность.
Использование
чертежных
инструментов
для
выполнения
построений. Измерение длины отрезка.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения).
Арифметические Величины и единицы их измерения. Единица массы
(килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год),
стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).
29
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин
Арифметические задачи
Решение
текстовых
задач
арифметическим
способом.
Простые
арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые
арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление
на равные части, деление по содержанию). Решение арифметических задачи по
краткой записи и с недостающими данными. Задачи, содержащие отношения
«больше на …», «меньше на …». Задачи с мерами стоимости и мерами длины.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Арифметические действия
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Умножение и деление до 6.
Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица
умножения и деления. Взаимосвязь арифметических действий. Сложение и
вычитание
круглых
десятков.
Нахождение
неизвестного
компонента
арифметического действия. Числовое выражение.
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Сложение и
вычитание круглых десятков и однозначных чисел. Сложение и вычитание
круглых десятков и двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел.
Получение круглых десятков сложением двузначных чисел с однозначным.
Получение круглых десятков сложением двух двузначных чисел. Вычитание
однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. Скобки. Порядок
действий в примерах со скобками и без них. Действия 1 и 2 ступени. Алгоритмы
письменного сложения, вычитания. Способы проверки правильности вычислений.
30
класс
4
Числа и величины
Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста.
Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность,
самостоятельно
и составлять последовательность по
выбранному
правилу
заданному или
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз).
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку.
Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, ), используя
основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограммграмм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр,
дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия.
Выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени),
объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, табличное умножение и деление числа в пределах 100) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел.
Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначныхчисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с
нулём и числом 1).
Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение.
Вычислять
значение
числового
выражения
(содержащего
2
арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выполнять действия с величинами. Использовать свойства арифметических
действий для удобства вычислений.
31
Работа с текстовыми задачами
Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами,
взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и
порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью,
арифметическим способом (в 1—2 действия).
Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг). Выполнять построение геометрических фигур с заданными
измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.
Распознавать и называть геометрические тела (куб, шар).
Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Распознавать, различать и называть геометрические тела.
Геометрические величины
Измерять длину отрезка. Измерять длину ломаной. Оценивать размеры
геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений
о числах,
величинах, геометрических фигурах. Читать несложные готовые таблицы;
Форма
промежуточной
аттестации
по
предмету
предполагает
выполнение проверочной работы (1 класс) и контрольной работы (2 - 4 класс). .
32
Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов и тем
№
п/п
Кол-во
часов
1
Пропедевтика
21
2
Нумерация
76
3
Нумерация чисел в пределах 10
66
4
Нумерация чисел в пределах 20
10
5
Итоговое повторение
2
6
Всего
99
2 класс
Наименование разделов и тем
№
п/п
Кол-во
часов
1
Нумерация
56
2
Единицы измерения и их соотношения
22
3
Арифметические действия
50
4
Арифметические задачи
24
5
Геометрические формы
18
6
Всего
170
класс
3
Наименование разделов и тем
№
п/п
Кол-во
часов
1
Нумерация
8
2
Повторение
20
33
3
Геометрический материал
15
4
Единицы измерения и их соотношения
17
5
Арифметические задачи
36
6
Арифметические действия
74
7
Всего
170
класс
4
Наименование разделов и тем
№
п/п
Кол-во
часов
1
Повторение
23
2
Умножение и деление
56
3
Числа 1-100
12
4
Сложение и вычитание в пределах 100
61
5
Повторение за год
18
6
Всего
170
34