СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
от 27.08.2020 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 14»
от 27.08.2020 № 745-ос
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету
«Математика»
в соответствии с ФГОС ОВЗ
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
уровень начального общего образования
Количество часов:
Всего – 540 часов, 4 часа в неделю
1 и 1 дополнительный класс – 132 часа
2 класс – 136 часа
3 класс – 136 часа
4 класс – 136 часа
Североуральск 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Моро
М.И., Колягина Ю.М., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика», М., «Просвещение»
(программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа
России» М., «Просвещение»)
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей
учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей
в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в
распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных
умений и познавательной деятельности учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать
адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных
познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и
использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и
обучения составлению различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения,
анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической
терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач,
решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление
недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию
сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение
навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на
практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает
осваивать учебные предметы в среднем звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметнопрактической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и
вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности.
Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа
(например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию
деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет
составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков,
памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает
общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного»
уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять
дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать
дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной
компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного
действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи
понятия, обозначающие пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с
предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с
ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных
требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет
разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения,
закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании
умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным
уменьшением количества внешних развернутых действий.
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 132ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на изучение математики отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34учебных недель в каждом классе).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно
проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы,
поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности
учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов,
условия задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр,
геометрических фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами,
предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» проявляются:
в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной
деятельности;
в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);
в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей (одноклассников);
в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения
арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые
учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные
результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный
образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде
рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.);
сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее –
короче и т.п.);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
1)
2)
3)
4)
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование
рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);
различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг
становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и
т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны
одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации
проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:
формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в
соответствии с алгоритмом;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чиселв виде
суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости
(литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица
сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и
группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата,
вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше
(меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др.
Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе—
дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная,
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертѐжных инструментов для
выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед,
пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр.
Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см 2, дм 2 , м 2 ). Точное и приближѐнное измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной
информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»;
«каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей
информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Тематическое планирование
1 класс
Примерное содержание занятий
Наименование раздела
Колво
часов
1. Подготовка к изучению 24
чисел. Пространственные и
временные представления
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый,
квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение предметов:
вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения:
слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до,
после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .
2.Числа от 1 до 10. Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений,
движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа,
непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Число 10.
Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки >(больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел от 2 до 10
из двух слагаемых. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная.
Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин
отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение
отрезка заданной длины. Понятия «увеличить на…», « уменьшить на …». Решение задач в одно действие на
54
сложение и вычитание (на основе счета предметов). Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках,
пословицах и поговорках».
3. Числа от 1 до 10. Сложение 44
и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи
числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по
частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания
соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10 (прибавить 1,2,3). Соответствующие
случаи вычитания (вычесть 1,2,3). Сложение и вычитание с числом 0. Связь между суммой и слагаемыми.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Задача. Структура задачи
(условие, вопрос) анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий сложение и вычитание. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько
единиц.
4. Итоговое повторение
10
Числа от 1 до 10. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры.
Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
Итого
132
Тематическое планирование
1 класс (дополнительный)
Примерное содержание занятий
Наименование раздела
Колво
часов
1. Числа от 1 до 10. Сложение и 54
вычитание
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи
числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по
частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания
соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи
вычитания. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Подготовка к
решению задач в два действия – решение цепочки задач. Единица массы: килограмм. Единица вместимости:
литр.
2.Числа от 1 до 20. Нумерация
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись
24
чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Единицы длины:
сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Текстовые задачи в
два действия.
3. Числа от 1 до 20. Табличное 44
сложение и вычитание
4. Итоговое повторение
10
Итого
132
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов
вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на
сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Проверочная работа за курс 1 класса.
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры.
Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
2 класс
Примерное содержание занятий
Наименование раздела
1. Числа от
Нумерация
1
до
Колво
часов
100. 16
2.Числа от 1 до 100. Сложение 70
и вычитание
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав.
Запись и чтение чисел. Порядок следования чисел при счете. Поместное значение цифр. Числа однозначные
и двузначные. Число 100. Сравнение чисел. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними. Рубль, копейка. Соотношение между ними.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его
значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств
сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения
(вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12,
25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение между
ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Длина ломаной. Периметр
многоугольника. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство
противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на
клетчатой бумаге. Задачи, обратные данной. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого,
неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Запись решения задачи в виде выражения.
3.Числа
от
1
до
Умножение и деление
100. 39
4. Итоговое повторение
11
Итого
136
Проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две
точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи
выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом
действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц
умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3
действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Задачи, раскрывающие смысл
действия умножения и действия деление. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на
нахождение третьего слагаемого.
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и
письменные приемы. Решение задач изученных видов.
3 класс
Тематическое планирование
Примерное содержание занятий
Наименование раздела
Колво
часов
1. Числа от 1 до 100. Сложение 8
и вычитание
2.Табличное
деление
умножение
и 56
Устные и письменные приѐмы сложения и вычитания.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение
уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при
вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа;
зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в
3.Внетабличное умножение и 27
деление
4. Числа от
Нумерация
до
1000. 13
5. Числа от 1 до
Сложение и вычитание
1000. 10
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в
пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
6.
1000. 12
Приемы
Числа
от
1
выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса
одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет,
количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого
пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление
вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая,
сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа;
зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса
одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет,
количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого
пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление
вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая,
сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки.
Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Умножение суммы на число. Приемы деления для
случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка
деления. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a•b, c :d (d≠0), вычисление их значений при
заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления. Деление с остатком. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Проект: «Задачи – расчѐты».
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных
чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных
слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
1
до
устного
умножения
и
деления.
Виды
треугольников:
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с
калькулятором.
Умножение и деление
7. Итоговое повторение
10
Итого
136
Повторение изученных тем за год.
4 класс
Тематическое планирование
Примерное содержание занятий
Наименование раздела
Колво
часов
1. Числа от 1 до 1000. 13
Повторение
2.Числа, которые не больше 11
1000. Нумерация
3.Величины
4.Числа, которые больше
1000. Сложение и вычитание
Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4
действия. Письменные приемы вычислений. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и
составление столбчатых диаграмм.
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч. Чтение, запись
многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Выделение в
числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов. Проект:
«Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город(село)».
18
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Таблица единиц длины. Единицы
площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр,
квадратный километр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки. Единицы
массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Таблица единиц массы. Единицы времени: секунда, минута, час,
сутки, месяц, год, век. Таблица единиц времени. Задачи на определение начала, конца события, его
продолжительности.
11
Письменные приѐмы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение и вычитание значений
величин. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
5. Числа, которые больше
1000. Умножение и деление
71
6. Итоговое повторение
12
Итого
Алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Скорость. Время.
Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. Задачи с
величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Устные приѐмы
умножения вида 18 •20 , 25 •12. Письменные приѐмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Деление числа на произведение. Устные приѐмы деления для случаев вида: 600:20, 5600:800.Деление с
остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи на
одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях.
Умножение числа на сумму. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трѐхзначное
число. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Письменное деление многозначного числа
на двузначное и трѐхзначное число. Проверка умножения делением и деления умножением. Куб.
Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида:
вершины, грани, рѐбра куба (пирамиды). Развѐртка куба Развѐртка пирамиды. Изготовление моделей
куба, пирамиды. Проект: «»Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и
заданий.
Повторение изученных тем за год.
136
Материально-техническое обеспечение
1. Классная маркерная доска с набором приспособлений для крепления картинок
2. Мультимедийный проектор
3. Компьютер
4. Экран
5. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по математике
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)