Читаем об Урале

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

протокол педсовета №1

приказ № 238-ос

от «30» августа 2023г.

от «30» августа 2023г.
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН ЮЛ=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Казначейство России
Причина: Я подтвердил целостность этого документа
Дата: 27 Декабрь 2023 г. 11:51:52

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литературное чтение: читаем об Урале»
для обучающихся 2-3 классов

п. Калья, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Литературное чтение: читаем об Урале» составлена на основе
государственного образовательного стандарта, призванного формировать у учащихся
знания об истории и культуре родного края, умения ориентироваться в политикоэкономической и социокультурной ситуации современного Урала.
На изучение учебного курса отводится 68 часов: во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе 4 часа (1 час в неделю).
Принципы изучения литературы Урала в школе следующие.
1. Изучение литературы родного края в контексте общероссийского литературного
процесса.
Из этого следует необходимость отчетливо установить:
1) какие произведения местных авторов создавались под влиянием художественных
тенденций общероссийского масштаба или в очевидной связи с ними;
2) в чем уральские книги углубляли и развивали эти общероссийские тенденции;
3) в чем литературный процесс на Урале опередил и инициировал искания всей
современной ему отечественной литературы.
2. Верность эстетическим критериям при отборе произведений для анализа и при оценке
их идейно-эстетических достоинств, предполагающая ориентацию на образцы
художественной культуры и искусства слова, т. е. на наиболее значительные произведения
отечественной словесности, созданные в тот или иной период развития литературы.
3. Произведения уральских авторов в программе подразделяются на следующие три группы
в зависимости от вида усвоения.
3.1. Произведения, обязательные для чтения и изучения на уроках литературы.
3.2. Произведения уральских писателей, которые предлагаются для чтения и обсуждения
в школе.
3.3. Третью группу составляют произведения, которые рекомендуются для внеклассного
чтения. Знакомство с ними может идти как бы параллельно основному курсу, расширяя
культурный кругозор школьников. В распоряжение учителя и ученика предоставляются
достаточно широкие списки региональной литературы по различным темам, рассчитанные
на разные интересы учителя и учеников.
4. Решать вопрос о месте литературы Урала в учебном процессе начальной школы
предлагается следующим образом.
4.1. Отдельные произведения уральских авторов целесообразно включать в
соответствующие тематические разделы федеральной программы.
4.2. Рекомендуется вкратце познакомить ребенка с историей Урала, дать элементарные
сведения по топонимии региона.
4.3. Достаточно большой пласт в содержании обучения в начальной школе занимают сказки
— волшебные, бытовые и сказки о животных, созданные удмуртами, башкирами, татарами,
коми, хантами и манси, а также легенды и мифы народов Урала. К последним относятся
сказки о сотворении мира, происхождении всей окружающей среды — живой и неживой, о
складывании тех или иных типов человеческих характеров, взаимоотношений людей с
природой, о происхождении уральских топонимов и т. д. Чтение таких сказок-мифов
полезно в любом возрасте, тем более в детском, когда человек еще недалеко ушел от своей
«прародины», а значит, может более продуктивно вбирать архетипический материал в свое
сознание. Важность этого раздела обусловлена еще и тем, что мифологическая

составляющая фольклорных жанров актуализируется в дальнейшей письменной
литературе, особенно в литературе XX века. Учителю рекомендуется проводить
сопоставление предложенных в программе сказок народов Урала с русскими народными и
другими сказками.
4.4. Среди художественных произведений основное внимание следует обратить на
классические детские сказки (П. Ершов, П. Вагнер, Д. Мамин-Сибиряк, П. Бажов).
4.5. На данный момент существует несколько книг для чтения (хрестоматий) по литературе
Урала для начальной школы, поэтому предложенный в программе список текстов
вариативен. Выбор конкретных произведений по той или иной теме предоставляется
учителю, который вправе руководствоваться обеспеченностью детей изданиями, а также
своими интересами и предпочтениями детей.
Литературное образование в начальной школе обычно совмещается с обучением навыкам
чтения. Данная программа рекомендует учителю организовать преподавание уральской
литературы вокруг нескольких опорных, базовых тем; каждая из них раскрывает перед
ребенком определенную сферу его отношений с миром и представляет целостную,
значимую для малыша эмоционально-жизненную ценность.
Эти базовые темы связаны со следующими понятиями: родительский дом, семейный
круг, мир родной природы, животные — «братья наши меньшие», домашние предметы, с
малых лет окружающие детей, сказки и дополняющие их детские фантазии. Через чтение и
переживание книг ребенок постигает ценностный смысл этих понятий, затаенную в них
нравственную и эстетическую значимость для человека во все периоды его жизни.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное чтение: читаем об
Урале»
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; ФГОС начального общего образования

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поискасредств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболееэффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон исотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16. умение работать
в
материальной
и
информационной
среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса
«Литературное чтение: читаем об Урале».
Предметные результаты.
- знать имена народов, населяющих Уральский регион;
- знать имена наиболее известных писателей и поэтов региона, с
произведениями которыхучащиеся ознакомились на уроках чтения;
- знать временные рамки творчества изучаемых писателей;
- знать комплекс основных тем, имена и характеры главных героев, своеобразие
сюжетного развития в прочитанных произведениях;
- знать первичные способы выражения авторской позиции в изученных
произведениях (на примере сказок Д. Мамина-Сибиряка, Н. Вагнера,
стихотворений Е. Хоринской, Л. Татьяничевой, К. Герда и др.);
- знать виды сказок народов Урала (волшебная, бытовая, о животных), а также
их основные структурные отличия друг от друга.
- уметь определять основную тему в прочитанном произведении, находить
главных героев иопределять характер их взаимоотношений в сюжете;
- вычитывать и называть основной эмоциональный тон (настроение) в
стихотворении илилирико-прозаической миниатюре;
- видеть позицию автора в изучаемых текстах и осуществлять первичный анализ
авторской точки зрения в представленном тексте;
- определять свое отношение к героям и темам прочитанных произведений, к
позиции автора вних; определять типы сказок народов Урала и доказывать
свое мнение текстом;
- находить различия национальных вариантов одного и того же сказочного сюжета;
- соотносить реалии жизни, изображенной в произведениях уральских
художников, со своимсовременным окружением;
- составлять устное монологическое высказывание (ответ) на 5—7 минут на
предложенную тему(вопрос) о литературе Урала.
Содержание учебного курса «Литературное чтение: читаем об Урале»
2 класс
Литературные сказки
Для чтения и обсуждения:
Пётр Павлович Ершов. Конёк-горбунок.
Знакомство с жизнью и личностью П. П. Ершова. Народность его сказки: связь
с русским и мировым фольклором; особенности сюжетики и языка. Авторский

характер сказки. Образы старика и его сыновей, индивидуальность Конькагорбунка.
Для чтения и изучения:
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
Жизнь и творчество
Д.
Н.
Мамина-Сибиряка.
История
создания
«Алёнушкиных сказок».
«Обыкновенность» героев и сюжетов сказок. Секреты их сказочности. Позиция
автора- рассказчика: его доброта, внимание, терпимость и любовь к
окружающему миру. «Уроки» Мамина-Сибиряка.
Для чтения и обсуждения:
Лев Иванович Давыдычев. Воробьи.
Соединение реального и фантастического в сказке. Образ автора-рассказчика.
Общее и различное в народных сказках о животных и сказках авторских. Роль
авторского начала.
Всё живое
Для чтения и обсуждения:
Борис Степанович Рябинин. На все фасоны. Буся-лентяй. Дружба человека и
животных, характеры животных в рассказах Б. С. Рябинина. Отношение автора к
своим героям.
Мир вокруг нас
Для чтения и обсуждения:
Сергей Георгиевич Георгиев. Рассказы о Саньке.
Художественные особенности рассказов С. Г. Георгиева: умение Георгиева войти
в мир ребенка. Характер главного героя, особенности его отношения к миру,
своеобразие сюжетов.
Лев Кузьмин. Дом с колокольчиком. Звездочёты. Как до небес добраться.
Сказочный мир в стихах Л. И. Кузьмина. Таинственность и задушевность
настроений стихов.
Елена Евгеньевна Хоринская. Мы с тобой. Гриша Обещалкин. Адик-математик.
Сатирические стихи Е. Е. Хоринской. Человеческие недостатки, выведенные в
стихотворениях, формы их описания.
3 класс
Сказки народов Урала
Для чтения и изучения:
Башкирские народные сказки: Соловей. Мудрый старик и глупый царь. Как Алдар
землю продал.
Татарские народные сказки: Умная девушка. Бедняк и два бая. Три дочери.
Коми народная сказка: Война из-за ржаного зёрнышка (фрагмент).
Ханты народные сказки: Лентяй. Как языкам учились. Чокнутый черт.
Волшебная и бытовая сказка в фольклоре народов Урала. Народная мудрость и
веселый юмор сказок. Сказки-притчи («Соловей», «Золотая капля», «Три
дочери»). Причины возникновения и задачи сказок.
Литературные сказки

Для чтения и обсуждения:
Николай Петрович Вагнер. Сказки Кота-Мурлыки: Фея Фантаста. Папа-пряник.
Знакомство с творчеством «русского Андерсена» Н. П. Вагнера и его книгой
«Сказки Кота- Мурлыки». Образ Феи Фантасты. Что говорит автор о значении
фантазии в жизни людей? Характеры мальчиков в сказке «Папа-пряник». В чем
состоит «настоящее доброе дело» по мнению автора и в представлении детей,
читателей сказки?
Для чтения и изучения:
Павел Петрович Бажов. «Уральские сказы» П. П. Бажова. Особость мира
сказов, связь волшебства с реальной жизнью людей. Характеры детей в
изображении Бажова. Личные качества героев, важные для автора (смелость,
упорство, мужество, доброта, широта души, щедрость). Образы волшебных сил
в сказах. Язык Бажова.
Мир вокруг нас
Для чтения и изучения:
Ханиф Карим. Речушка Вар.
Кузебай Герд. После дождя. Утро. Узоры на окне.
Флор Васильев. Наши сосны.
Людмила Татъяничева. Урал.
Близость и тепло мира, окружающего человека, в произведениях поэтов и
писателей Урала. Родная природа, времена года, смена дня и ночи, растения и
животные — основные темы стихов. Чувство сопричастности человека всему
живому, духовно-деятельностная ответственность за жизнь на земле.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».