Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
предшкольной подготовки
«Школа будущего первоклассника»
п.Калья, 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1
1.2
1.3
2.
1.1
1.2
1.3
3.
3.1
3.2
3.3
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты образовательной программы
предшкольной подготовки
Система оценки результатов освоения образовательной
программы предшкольной подготовки
Содержательный раздел
Общая характеристика программы
Ценностные ориентиры программы
Основное содержание учебных курсов
Организационный раздел
Методическое обеспечение программы
Технические средства обучения
Учебно-практическое оборудование
3
3
6
8
9
9
10
12
25
25
25
25
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего
поколения
–личностное
развитие
ребенка
(готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению
и познанию)
на
основе
освоения
им
универсальных
учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения
мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего
от
учителя
начальных
всей
системы
учебно-воспитательного
осуществление преемственности
между
классов
общества
требуется совершенствование
дошкольным
процесса,
и
начальным
обучением.
Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Программа по подготовке к школе «Школа будущего первоклассника»
разработана в соответствии:
- с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030г,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р,
- приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
- письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «О
направлении
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые),
- письмом
Минобрнауки
РФ
от
11.12.2006г.
№06-1844
«О
Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»,
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
эпидемиологические
требования
СП
2.4.3648-20
"Санитарно
-
к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
Программа «Школа будущего первоклассника» решает задачи общего развития
будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций,
необходимых для систематического обучения в школе.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено
сложной адаптацией ребёнка к школе.
Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность
выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально- волевые
и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть
элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и
речевыми компетенциями.
Направленность программы. Школа будущего первоклассника представляет собой
комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного
возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности
школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов:
внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и
совершенствование
познавательных
процессов
будут
более
эффективными
при
целенаправленной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных
возможностей детей. Таким образом программа предшкольной подготовки имеет
социально-педагогическую направленность.
Актуальность образовательной программы предшкольной подготовки состоит в
решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы
разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям
школьной жизни.
Новизна образовательной программы предшкольной подготовки заключается в том,
что
она
предполагает
использование
современных
педагогических
технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка,
включить его в изменившуюся социальную среду.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с
одной образовательной ступени на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД,
предложенными
федеральными
стандартами
начального
общего
образования,
составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к
школьному обучению является ещё одной не менее важной целью программы.
Основные задачи программы:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств;
формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности;
формирование
и развитие
психических
функций
познавательной
сферы;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений;
развитие умений действовать по правилам.
Рабочая
программа
«Школа
будущего
первоклассника»
предназначена
для
подготовки детей 5-7 лет к школе, осуществляя преемственность между дошкольным и
начальным общим образованием.
Программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в
определённой логике, напрвленных на формирование у дошкольников необходимого
уровня психологической готовности к школе, общение сосверстниками и педагогами,
мотивационной готовности к школе
Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и
состоит из следующих курсов:
«Подготовка к обучению чтению»;
«Подготовка к письму »;
«Математика»;
Занятия организуются на базе МАОУ «СОШ №14» и имеют следующую временную
структуру: не более 3-х занятия в день, 1 день в неделю. Продолжительность занятий 30
минут с 10-минутным перерывом.
Количество занятий в неделю:
Название курса
Число занятий в неделю
«Подготовка к обучению чтению»
1
«Подготовка к письму»
1
«Математика»
1
ИТОГО
3
1.2.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Школа будущего первоклассника»
предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов;
анализ
несущественных);
объектов
синтез
как
с
целью
выделения
составление целого
из
признаков
частей,
(существенных,
в
том
числе
с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование
концепции и самооценки, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребёнок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
Я -
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге
Ребёнок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты со взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
присчитывать
и
отсчитывать
по
одному,
по
два;
1.3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной
программы предшкольной подготовки
Способы определения результативности:
наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями;
формирование
навыка
слушателя:
ответы
на
вопросы
по
тексту,
иллюстрирование текста;
взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Экспертом в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью
метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы,
выступает педагог.
2. Содержательный раздел
2.1.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику
социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает
формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в
единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
переход
от
деятельности,
игровой
в
том
к
творческой,
числе
в
готовит
учебной
сотрудничестве
со
сверстниками
и
взрослыми;
инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные
принципы
построения
программы:
общее
развитие
с
учётом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование
духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической
адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и
родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность;
достоверность;
комплексность;
взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства;
разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая,
музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
2.2. Ценностные ориентиры программы
На основании требований к ребёнку, изложенных в основных документах
дошкольного
и
начального
общего
образования
(федеральные
государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически
развит;
владеет
основными
культурно-гигиеническими
навыками:
самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая,
социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии
здоровья
ребёнка
и
отдельных
функциональных
систем
организма.
В
основе
физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные
с систематической учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам
общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется
самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического
развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для
учения.
В возрасте 6 –7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он
начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я
злой» и т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают
некоторые особенности, характеризующие кризис 6–7 лет. Также кризис связан с
потерей детской непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей
деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции
школьника. В этом смысле проявление кризиса 6–7 лет является одним из показателей
готовности ребёнка к школе.
Курс «Подготовка к чтению» помогает практически подготовить детей к
обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса
направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создается прочная основа
для успешного изучения русского языка.
Курс «Математика» направлен на развитие умений проводить наблюдения,
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.
2.3 Основное содержание учебных курсов
Курс «Подготовка к письму, подготовка к обучению чтению»
Курс «От звука к букве» помогает практически подготовить детей в возрасте 5 – 7 лет
к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на
общее развитие ребёнка, посредством которого создается прочная основа для успешного
изучения литературного чтения в школе.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
В данном курсе прослеживается интеграция работы по подготовке детей к обучению
чтению и письму с работой по развитию их устной и письменной связной речи.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребёнка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической
(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине,
рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и
впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,
предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно
тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше
других?); повествования (пересказ, рассказывание).
Развитие
речи
осуществляется
в
значительной
степени
на
произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их
словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает
к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач
современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому
развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы,
произведения различных видов искусства (музыка, живопись).
Возрастные
особенности
детей
5—6
лет
обусловливают
необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации
их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети
знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными
иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию
прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные
наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В
процессе
знакомства
с
художественными
произведениями
и
работы
с
ними
осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие
их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают
диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения,
не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного
и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В
процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных
произведений
происходит
интенсивное
многостороннее
развитие
интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое;
ребенка:
у детей
формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является
основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение
воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать
у детей эмоциональную
отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений
художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по
формированию
умения
произведение,
выражать
ребенка
эмоционально
собственное
восприятие
осмысливать
прочитанного,
художественное
отношение
к
произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению
чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной
выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их
роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого
процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература»
в основной школе будет существенно затруднен. Непременным условием успешной
работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у
дошкольников стойкого и стабильного
интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими
путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это
должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной
литературы,
отвечающие
возрастным
и
психологическим
особенностям
детей,
представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки,
пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм
работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных
произведений, различные конкурсы).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению
(умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению
звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по
развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса,
выделение особо значимых слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии));
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково её
назначение и особенности.
Ведётся работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчётливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые
фиксируются с помощью различных фишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое
значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры,
конструирование. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь
загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно»,
«Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на
заданный
звук»,
«Угадай
слово».
Конструирование
помогает
детям
осознанно
подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных
букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка
словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных —
человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и
переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание
детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной
речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении,
сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в
тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть.
Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие
сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи.
Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок,
рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание
рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к
самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном
этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые
ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение
правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное
понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые
ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих
слов,
активизировать
их
использование
в
речи.
Развивать
диалогическую
и
монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно,
логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной
окраске
на
основе
сказок,
стихотворений.
Разучивать
загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно
рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно
окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по
плану, предложенному учтелем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие
речи взрослых и детей.
Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить
составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,
предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к
самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок,
стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи
окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также
высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной
гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию
устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение
звуков
русского
алфавита,
произношение
и
сравнение
звуков,
тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация
звука.
Подготовка к обучению чтению
Обучать
правильному
литературному
произношению,
орфоэпическим
нормам
литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на
слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение
менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать
правильному
использованию
интонационных
средств.
Знакомить
с
правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и
согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные
звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова
по звуковой структуре.
Подготовка к письму
Рисование декоративных узоров разных форм.
Конструирование по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учётом
пространственного расположения частей и деталей.
Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке. Положению рук, тетради.
Ручки во время письма.
Планируемые результаты:
— ориентироваться
в ситуациях,
соответствующих
различным
сферам
общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета
—
приветствие,
прощание,
благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко —
тихо, быстро — медленно, весело — грустно;
— артикулировать
звуки
русской
речи,
понимать,
что
правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на
собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а
помогающие собеседнику понять сказанное;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям.
Курс «Математика»
Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 5 –
7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психологопедагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование
начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных
способностей дошкольников.
Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным,
если в процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться
задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений,
анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных
обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления,
внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные
способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить
наблюдения,
сравнивать,
выделять
указанные
и
новые
свойства
объекта,
его
существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств;
делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей
работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их
к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками,
основные
свойства
чисел
натурального
ряда;
равенство,
конкретный
смысл
арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», «-«, «=»);
геометрическая (пространственные представления, простейшие геометрические фигуры и
их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей
геометрических фигур из бумаги); содержательно-логическая, построенная на основе
математического материала двух первых линий и создаёт условия для развития внимания,
восприятия, воображения, памяти, мышления детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея —
развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если
оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий,
формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях
с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая,
раскрашивая.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим
для
математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с
предметами
и
схематических
группами
рисунков;
предметов
дополняется
осуществляется
выполнением
моделирование
цифр
предметных
из
и
плоскостных
элементов).
Более
активное
использование
разнообразных
дидактических
игр
математического содержания позволяет не только углублять математические знания, но и
способствует формированию умений общаться с преподавателем, развивает навыки
сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в
одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Содержание программы
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более
предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине,
выше-ниже,
шире-уже
и
др.),
по
форме
(круглый,
некруглый,
треугольный,
прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета
или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов,
геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннеекороче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по
заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник
(треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие
многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника.
Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные
представления: раньше-позже;
вчера,
сегодня, завтра. Неделя.
Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их
последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре
недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке).
Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству(больше, меньше, столько
же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие
первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду,
возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от
их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета
количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов(треугольников, прямоугольников и
др.)
Десяток. Счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание,
название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение
задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по
задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических
способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)
.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса по развитию математических представлений учащиеся должны
Знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),
- состав чисел из двух меньших,
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Уметь:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на
плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо,
налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать
их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат
числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения
и вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в
окружающем мире;
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Уметь:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на
плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо,
налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать
их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат
числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения
и вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в
окружающем мире.
3. Организационный раздел
3.1 . Методическое обеспечение программы
Для реализации программного содержания используются:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1,
часть 2)
2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте
(часть 1, часть 2)
3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму
(часть 1, часть 2)
3.2. Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер.
4. Мультимедийная установка.
5. Аудиоцентр.
3.3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.