ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МАОУ «СОШ № 14»
от 05.04.2023 г., протокол № 10
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 14»
от 10.04.2023 г. № 94А-ос
«Об утверждении Положения
об индивидуальном проекте
обучающегося 10-11 классов в
соответствии с ФГОС СОО»
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Героя России Дмитрия Шектаева»
(в соответствии с ФГОС СОО)
Г. Североуральск, п. Калья
2023 г.
2
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС
СОО), Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №
14» (далее - Школа);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 «Об
утверждении Федерального государственного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 14 имени Героя России Дмитрия Шектаева».
1.2. Положение регламентирует деятельность Школы по организации работы над
индивидуальным проектом.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации
стиля общения педагогов и обучающихся.
1.4. Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов,
полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в
рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и
видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую.
1.6. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося,
осваивающего основную образовательную программу среднего общего образования.
1.7. Невыполнение индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной
отметки по любому учебному предмету.
1.8. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих системы
внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
1.9. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного учебного года и
должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного
проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного или реферативной работы.
1.10. Руководителем индивидуального проекта может являться как учитель-предметник,
классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного
образовательного учреждения.
1.11. Темы индивидуальных проектов могут предлагаться как руководителем, так и
обучающимися. Темы индивидуальных проектов утверждаются приказом директора Школы до
01 октября текущего учебного года. Обучающийся имеет право в ходе работы над
индивидуальным проектом до 01 декабря текущего учебного года поменять тему, своевременно
предупредив об этом руководителя проекта, заместителя директора, курирующего это
направление.
1.12. Индивидуальный проект является только индивидуальным.
1.13. Индивидуальный проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
1.14. Проектные задания индивидуальных проектов должны быть четко сформулированы, цели
3
и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Цели выполнения индивидуального проекта:
2.1.1. Основной целью индивидуального проекта для обучающихся является развитие их
исследовательской компетентности посредством освоения методов научного познания и умений
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
2.2. Задачи выполнения индивидуального проекта:
2.2.1. обучать планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению,
концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
2.2.2. формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать);
2.2.3. развивать умения анализировать, креативность и критическое мышление;
2.2.4. формировать и развивать навыки публичного выступления;
2.2.5. формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять
работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным проектом
3.1. В процессе работы над индивидуальным проектом обучающийся под контролем
руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной,
заключительный.
3.2. Подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя индивидуального проекта,
утверждение темы и руководителя индивидуального проекта приказом директора Школы,
заполнение паспорта проекта (Приложение 1).
3.3. Основной этап (октябрь-февраль): совместно с руководителем индивидуального проекта
разрабатывается план его реализации, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации,
выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем индивидуального проекта.
3.4. Окончательный вариант результата индивидуального проекта должен быть представлен
руководителю проекта за 7 дней до его защиты.
3.5. Защита индивидуального проекта осуществляется в апреле текущего учебного года.
3.6. По итогам защиты комиссия ставит балльную отметку в соответствиис критериями защиты
проекта (Приложение 2).
4. Требования к оформлению индивидуального проекта
4.1. Структура индивидуального проекта (Приложение 3):
Структура
Требования к содержанию
Содержит:
наименование образовательной организации, где
выполнена работа;
фамилию, имя и отчество обучающегося, класс;
1. Титульный лист
название/тема проекта;
тип проекта;
фамилию, имя и отчество руководителя проекта и
консультантов (и их научные степени, при наличии);
населенный пункт, год (Приложение 4).
4
2.
3.
4.
5.
6.
Включает наименование всех глав, разделов (параграфов)с
Оглавление
указанием номеров страниц, на которых размещается материал
(Приложение 3).
Включает краткое перечисление этапов реализации
индивидуального проекта и график их выполнения (для
План выполнения проекта
координации работы; в текст работы не включается)
Содержит:
оценку современного состояния решаемой проблемы или
задачи;
обоснование необходимости проведения работы
(актуальность);
постановку проблемы;
гипотезу (кроме реферативной работы);
Введение
цель и задачи работы (автор раскрывает цель и задачи,
которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их
выполнения, дает характеристику объекта и предмета
исследования);
выбранные методы индивидуального проекта;
планируемые результаты.
Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.
Состоит из глав, разделов (параграфов), в которых обобщается
материал по конкретной исследуемой, разрабатываемой
проблеме (теме), обзор литературы, анализ предыдущих
исследований на эту тему (в случае исследовательского проекта).
Состоит из 2-х глав:
– научная (теоретическая) часть работы должна
содержать краткий авторский анализ собранной
литературы по данной проблеме (теме), описание
процессов или явлений, которые иллюстрируют основное
содержание и непосредственно относятся к
Основная часть
экспериментальной части работы; автор в работе обязан
делать ссылки на авторов иисточник информации, из
которого он заимствуетматериалы. Выписки из
источников информации должны быть полными и
точными, т.е. цитата и её библиографическое описание.
– практическая часть.
Если индивидуальный проект относится к исследовательским
проектам, то обязательно описать: объект, предмет исследования,
теоретическую, методологическую основу работы, используемые
методы и их краткую характеристику.
В реферативной работе практической части нет.
Содержит краткие авторские (оригинальные) выводы по
результатам выполненной работы, которые должны состоять из
нескольких тезисов, подводящих итог работы над
индивидуальным проектом.
Заключение
В случае наличия экспериментальной части работы автор
анализирует полученные в ходе эксперимента (исследования)
данные и формулирует их в нескольких заключительных
(оригинальных) тезисах.
5
Содержит - перечень источников и литературы,
7. Список
использованных
использованных при работе над индивидуальным проектом.
источников и
Перечень должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом
литературы
(Приложение 5).
Если есть
8. Приложения
Содержит основные положения и результаты работы над
исследовательским проектом.
Может включать авторские фото-, видео- и аудио-материалы.
При использовании заимствованных фото-, видео- и аудио9. Мультимедийная
материалов обязательно указание автора этих материалов.
презентация
Мультимедийная презентация не является результатом
индивидуального проекта
работы над индивидуальным проектом (проектным
продуктом), а служит кратким отображением результатов
работы, необходимым для защиты индивидуального проекта
(Приложение 6).
4.2. Технические требования к оформлению индивидуального проекта:
4.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,интервал
полуторный, отступ первой строки 1,25.
4.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.2.3. Нумерация страниц: снизу, по правому краю. На титульном листе номер
не ставится.
4.2.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.2.5. Каждую главу необходимо начинать с новой страницы, на подглавы данное
правило не распространяется. Название глав и подглав пишется посередине. Разделы должны
иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь
нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой. Пример: 1 / 1.1
/ 1.2
4.2.6. После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и
литературы, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.
4.2.7. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки
должны быть указания в тексте.
4.2.8. Таблицы: Слова «Таблица №», где № номер таблицы, следует помещать над
таблицей справа.
4.2.9. Список использованных источников и литературы необходимо составлять по
определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа.
4.2.10. Используемые электронные ресурсы также необходимо указывать по
определенным правилам в соответствии с требованиями ГОСТа.
4.2.11. Объем текста работы (исследовательской, проектной, реферативной), включая
формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Страницы
работы, отведенные для приложений, в этот объем не входят.
4.2.12. В списке литературы дается точная информация об источниках,
использованных в проекте; источники перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с
требованиями ГОСТа: фамилии авторов, наименование источника, место, наименование
издательства, год издания, количество страниц; если используются статьи из журналов, то
указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера
страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной
источник (порядковый номер ссылки выносится под основной текст страницы и сопровождается
информацией об источнике: автор, наименование источника, место, наименование издательства,
год издания, страница цитирования). Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс, дата
обращения.
6
4.3. Результат (продукт) проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты различной направленности и назначений.
4.5. Возможные типы работ и формы их представлений (Приложение 7):
Исследовательский
Прикладной
Информационный
Социальный
Творческий
Инженерный
Конструкторский
Инновационный
Реферативная работа
4.6. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
- естественнонаучные исследования;
- научно-технические исследования;
- исследования в социо-гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
образовательных программ среднего общего образования, например в психологии,
социологии, культурологии, философии, филологии и т.д.);
- исследования в области математики;
- экономические исследования;
- другие направления (в том числе, междисциплинарные исследования).
4.7. Требования к исследовательским проектам:
- формулирование проблемы и темы;
- постановка цели и задач;
- формулирование гипотезы;
- описание инструментария и регламентов исследования (обязательно описать объект,
предмет исследования, теоретическую, методологическую основу работы, используемые методы и
их краткую характеристику);
- проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
4.8. Для исследований в естественнонаучной, научно-технической, социальной, экономической
областях, в области математики желательным является применение элементов математического
моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
5. Защита проекта как формат оценки сформированности
метапредметных результатов
5.1. Публично должны быть представлены результаты работы над индивидуальным проектом –
реализованный индивидуальный проект (проектный продукт). Оценка руководителем проекта и
экспертами проводится как процедура защиты индивидуального проекта, так и процессов его
подготовки и реализации.
5.2. На защиту индивидуального проекта обучающийся представляет
– саму работу (исследовательскую, проектную, реферативную) в электронном виде;
– защитное слово (проблема, тема, актуальность, цели и задач, назначения индивидуального
проекта, объект, предмет исследования, краткое описание хода выполнения
индивидуального проекта и полученных результатов;
– презентацию (при необходимости);
7
– продукт (если выполнял проектную работу или исследовательская работа предполагает
получение какого-то результата).
5.3. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на
различные источники и литературу. Общим требованием ко всем работам является
необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
Оригинальность работы должна составлять не менее 60%.
5.4. В случае заимствования текста работы (плагиата) б о л е е 4 0 % без указания ссылок на
источники и литературу проект к защите не допускается.
5.5. На защите индивидуального проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и
для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые дляреализации
проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта.
5.6. На защите индивидуального проекта обучающийся представляет свой реализованный проект
по следующему (примерному) плану:
Тема и краткое описание проблемы (сути) проекта.
Актуальность проекта. Гипотеза. Цель, задачи.
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат каксам автор, так
и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалосьпреодолеть в
ходе его реализации (Приложение 8).
5.7. Работа над индивидуальным проектом должна быть обеспечена сопровождением со стороны
руководителя индивидуального проекта и, возможно, помощью со стороны консультантов
(экспертов). В функцию руководителя индивидуального проекта (консультантов, экспертов)
входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и
реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (принеобходимости),
другая помощь.
5.8. Регламент проведения защиты реализованного индивидуального проекта, параметры и
критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
6. Требования к процедуре проведения защиты проекта
6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада
(не более 7 минут), ответы на вопросы по теме проекта
(не более 3 минут). Соблюдение
регламента свидетельствует о сформированности регулятивныхнавыков обучающегося.
6.2. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное (электронное) описание
индивидуального проекта в соответствии с п.5.
6.3. Место защиты индивидуального проекта – МАОУ « СОШ №14».
6.4. Школа определяет график защиты индивидуальных проектов и состав экспертной комиссии.
График защиты и состав экспертов утверждается директором Школы.
6.5. Состав экспертной комиссии насчитывает от 3 до 5 человек. В комиссии должны
присутствовать: представитель администрации, педагог по соответствующему направлению.
Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей индивидуальных проектов.
В комиссии могут присутствовать: старшеклассники, имеющие опыт выступления на научно-
8
практических конференциях, представители муниципальных органовуправления образованием,
методических служб, родительская общественность.
6.6. Экспертная комиссия оценивает уровень индивидуального проекта в соответствии с
критериями (Приложение 3 к настоящему Положению).
6.7. Школа организует в дополнительные сроки защиту индивидуального проекта для
обучающихся с ОВЗ, обучающихся, отсутствующих по уважительным причинам в основной срок
защиты.
6.8. Индивидуальный проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается
обучающемуся на доработку. Обучающийся дорабатывает индивидуальный проект в течение
недели и представляет его к повторной защите.
6.9. Обучающемуся, выступившему с индивидуальным проектом (учебно- исследовательской,
научно-исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнеи получившему 1 место или призовое место, автоматически ставится высший балл, и
обучающийся освобождается от защиты индивидуального проекта в Школе. Пункт 6.9 не
распространяется на защиту проектов на муниципальном, региональном, всероссийском уровне
в дистанционной форме.
7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе
оценки всей совокупности основных элементов проекта (процесса подготовки (динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до
воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих
изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта и реализации проекта,
продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
7.1.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулирование выводов или обоснование,
реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т.п. Данный критерийв целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий;
7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованнов соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
7.1.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
7.1.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
7.2. Выполненная работа рецензируется руководителем индивидуальногопроекта, а также, по
возможности, консультантами (экспертами). В рецензии оцениваются и освещаются основные
позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах.
7.3. Вывод об уровне сформированности навыков и компетентностей проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементовпроекта (продукта, рецензии
руководителя, презентации). Критерии оценки (Приложение 3).
7.4. Полученные баллы переводятся в качественную форму отметки
Количество баллов
Отметка
0-15
2
Низкий уровень
16-30
3
Базовый уровень
9
31-45
4
Повышенный уровень
46-60
5
Высокий уровень
7.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в классный журнал в предмет «Проектная
деятельность» как текущая отметка и подписывается «Индивидуальный проект».
7.6. При выставлении отметки за полугодие отметка за индивидуальный проект учитывается как
любая текущая отметка.
7.7. В аттестат о среднем общем образовании выставляется отметка за индивидуальный проект.
8. Контроль за выполнением индивидуальных проектов
8.1. Обучающиеся формулируют темы индивидуальных проектов в октябре текущего учебного
года. В случае, если тема индивидуального проекта,предложенная обучающимся, согласуется с
руководителем индивидуального проекта и принимается им при отсутствии возражений с его
стороны, темаутверждается методическим советом Школы.
8.2. За одним руководителем индивидуальных проектов не может быть закреплено более пяти
обучающихся.
8.3. Обучающиеся совместно с руководителями составляют план индивидуальной работы над
проектом (Приложение 9).
8.4. Руководители индивидуальных проектов могут приглашаться на совещания при заместителе
директора для отчета о ходе работы обучающихся над индивидуальным проектом.
8.5. Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на руководителей
проектов, которые в конце учебного года представляют отчет заместителю директора,
курирующему данное направление, о выполнении индивидуальных проектов обучающимися.
8.6. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог-руководитель проекта, а также
заместитель директора, курирующий данное направление.
8.7. Контроль охвата обучающихся проектной деятельностью в рамках реализации
индивидуальных проектов осуществляет классный руководитель и заместитель директора,
курирующий данное направление.
10
Приложение 1
Паспорт проекта
Название проекта
Руководитель проекта
Автор проекта
Учебная дисциплина (дисциплины)
Тип проекта
Цель работы
Задачи работы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проблема
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Гипотеза
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Объект
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Предмет
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Результат проекта (продукт)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11
Приложение 2
Критерии оценки индивидуального проекта
обучающихся 10 классов
Шкала успешности реализации критерия при оформлении и защите проектной работы:
2 балла – реализован полностью;
1 балл - реализован частично;
0 баллов – не реализован.
Оценка оформления проекта
Уровень
Критерии оценки
Показатели
реализации
Наличие титульного листа, оглавления, нумерации
1.
Соответствие страниц, введения, заключения, списка источников
стандартам
и литературы, приложений (при необходимости)
оформления
2. Системность
3. Лаконичность
4. Аналитичность
5. Дизайн
6. Наглядность
Единство, целостность, соподчинение отдельных
частей
текста,
взаимозависимость,
взаимодополнение текста и видеоряда
Простота и ясность изложения материала
Отражение в тексте причинно-следственных
связей, наличие оригинальных (авторских)
рассуждений и выводов
Композиционная целостность текста, продуманная
система выделения глав и параграфов. И (или)
художественно-графическое качество эскизов,
схем, рисунков. И (или) качество и эстетичность
выполнения конструкторских моделей, макетов и
др.
Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость
доступность для восприятия с учетом расстояния
до зрителей (оценивается, главным образом,
электронная презентация)
Итого: 12 баллов
Оценка компетентностей при защите проекта
Критерии оценки / показатели
Предметно-информационная составляющая
1. Знание информационных ресурсов, адекватный отбор и анализ
информации
2. Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и
способов её решения
Уровень
реализации
12
3. Умение эффективно осуществлять поиск необходимой информации
во всей совокупности информационных ресурсов; умение вести поиск
как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с
использованием современных информационно-коммуникационных
технологий
4. Умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников
5. Умение представлять информацию в различных формах (текст,
график, таблица, диаграмма и т.п.)
6. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Итого: 12 баллов
Деятельностная составляющая
7. Умение осмысливать и оценивать содержание полученной
информации (текста)
8. Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе
создавать новый, свой собственный информационный продукт
9. Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
10. Умение четко формулировать цель индивидуального проекта и
описывать основные шаги (задачи) по её достижению
11. Умение выдвигать гипотезы, необходимые для решения проблемы
проекта
12. Умение подбирать адекватные методы исследования (научные, в
первую очередь и главным образом)
13. Умение обрабатывать информацию и преобразовывать в наглядную
форму (строить таблицы, схемы, графики и т.п.), при необходимости
14. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с
поставленной целью
15. Умение осуществлять анализ финансово-правовой составляющей
проекта (при необходимости)
Итого: 18 баллов
Коммуникативная составляющая
16. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
17. Качество доклада: системность, композиционная целостность.
Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы.
Краткость, четкость, ясность формулировок
18. Ответы на вопросы: понимание сущности вопроса и адекватность
ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов, их
аргументированность и убедительность
19. Личностные проявления докладчика: уверенность, владение собой,
настойчивость в отстаивании своей точки зрения, удержание внимания
аудитории, импровизация, находчивость
20. Использование ИКТ для решения когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
13
Итого: 10 баллов
Ценностно-ориентационная составляющая
21. Умение выделять и обосновывать личностную значимость
проблемы индивидуального проекта
22. Умение выражать собственную позицию по проблеме
индивидуального проекта, обосновывать её с использованием научной
терминологии
23. Умение оценивать достоверность информации, полученной из
различных источников и используемой для решения проблемы
индивидуального проекта
24.
Умение
эффективно
организовать
индивидуальное
информационное и временное пространство
Итого: 8 баллов
Максимальное количество баллов (оценка компетентностей при защите проекта): 48
Максимальное количество баллов за индивидуальный проект (оценка компетентностей
при защите проекта и оценка оформления проекта): 60 баллов
14
Приложение 3
Примерный образец оглавления и структуры
индивидуального проекта
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………...................................
ГЛАВА 1. НАИМЕНОВАНИЕ ……………………………...............................
1.1. Наименование ……………………………………........................................
1.2. Наименование ………………………………………....................................
ГЛАВА 2. НАИМЕНОВАНИЕ ……………………………...............................
2.1. Наименование ………………………………………....................................
2.2. Наименование ………………………………………....................................
2.3. Наименование ………………………………………....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………....................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………..........................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………....
15
Приложение 4
Образец оформления титульного листа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Тип проекта
Выполнил(а): фамилия, имя и отчество обучающегося,
ученик (ца) … класса МАОУ «СОШ № 14».
Руководитель проекта: фамилия, имя, отчество
учителя, предмет, категория.
поселок …, год …
16
Приложение 5
Образец оформления списка использованных источников и литературы
1. Конституция РФ, принята 12.декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее поправками от
30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - ст.445.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и
статистика, 1997. – 400с.
3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. – М.: Высш. шк., 2002. –460с.
4. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство
и экономика. - 2004. - № 12. – С. 24-37.
Образец оформления ссылки на интернет-ресурс:
Энциклопедия классической музыки [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва:
Комминфо, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).
Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. инт. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – режим доступа к журн.:
http://zhurnul.milt.rissi.ru (дата обращения: 06.05.2018)
Шпринц, Лев. Книга художника: от миллионных тиражей – к единичным экземплярам
[Электронный ресурс] / Л. Шпринц. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2000. – Режим
доступа: http://atbook.km.ru/news/000525.html, свободный (дата обращения: 06.05.2018)
Статья на сайте(Internet) Ссылки на страницы и статьи на сайтах
Wikipedia. Proteus Система автоматизированного проектирования [Электронный ресурс]:
свободная энциклопедия – / Wikipedia. — Электронные данные. Режим доступа: URL.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Proteus_(система_автоматизированного_проектирования),
свободный – (дата обращения 10.04.2020)
Wikipedia. Трехмерная графика [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. —
Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трёхмерная_графика,
свободный – (дата обращения 10.04.2020)
Книга одного автора:
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера,
2015. - 480 с.
Книга двух авторов:
Москвина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы [Текст] / Р. Р. Москвина, Г. В.
Мокроносов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987. – 199 с.
Книга четырех и более авторов:
Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] /
О. Р. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб. : Профессия, 2018. – 352 с.
Радио – радиолюбителям [Текст]: практическое пособие / В. Г. Борисов, А. В. Гроховский, Б. Г.
Степанов, В. В. Фролов. - М. : Радио, 2018. - 432 с.
Книга под редакцией:
Педагогика [Текст] : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А.
17
Смирнова. – 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2010. - 510 с.
Статьи из газеты:
Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится начал.
стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17июня.
Статья из сборника:
Биченок, Л. П. Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компонент [Текст]
/ Л. П. Биченок // Русистика на современном этапе. – М., 1999. – С.174-179.
Отдельное произведение из собрания сочинений:
Локк, Д. О злоупотреблении словами [Текст] // Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 548– 567.
Статья из энциклопедии:
Гвоздецкий, Н. А. Эльбрус [Текст] / Н. А. Гвоздецкий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1978. – Т. 30. – С.
151.
18
Приложение 6
Основные требования к оформлению компьютерной презентации
для защиты индивидуального проекта
1.Титульный лист презентации включает:
полное наименование образовательной организации;
тему индивидуального проекта;
сведения об авторе и руководителе проекта;
указание населенного пункта, года разработки проекта.
2.Текст слайдов должен быть кратким, читаемым, максимально информативным и содержать
основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления
каждого раздела.
3.Слайды должны быть оформлены в едином стиле.
4.Презентация может содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы, с лаконичным
использованием анимационных и цветовых эффектов.
5. Презентация должна толковать доклад автора, а не читаться обучающимся.
6. Заголовки пишутся в краткой форме.
7. При составлении таблицы использовать минимум строк/столбцов.
8. В публикуемой информации не должно быть ошибок.
Рекомендовано:
краткое изложение сути;
короткие термины, имена, тезисы;
минимум наречий, предлогов, прилагательных;
новому положению отводятся отдельные абзацы;
заменять сплошной текст нумерацией;
соблюдать общие правила оформления;
основную идею размещать сначала абзаца.
Правила использования шрифтов:
не стоит использовать разные типы шрифтов;
текст должен легко читаться;
гладкие шрифты читаются легче издалека, например Tahoma, Arial и т.д. Данные шрифты
используют для основного текста;
заголовки можно оформлять шрифтами с засечками, например Times New Roman.
Рекомендуемые размеры шрифтов:
от 32 пунктов до 50 пунктов в заголовках (предпочтительно 36 пунктов);
от 24 пунктов до 32 пунктов для основного текста (предпочтительно 32 пункта);
по возможности не писать прописными буквами (использовать для выделения необходимого
фрагмента);
использовать начертание жирное или курсив;
не использовать подчеркивание, чтобы визуально не путать с гиперссылкой.
19
Приложение 7
Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта
Особенности / действия
обучающегося
Исследовательский
Исследование (желательно – с
научной точки зрения, научными
методами в рамках той или иной
науки (наук))
Прикладной
Деятельность по созданию
(изготовлению) средства,
пригодного для разрешения
какой-либо проблемы
прикладного характера
Информационный
Сбор, обработка и анализ
информации
Социальный
Определяется типом продукта
проекта, за счет которого
решается социальная проблема
Творческий
Художественное творчество
Инженерноконструкторский
Конструирование
Возможные варианты
результатов (продукты)
проектов
Новое знание (желательно прикладное, востребованное
при решении задач в реальном
мире)
Форма продукта разнообразна,
его ценность заключается в
реальности использования на
практике и способности с
помощью этого решить
заданную проблему
Аналитический отчёт по
данным социологического
опроса, атлас, публикация,
путеводитель и др.
Новая вещь, новые свойства
старой вещи, услуга, социально
полезная деятельность,
организация, мероприятие,
система воздействий,
законопроект и др., но
обязательно оно должно
воплощать в себе новую
ценность, признаваемую
целевой аудиторией проекта
Любой, но обязательно
являющийся эстетичным,
качественно выполненным,
удобным в использовании,
функциональным
Вещь, программа, изделие, с
помощью которого решается
конкретная задача в
определенной области
жизнедеятельности и
технологическая карта
(инструкция) для его
применения
20
Описание инновации, её
содержательно-структурные
характеристики, бизнес- план
Инновационный
Деятельность по созданию
новых или изменению
существующих систем
(технологической,
информационной, социальной,
экономической,
организационной) и достижение
в результате снижения затрат
ресурсов (производственных,
финансовых, человеческих)
коренного улучшения качества
продукции, услуги и высокого
коммерческого эффекта
Реферативная работа
Реферативная работа является
важным этапом любого научного
исследования и представляет
собой проблемноориентированный анализ
имеющихся информационных
источников по избранной теме.
Результат - сопоставление
данных разных источников
и на основе этого выработка
собственной точки зрения
на проблему.
21
Приложение 8
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
·
Тема моего проекта…………………………………………………………………………..
·
Я выбрал(а) эту тему, потому что……………………………………………………….
·
Считаю данную тему актуальной потому, что……………………………………....
·
Цель моей работы –………………………………………………………………………….
·
Я поставил(а) перед собой задачи……………………………….....…………………….
·
Проектным продуктом будет –.………………………………………………………….
·
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………………….
·
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные
этапы):
·
Сбор информации (где и как искал(а) информацию)………………………………….
·
Изготовление продукта (что и как делал(а)…………………………………………….
·
Написание письменной части проекта (как это делал(а)…………………………….
Основная часть
·
Я начал(а) свою работу с того, что……………………………………………………..
·
Потом я приступил(а) к…………………………………………………………………….
·
Я завершил(а) работу тем, что……………………………………………...................
·
В ходе работы я столкнул(а)ся(сь) с такими проблемами…………………………..
·
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………………………...
·
В ходе работы я принял(а) решение изменить проектный продукт, так как….
·
Мне удалось достичь цели проекта, потому что……………………………………..
Заключение
·
Закончив свой проект, я могу сказать, что……………………………………………..
22
Приложение 9
План-график индивидуального проекта обучающихся 10 классов
Этапы деятельности
обучающихся
Примерные сроки
выполнения
1. Постановка проблемы и
формулирование темы проекта
2. Предварительное оформление
паспорта проекта
3. Выдвижение гипотезы,
определение цели и задач проекта
4. Оформление паспорта проекта и
выбор форм проектного продукта
5. Выбор методов учебноисследовательской и проектной
деятельности
6. Определение источников
информации учебноисследовательской и проектной
деятельности
7. Сбор, структурирование и анализ
информации
8. Проведение исследования
(изготовление проектного продукта)
9. Оформление результатов
исследования (проектного продукта)
10. Выбор формы презентации и
оформлениепрезентации
индивидуального проекта
11. Подготовка итогового результата
учебно-исследовательской
деятельности (проектного продукта)
12. Защита индивидуального проекта
Сентябрь-октябрь
текущегоучебного года
Сентябрь-октябрь
текущего учебного года
Сентябрь-октябрь
текущего учебного года
Октябрь-ноябрь
текущего учебного года
13. Рефлексия (самооценка и
самоанализ результатов работы над
индивидуальным проектом)
Ноябрь-декабрь
текущего учебного года
Ноябрь-декабрь
текущегоучебного года
Декабрь-февраль
текущего учебного года
Январь-февраль
текущего учебного года
Февраль-март
текущегоучебного года
Март
текущего учебного года
Апрель
текущего учебного года
Апрель
текущего учебного года
Май
текущего учебного года
Комментарии и
замечания руководителя