УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 14»
от 21.12.2023 г. № 393-ос
«Об утверждении Положения о
школьном библиотечном фонде
учебников, порядке его
формирования, учёта,
использования и обеспечения
сохранности»
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МАОУ «СОШ № 14»
от 20.12.2023 г. протокол № 12
Положение
о школьном библиотечном фонде учебников, порядке его формирования, учёта, использования
и обеспечения сохранности
Г. Североуральск, п. Калья
2023 г.
2
1. Общие положения
1.1. Данное Положение разработано в соответствии:
− с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);
− с Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О библиотечном
деле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.04.2023);
− с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О
противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп. вступ. в силу с 15.07.2023);
− с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436- ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. и доп. вступ. в силу
с 28.04.2023);
− с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с
28.04.2023);
− с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об увековечении
Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов» (с изм. и
доп. вступ. в силу с 13.06.2023);
− с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 N 1077 «Об
утверждении Порядка учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда» (с изм.
и доп. от 02.02.2017);
− с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011 г.
№МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
− с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г.
№МД-172/03 «О федеральных перечнях учебников», а также Уставом образовательной
организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Библиотека - информационное, культурное, просветительское структурное подразделение
МАОУ «СОШ № 14», располагающая организованным фондом документов и предоставляющая
их во временное пользование физическим и юридическим лицам, (статья 1 Федерального закона
от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее по тексту – Федеральный закон № 78-ФЗ).
1.3. Все пользователи библиотеки имеют право доступа в библиотеки и право свободного
выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами (согласно статье 7
Федерального закона №78-ФЗ).
1.4. На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских
материалов, а также их производство или хранение в целях распространения (часть 1 статьи 13
Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»).
1.5. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать
развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии
с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социокультурными ценностями,
(пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
1.6. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности
обучающегося (формирование нравственных убеждений), эстетического вкуса и здорового
образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, владение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и
физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному
3
самоопределению, (часть 2 статьи 66 Федерального закона № 273-Ф3).
1.7. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите
ребенка от пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы
алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового,
национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от
информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от
распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и
жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное, противоправное и деструктивное
поведение, (согласно статье 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Таким образом, при формировании и проверке библиотечного фонда СОШ №3
принимаются меры, направленные на недопущение поступления в библиотечные фонды
печатной литературы и иных материалов, носящих экстремистский характер, а также
литературы,
носящей
вред
здоровью, нравственному и духовному развитию
несовершеннолетних, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию,
токсикоманию, антиобщественное поведение и др.
1.8. Кроме того, Федеральным законом от 02.12.2019 № 421-ФЗ внесены изменения в статью 6
Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ» Об увековечивании Победы советского народа в
Великой Отечественной войне1941-1945 годов».
1.9. Статья Федерального закона от 25.07.2002 № 114- ФЗ «О противодействии экстремисткой
деятельности».
Согласно новой редакции, допускается использование нацисткой и экстремистской
символики для формирования негативного отношения к идеологии нацизма и экстремизма при
отсутствии признаков пропаганды их идей.
Внесенные поправки позволяют использовать изображения свастики и иных атрибутов
нацизма в учебных и просветительских целях.
1.10. Настоящее Положение о школьном библиотечном фонде (далее - Положение) определяет
порядок и механизм формирования, учета, сохранности и предоставления в пользование
учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов обучающимся Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева» (далее по тексту – школа), осваивающим основные
образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных
стандартов.
1.11. Настоящее Положение является локальным актом школы, рассматривается и принимается
на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора школы. Изменения и
дополнения в настоящее положение вносятся в таком же порядке.
1.12. Понятия, используемые в Положении:
− Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной
дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в
качестве данного вида. Может быть представлен в печатной и электронной форме.
− Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично, или
полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
− Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат,
способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного
предмета.
− Учебно-методические материалы - совокупность материалов, в полном объеме
обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты,
поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие
программы и т.д.).
− Средства обучения и воспитания - другие источники учебной информации,
предоставляемые обучающимся в ходе образовательной деятельности.
4
1.13 Целью настоящего Положения является создание условий для максимального обеспечения
учебной литературой обучающихся школы, повышение ответственности педагогического
коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных учебников,
организация работы среди обучающихся и их родителей по воспитанию осознанного,
бережного отношения к учебнику.
2. Формирование фонда учебников
2.1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведётся на основе Списка учебников,
учебных и учебно-методических пособий, применяемых в образовательном процессе МАОУ
«СОШ № 14». Данный список составляется ежегодно в соответствии с образовательными
программами, реализуемыми в школе, учебными планами школы и Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения России для
использования в образовательном процессе на принципах системного, планового подхода с
учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ.
2.2. Школа самостоятельна в выборе и определении:
− комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов,
обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
− средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания определяется
спецификой содержания и формой организации образовательного процесса.
2.3. Фонд учебной литературы комплектуется за счет средств федерального, регионального,
муниципального бюджетов (ст. 35, п. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»); иных источников, не запрещённых законодательством РФ, в т.ч. безвозмездного
пожертвования физическими и/или юридическими лицами.
2.4. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными пособиями школа может
взаимодействовать с другими общеобразовательными организациями города Североуральска за
счёт перераспределения имеющихся в муниципальном обменном фонде учебников (акт
межшкольного обмена).
2.5. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и своевременному
пополнению фонда школьных учебников осуществляет директор МАОУ «СОШ № 14».
2.6. Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в Федеральный
перечень учебников, согласованных на Педагогическом совете и утвержденных приказом
директора школы.
2.7. Для эффективной организации образовательного процесса используется учебнометодическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
2.8. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие
этапы:
− работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных организациях;
− подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
− предоставление списка учебников Педагогическому совету на согласование и
утверждение;
− диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебной литературой на следующий
учебный год в соответствии с контингентом обучающихся, составление перспективного
плана комплектования учебного фонда;
− оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным
списком учебников и планом комплектования;
− приём и учёт вновь поступившей учебной литературы в библиотеку.
5
3. Порядок учета фонда учебной литературы
3.1. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно от основного
фонда школьной библиотеки.
3.2. К библиотечному фонду учебной литературы (учебному фонду) относятся учебники,
учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники упражнений и
задач, практикумы, книги для чтения, хрестоматии.
3.3. Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление, выбытие, общую
величину фонда учебников, и служит основой его правильного формирования, целевого
использования и сохранности, осуществления контроля за наличием и движением учебников.
3.4. Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в соответствии с
основными положениями Методических рекомендаций по применению «Порядка учета
документов, входящих в состав библиотечного фонда», утвержденных Приказом Министерства
культуры от 08.10.2012 № 1077 (с изменениями на 2 февраля 2017 года).
3.5. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием, штемпелевание,
регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия, а также подведение итогов
движения фонда и его проверку.
3.6. Все операции по учету производятся заведующим библиотекой, стоимостный учет
ведется бухгалтерией, обслуживающей школу. Инвентаризация учебного фонда и сверка данных
библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
3.7. Учёт учебной литературы осуществляется групповым способом и ведется в «Книге
суммарного учёта» (далее - КСУ). КСУ учебников хранится в библиотеке постоянно.
3.8. КСУ состоит из трех частей:
3.8.1. Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество поступивших
учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и даты сопроводительного
документа. Номер записи ежегодно начинается с № 1 и идёт по порядку поступлений.
3.8.2. Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на списание
учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных
учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших изданиях из года в год
продолжается.
3.8.3. Часть 3. Итоги учёта движения фондов. В третьей части записываются итоги движения
фонда учебников:
− общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
− общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
− общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января последующего
года, на сумму.
3.9. Индивидуальный (групповой) учет учебников осуществляется в картотеке учёта учебников
на каталожных карточках стандартного размера. На карточке указывается регистрационный
номер, библиографическое описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с
указанием цены. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем отличий, кроме года
издания и цены, все поступления заносятся на единую карточку. Если же в учебнике внесены
дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка. Карточки расставляются в
учетную картотеку по классам, а внутри классов — по предметам. После списания всех
учебников карточки изымаются из картотеки.
3.10. Учётные карточки учебников регистрируются в «Журнале регистрации учётных карточек
библиотечного фонда школьных учебников», который ведется по образцу: номер по порядку,
название, класс, № акта выбытия карточки.
3.11. Учёту подлежат все виды учебников и учебных пособий, дидактические материалы,
таблицы, контурные карты, атласы являются документами временного характера. Их учёт
производится в «Тетради учёта документов временного характера».
3.12. Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в «Тетради учёта утерянных и
принятых взамен учебников». Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются
6
учебники того же названия, автора и издательства.
3.13. Списание учебников проводится не реже одного раза в 3 года. На каждый вид списания
(«Ветхие», «Устаревшие по содержанию») составляется акт в 2-х экземплярах, который
подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится в
библиотеке, другой передаётся под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с
баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в
соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от сдачи учебников
вносятся на расчетный счет школы.
3.14. Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после списания может
выдаваться обучающимся для подготовки к экзаменам, передаваться в учебные кабинеты или
использованы для ремонта других учебников.
4. Порядок выдачи и возврата учебников
4.1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке,
Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
4.2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах
федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:
− обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования;
− обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования;
− обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
4.3. МАОУ «СОШ № 14» бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и
учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Обеспечение
обучающихся указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде
школьной библиотеки. Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками,
учебными и учебно-методическими пособиями.
4.4. Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии Федеральному
стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до 10 лет (письмо
Министерства образования и науки РФ от 08.12.2011г. № МД- 1634/03).
4.5. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на
дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных
образовательных технологий на период получения образования учебники предоставляются в
пользование бесплатно, путём сетевого обмена.
4.6. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы,
поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования учителя
школы приобретают самостоятельно. Если данные издания имеются в наличии в фонде
библиотеки, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
4.7. Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются обучающимся
школы в личное пользование по одному комплекту сроком на один год независимо от того, на
какой срок обучения они рассчитаны. Второй комплект учебников может быть выдан по
заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных
экземпляров в библиотеки.
4.8. Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс классным
руководителям 1-4 классов; обучающимся 5−11 классов учебники выдаются на руки, по
графику, утвержденному директором школы. Выдача учебной литературы классным
руководителям 1-4 классов и обучающимся 5−11 классов фиксируется в «Книге выдачи
учебников» и подтверждается подписью классных руководителей 1-4 классов, обучающихся в
возрасте от 14 лет.
4.9. Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки у
7
классных руководителей (1-4 классы), у библиотекаря (5−11 классы) в начале учебного года.
Выдача учебников и учебных пособий обучающимся 1−4 классов фиксируется классными
руководителями, а выдача учебников и учебных пособий обучающимся 5−11 классов
фиксируется личной подписью обучающегося (до 14 лет – классные руководители) в
«Ведомости выдачи и возврата учебников». Классные руководители 1-11 классов, библиотекарь
проводят беседу-инструктаж обучающихся и их родителей (законных представителей) о
правилах пользования учебниками.
4.10. В исключительных случаях обучающиеся (должники, вновь прибывшие, а также для
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летние обучение) получают учебники у библиотекаря. Учебники
для подготовки к ОЕЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х, 11-х классов и вновь прибывшим выдаются
только при наличии их в библиотеки. Выдача необходимых учебников на летний период
фиксируется в читательских формулярах под личную подпись обучающихся.
4.11. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В течении одной
недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия, выданные им в
личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала
(отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители (законный представители)
могут обратиться в библиотеку для замены иго другим. Учебник может быть заменен при его
наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока претензии по внешнему виду и
качеству учебника библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные дефекты
в сдаваемых учебниках несёт тот обучающийся, который ими пользовался.
4.12. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного года из школы
в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебнометодические материалы, предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются
в библиотеку школы. В случаи порчи или утери учебника, учебного или учебно-методического
пособия, предоставленного обучающемуся в личное пользование, родители (законные
представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.
4.13. Обучающиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы
обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
4.14. Возврат учебников в конце учебного года осуществляется по графику, составленному
заведующей библиотекой и утвержденному директором школы. Приём учебников производится:
− от обучающихся 1−4 классов – классными руководителями;
− от обучающихся 5−11 классов – библиотекарем (или классными руководителями).
Классный руководитель обеспечивает 100% явку обучающихся со всеми учебниками в
соответствии с графиком.
4.15. Обучающиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии,
соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.
5. Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных учебников
5.1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий хранения и
использования учебников, а также охраной их от порчи и хищений.
5.2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда
и пожарной безопасности.
5.3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного фонда.
5.4. Проверка фонда на предмет наличия в нём документов, включенных в ФСЭМ, проводится:
− при поступлении новых документов в фонд;
− систематически (один раз в год (март, прель)) путём сверки ФСЭМ со справочнобиблиографическим аппаратом фонда библиотеки.
5.5. По итогам проверки библиотекарь составляет акт, подписывает и хранит его в библиотеке в
течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы отсутствуют по
неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором фиксируются сведения
о количестве документов библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих
8
документов, в том числе по неустановленной причине. В акте также указываются номер и дата
акта предыдущей проверки.
При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности
установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в соответствии с действующим
законодательством.
5.6. Для проверки библиотечного фонда МАОУ «СОШ № 14» на предмет наличия в нём
документов, включенных в ФСЭМ, в образовательной организации создается специальная
Комиссия по сверке библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов,
выявлению, изъятию и уничтожению экстремистских материалов (далее по тексту – Комиссия
по проверке экстремистских материалов), которая систематически (не реже одного раза в три
месяца) осуществляет проверку библиотечного фонда образовательной организации на предмет
наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ, путем сверки ФСЭМ со справочнобиблиографическим аппаратом фонда.
При выявлении документа, включенного в ФСЭМ, на этапе комплектования фонда указанный
документ не подлежит включению в библиотечный фонд образовательной организации. В случае
выявления документа, включенного в ФСЭМ и уже находящегося в фонде библиотеки
образовательной организации, документ исключается из библиотечного фонда и подлежит
уничтожению.
5.7. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников возлагается на директора
школы и библиотекарей.
5.8. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в течение учебного года
несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они же (или родители (законные
представители)), при необходимости, осуществляют их ремонт.
5.9. В случае утери или порчи учебника родители (законные представители) возмещают
нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
5.10. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в год (сентябрь и
апрель) библиотекарями проводятся выборочные рейды по проверке состояния учебников.
Сведения о результатах рейда доводятся до классного руководителя, при необходимости до
завуча по УВР. По результатам проверки составляется справка.
5.11. Критерии по проверке состояния учебников:
− наличие записи о принадлежности учебника обучающемуся;
− наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию уроков);
− наличие обложек на учебниках;
− внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей, порезов, рваных страниц,
повреждений переплётов в учебниках);
− для 1-4 классов - наличие закладок.
6. Правила пользования учебниками для обучающихся и родителей
6.1. Обучающиеся имеют право получать учебники, предусмотренные образовательными
программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки бесплатно.
6.2. Учебники выдаются обучающимся сроком на один год, независимо от того, на какой срок
обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат учебников гарантируется
родителями (законными представителями).
6.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. При выявлении
дефицита учебников вопрос решается путём межшкольного обмена.
6.4. Обучающиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда школьной
библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).
6.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
6.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.
6.7. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по
необходимости ремонтировать их.
9
6.8. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце учебного
года, до летних каникул.
6.9. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения (до получения аттестата).
6.10. Обучающиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед
получением документов.
6.11. В случае порчи или утери учебников обучающиеся обязаны возместить их новыми или
равноценными по согласованию с заведующим библиотекой.
6.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут как
обучающиеся, так и их родители (законные представители).
7. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников
7.1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и
порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения
(потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц,
склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация,
потрепанность блока или переплета).
7.2. При использовании учебника первого года, он должен быть сдан в школьную библиотеку в
отличном состоянии: чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета,
без отрыва переплета от блока.
7.3. При использовании учебника второго-третьего года, он должен быть сдан в школьную
библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются незначительные повреждения:
могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
7.4. При использовании учебника четырех-пяти лет, он должен быть сдан в школьную
библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего использования:
чистым, допускается надрыв корешка (не более 1 см. от края) и переплета в месте его соединения
с блоком.
7.5. При использовании учебника шести лет и более, он должен быть сдан в школьную
библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего использования:
чистым, допускается надрыв корешка (не более 2-3 см от края) и переплета в месте его
соединения с блоком.
7.6. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной бумагой, либо широким
прозрачным скотчем.
8. Ответственность у частников образовательной деятельности
8.1. Директор школы несёт ответственность за организацию работы по своевременному
пополнению библиотечного фонда школьных учебников, обеспечение обучающихся
учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и
воспитания.
8.2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе определяет потребность
школы в учебниках, соответствующих программам обучения, осуществляют контроль за
использованием педагогическими работниками в ходе образовательной деятельности учебников,
учебных пособий и учебно-методических материалов в соответствии со списком, определенным
школой, совместно с учителями и заведующим библиотекой осуществляет контроль за
выполнением обучающихся единых требований по использованию и сохранности учебников.
8.3. Классные руководители несут ответственность за воспитание у обучающихся бережного
отношения к учебной книге, за состояние учебников и учебных пособий обучающихся своего
класса в течение учебного года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебнометодических пособий в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным директором
школы.
10
8.4. Библиотекари несут ответственность за достоверность информации об обеспеченности
учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами обучающихся школы,
за организацию работы библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебнометодических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного фонда учебной
литературы.
8.5. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за сохранность
полученных учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов и возмещают их
утрату или порчу библиотеке школы.
8.6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников, учебных пособий и учебнометодических материалов, полученных из фонда школьной библиотеки.