МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
от «29» августа 2024г.
от «29» августа 2024г.
протокол педсовета №1
приказ № 214-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шаг за шагом: подготовка к ЕГЭ по литературе»
10-11 классы
Североуральск 2024
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Шаг за шагом: подготовка к ЕГЭ по
литературе» предназначен для системной подготовки обучающихся 10-11
классов к сдаче ЕГЭ по литературе. Программа разработана на основе
действующих ФГОС СОО и образовательных программ по литературе,
расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература».
Единый государственный экзамен представляет собой форму
объективной оценки качества освоения образовательной программы по
литературе на уровне среднего общего образования с использованием
заданий
стандартизованной
формы
(контрольных
измерительных
материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по
литературе дают возможность проверить знание выпускниками
содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также
необходимый комплекс умений по предмету.
При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация
наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:
· аналитическое
осмысление
художественного
текста,
его
интерпретация;
· ответы на проблемные вопросы по прозаическим, драматическим,
лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);
· поиск оснований для сопоставления литературных явлений и
фактов, воссоздание литературного контекста;
· написание развернутого аргументированного ответа на проблемный
вопрос.
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной
проверки
умений
выпускников
воспринимать
и
анализировать
художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на
знания историко-литературного и теоретико-литературного характера.
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися
всего материала курса по литературе, содержание которого определено
нормативными документами по предмету.
Повторение теории и истории литературы, анализ художественных
произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий
базового, повышенного и высокого уровня сложности.
В разделы программы включены произведения художественной
литературы, распределенные в соответствии с различными литературными
эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных
произведений, тексты которых могут оказаться включенными в
экзаменационные варианты ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с
определенными историко-литературными периодами и номерами тем,
предлагаемых для повторения. Объём материала и степень трудности
освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения
по теории и истории литературы.
Цель курса – обеспечить качественную подготовку обучающихся к
успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
•
совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
•
умение использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации (словари,
энциклопедии, Интернет- ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
· понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации
художественных произведений;
· владение
навыками
комплексного
филологического
анализа
художественного текста;
· сформированность представлений о системе стилей художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном
авторском стиле;
· владение начальными навыками литературоведческого исследования
историко- и теоретико-литературного характера;
· сформированность представлений о принципах основных направлений
литературной критики.
· знание произведений русской, родной и мировой литературы в
соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение
предмета;
· умение анализировать в устной и письменной форме конкретные
произведения с использованием различных научных методов, методик и
практик чтения, во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и
др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и
др.);
· умение давать историко-культурный комментарий к тексту
произведения;
· умение давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную
мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию
письменного высказывания, обеспечивая последовательность и
связность изложения;
· умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать
объекты по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и
аргументации позиций сопоставления.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные
задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы,
анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами,
парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование,
стилистический анализ, проект.
Содержание программы
10 класс
Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе ( 2 часа).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура
КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на
ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее
оценивания.
Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература (2 часа).
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные
особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его
разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.
«Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с
фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения.
Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова...». Авторская
позиция в «Слове...». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения,
метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор,
инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание.
Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм (2 часа).
Классицизм как художественное направление. Литературные формы
классицизма и его черты. Литературные роды и жанры.
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Драма как род литературы.
Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И.
Фонвизина. Система персонажей и говорящие фамилии. Идейнопросветительская направленность произведения.
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Жанр оды. Аллегория.
Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы.
Системы стихосложения. Стихотворные размеры.
Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13 часов).
Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы
сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные
свойства, черты, эстетика.
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Идея и проблематика
произведения. Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в
стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в
стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих.
Особенности
жанра
баллады
в
произведении
«Светлана».
Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе.
Нравственный идеал поэта.
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в
произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Особенности развития конфликта. Система образов. Речевая характеристика
героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе.
Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал.
Новаторство комедии А.С. Грибоедова. Язык произведения А.С. Грибоедова.
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине
сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю»,
«Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес
багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»,
«Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...»,
«Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник
усталый на Бога роптал...») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»),
«...Вновь я посетил...». Лирическое стихотворение. Жанровое и
тематическое многообразие стихотворений. Послание. Мотивы и образы
пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в
стихотворениях.
Реализм как художественное направление. Роман «Капитанская дочка».
Историческая основа произведения. Историзм романа. Система персонажей.
Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее
нравственный
потенциал.
Идейно-художественное
своеобразие
произведения. Роль эпиграфов в повести. Притча. Авторская позиция в
произведении.
Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения.
Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме.
Язык поэмы и средства художественной изобразительности. Синекдоха и
метонимия.
Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С.
Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика.
Своеобразие композиции романа. Художественные особенности лирических
отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к
ним автора. Литературный тип.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...»,
«Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус»,
«Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума»,
«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы»,
«Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не
тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...»,
«Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Жанровое и тематическое
многообразие
стихотворений,
основные
мотивы.
Особенности
изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Антитеза.
Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация.
Историческая основа произведения. Народность. Своеобразие конфликта.
Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова.
Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и
проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его
создания. Роль пейзажа в поэме.
Роман «Герой нашего времени». Многообразие тематики и
проблематики произведения. Особенности композиции романа и
хронологическая последовательность. Сюжет и фабула. Приемы
психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет
поколения и средства его создания. Смысл названия романа.
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы
создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система
персонажей и средства их создания. Финал пьесы.
Повесть «Шинель». Тип «маленького человека». Гуманизм
произведения. Художественные детали и их символика в повести.
Поэма «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его
воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Смысл названия
поэмы как оксюморон. Средства создания героев. Портрет и интерьер.
Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме.
Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в
произведении Н.В. Гоголя.
Раздел 5. Литература второй половины XIX века (15 часов).
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социальнонравственная направленность драмы А.Н. Островского. Система персонажей
и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе.
Трагедия. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе.
Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ
главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и
художественное содержание произведения. Особенности сюжета и
композиции. Психологизм И.С. Тургенева. «Вечные» темы, мотивы и
образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о романе.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских
волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...»,
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...»,
«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я
встретил вас — и все былое...»), «Природа — сфинкс. И тем она верней...».
Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое
многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных
средств в стихотворениях: инверсия, анафора, афоризм.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Монографичность романа.
Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера
Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова.
Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое
своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Гипербола.
Сарказм и гротеск.
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии
твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери
гроба...» Жанровое и тематическое многообразие стихотворений.
Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности
изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее
жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции
произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия
поэмы.
Ф.М.
Достоевский.
Роман
«Преступление
и
наказание».
Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа
романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика
(диалоги-диспуты и внутренние монологи, внутренняя речь), отношение к
ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в
романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа.
«Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый
финал.
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним
толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у
березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». Жанровое и
тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных
средств
в
стихотворениях.
Средства
звукописи.
Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история
создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские
взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа.
«Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика
произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их
эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в
романе и открытость толстовского эпоса.
Содержание программы
11 класс
Раздел 1. Судьбы русской прозы рубежа 19-20 веков (5 часов).
Понятие традиции и новаторства в литературе. Историко-культурная
ситуация на рубеже 19-20 веков.
Жанр рассказа в творчестве А.П. Чехова: темы и образы,
юмористическое и лирическое. Трансформация образа «маленького
человека» и деградации личности в рассказах «Хамелеон», «Смерть
чиновника», «Человек в футляре», «Ионыч». Преображение героев в
рассказах «Дама с собачкой» и «Студент».
Социально-философское содержание рассказов И.А. Бунина «Господин
из Сан-Франциско» и А.М. Горького «Старуха Изергиль». Тема любви в
творчестве И.А. Бунина. Новелла «Чистый понедельник»: вечное и
современное,
эволюция
характера
рассказчика
в
произведении.
Художественное время и пространство.
Раздел 2. Судьбы русской драмы рубежа 19-20 веков (5 часов)
Традиции и новаторство пьес А.П. Чехова «Вишневый сад» и А.М.
Горького «На дне». Своеобразие конфликта, система действующих лиц,
проблематика, смысл названия драм. Подтекст и роль ремарок.
Раздел 3. Судьбы русской поэзии конца 19-и 20 веков (12 часов).
Символизм, акмеизм и футуризм как новые художественные
направления в литературе рубежа веков. Символ.
Своеобразие лирического героя поэзии А.А. Блока, В.В. Маяковского,
О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Б.Л.
Пастернака, А.Т. Твардовского. Мир внешний и внутренний в лирике поэтов.
Многообразие тематики стихотворений, художественные особенности
поэтических текстов. Сонет. Акцентный стих, верлибр.
Голос эпохи в поэмах А.А. Блока «Двенадцать», В.В. Маяковского
«Облако в штанах», А.А. Ахматовой «Реквием», А.Т. Твардовского «Василий
Теркин».
Раздел 4. Человек и время в литературе 20 века (12 часов).
М. А. Шолохов «Тихий Дон». История создания романа-эпопеи.
Глубина постижения исторических процессов. Мысль семейная в романе
Шолохова. Женские образы романа. Война и мир в романе. Трагедия
Григория Мелехова: в поисках смысла. Мир природы в романе. Мастерство
Шолохова-романиста.
Гуманизм рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и рассказ
«Матренин двор». Автор-повествователь. Тема трагической судьбы
человека в тоталитарном государстве.
Особенности русской прозы второй половины 20 века. Проблематика,
традиции и новаторство. «Городская» проза, «деревенская» проза. Ф.А.
Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В.
Быков, В. Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.С. Гроссман, В.М.
Шукшин, В.В. Быков, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов.
Нравственная проблематика произведений
Особенности русской поэзии второй половины 20 века. Лирика Н. А.
Заболоцкого, Б.А. Ахмадулиной, И.Л. Бродского, А.А. Вознесенского, В. С.
Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.А. Рубцов,
Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов. Основные
темы и мотивы лирики, ее художественное своеобразие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
1
2
3
4
Раздел
10 класс
Содержание ЕГЭ по литературе
Фольклор и древнерусская литература
Литература XVIII века. Классицизм
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Итого:
11 класс
Судьбы русской прозы рубежа 19-20 веков
Судьбы русской драмы рубежа 19-20 веков
Судьбы русской поэзии конца 19 и 20 веков
Человек и время в литературе 20 века
Итого:
Количество
часов
2
2
2
13
15
34
5
5
12
12
34
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
занятия
1.
2-3
4-5.
Тема
Количество
часов
Содержание ЕГЭ по литературе
2
Фольклор и древнерусская литература. «Слово о полку 2
Игореве». Историческая основа памятника и связь с
фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос
произведения.
Литература XVIII века. Классицизм Д.И. Фонвизин. Пьеса 2
«Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра
комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская
направленность произведения.
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и
новаторство в стихотворении. Практикум
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
1
Сентиментализм
и
его
художественные
черты.
Литературные формы сентиментализма. Романтизм как
художественное направление: основные свойства, черты,
эстетика.
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности
жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительновыразительные средства в стихотворении. Образ лирического
героя.
Особенности жанра баллады в произведении «Светлана».
Национальный колорит произведения. Нравственный идеал
поэта.
1
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Особенности
развития конфликта. Система персонажей. Речевая
характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое
своеобразие комедии.
Новаторство комедии А.С.
Грибоедова.
1
Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое
многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных средств в стихотворениях.
1
Реализм как художественное направление. Повесть А.С.
Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее
нравственный
потенциал.
Идейно-художественное
своеобразие произведения. Авторская позиция в
произведении.
1
Поэма
«Медный
всадник».
Особенности
жанра
произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема
личности и истории в поэме.
1
Роман
«Евгений
Онегин».
Особенности
жанра
произведения А.С. Пушкина. Тематика и проблематика.
Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа
и отношение к ним автора.
1
Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое
многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и
новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Песня про... купца Калашникова». Художественная 1
стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие
конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю.
Лермонтова
1
Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и
проблематика произведения. Образ главного героя и способы
его создания.
1
Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции
романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения
и средства его создания. Смысл названия романа
1
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Приемы создания
комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в
комедии. Система персонажей и средства их создания.
Символика финала пьесы.
17-18.
19.
20-21.
22.
23-24.
25.
26.
27.
28-29.
30.
31-33.
34.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького
человека». Гуманизм произведения. Художественные детали
и их символика в повести.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра.
Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь
«мертвая» и «живая» в поэме. Практикум
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социальнонравственная
направленность
драмы.
Новаторство
драматурга.
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая
основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с
другими персонажами. Особенности сюжета и композиции.
Психологизм И.С. Тургенева. Практикум
Лирика Ф.И. Тютчева. Философская направленность
стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие
стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных
средств в стихотворениях
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного
героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.
Практикум
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и
тематика. Средства создания сатирических образов.
Лирика Н.А. Некрасова. Жанровое и тематическое
многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных средств в стихотворениях. Практикум
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа
поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие.
Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия
поэмы.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Идеологическая, социальная, психологическая и философская
природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы.
Полифоническое звучание романа. Практикум
Лирика А.А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие
стихотворений. Романтическое и импрессионистическое
начало в лирике А.А. Фета.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности
жанра романа и его композиция. Историософские взгляды
Л.Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль
народная». Главные герои романа и их эволюция
(«диалектика души»). Практикум
Практикум: написание развёрнутых ответов ограниченного
объёма (задание 5)
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
3
1
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
Тема
Количе
ство
часов
1.
Понятие традиции и новаторства в литературе. Историкокультурная ситуация на рубеже 19-20 веков.
2-3
Жанр рассказа в творчестве А.П. Чехова: темы и образы,
юмористическое и лирическое. Трансформация образа
«маленького человека» и деградации личности в рассказах
«Хамелеон», «Смерть чиновника», «Человек в футляре»,
«Ионыч». Преображение героев в рассказах «Дама с собачкой»
и «Студент». Практикум
4.
Социально-философское содержание рассказов И.А. Бунина
«Господиниз Сан-Франциско» и А.М. Горького «Старуха
Изергиль». Тема любви в творчестве И.А. Бунина.
Новелла
«Чистый понедельник»: вечное исовременное, эволюция
характера рассказчика в произведении.
5-8.
Традиции и новаторство пьес А.П. Чехова «Вишневый сад»
и А.М. Горького «На дне». Своеобразие конфликта, система
действующих лиц,проблематика, смысл названия драм.
Практикум
9-10.
Символизм, акмеизм и футуризм как новые художес
направления в литературе рубежа веков.
твенные
11Своеобразие лирического героя поэзии А.А. Блока, В.В.
Маяковского,
17.
О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А.
Ахматовой,
Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского. Мир внешний и
внутренний в
лирике поэтов. Многообразие тематики стихотворений,
художественные особенности поэтических текстов. Практикум
18Голос эпохи в поэмах А.А. Блока «Двенадцать», В.В.
20.
Маяковского «Облако в штанах», А.А. Ахматовой
1
2124.
4
25.
2627.
2829.
3031.
3234
«Реквием», А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Практикум
М. А. Шолохов «Тихий Дон». История создания романаэпопеи. Глубина постижения исторических процессов. Мысль
семейная в романе Шолохова. Женские образы романа. Война и
мир в романе. Трагедия Григория Мелехова: в поисках смысла.
Мир природы в романе. Мастерство Шолохова-романиста.
Практикум
Гуманизм рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и
рассказ «Матренин двор». Тема трагической судьбы
человека в тоталитарномгосударстве. Практикум
Особенности русской прозы второй половины 20 века.
Проблематика, традиции и новаторство. Нравственная
проблематика произведений.
Особенности русской поэзии второй половины 20 века.
Основные темы и мотивы лирики, ее художественное
своеобразие.
Практикум: написание сочинения на литературную тему
2
2
5
2
7
3
1
2
2
2
3
Система представления результатов обучающихся
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным
компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить
эффективность обучения по программе, помогает обучающимся, родителям
(законным представителям), педагогам увидеть результаты обучающихся, что
создает хороший психологический настрой в коллективе и повышает
самооценку самого обучающегося.
Оценка результативности внеурочной деятельности осуществляется через:
–
участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, конференциях
различного уровня;
–
создание презентаций, проектов, газет, листовок, выставки творческих
работ;
–
выступление на школьных и внешкольных мероприятиях$
–
подготовка к ЕГЭ по предмету, знакомство с КИМами по предмету,
выполнение диагностических работ, цель которых выявить уровень подготовки
к ЕГЭ.
Учебно-методическое обеспечение
1.
Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь
терминов. М., 2003.
2.
Введение в литературоведение / Пол ред. Л. В. Чернец. М., 1999.
3.
Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. – М.: «Экзамен»,
2005
4.
Литература. К ЕГЭ-2024. 20 тренировочных вариантов по демоверсии
2024 года / Под ред. Н.А. Сениной, И.В. Бобяковой. – Ростовн/Д:Легион,
2023.
5.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М.
Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.
6.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
7.
Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское
восприятие школьников. Л., 1974.
8.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс,
2004
9.
Титаренко Е.А. ЕГЭ. Литература. Экспресс-подготовка (в схемах и
таблицах) – Москва: Эксмо, 2018