Человек и культура для обучающихся 10 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области‌‌
‌Управление образования Администрации
Североуральского городского округа‌​
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

от «29» августа 2024г.

от «29» августа 2024г.

протокол педсовета №1

приказ № 214-ос

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Человек и культура»

Для обучающихся 10 классов

Североуральск 2024

Пояснительная записка

к программе курса «Человек и культура» для 10 класса
Курс внеурочной деятельности «Человек и культура» систематизирует и дополняет знания о
культуре иискусстве, полученные в образовательном учреждении на уроках литературы и истории в 10
классе гуманитарного профиля.
Курс содержит важнейшую информацию об основных этапах развития мировой культуры:
изобразительного искусства, архитектуры, музыки, образования и науки, а также хозяйственного и
бытового уклада. Материалы курса могут быть использованы при подготовке ответов на вопросы по
истории мировой культуры, которые могут встретиться как при сдаче специального экзамена, так и
среди вопросов по общему курсу мировой истории и литературы.
Курс «Человек и культура» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о
разных видах искусств и литературы. В основу курса положена история мировой культуры со времени
её зарождения до начала XV века.
Цели курса: способствовать осознанию роли и места Человека в художественной культуре на
протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших
произведениях мирового искусства
Задачи курса:
· помочь обучающимся выработать прочную и устойчивую потребность общения с
произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору
и духовно-ценностные ориентиры;
· способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные
ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
· подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному
диалогу с произведением искусства;
· создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с
произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе
Планируемые результаты освоения курса «Человек и культура»
Базовый уровень
Личностные результаты:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические
искусства во всем многообразии их видов и жанров
- принятие мультикультурной картины современного мира
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
- накопление опыта эстетического переживания
- формирование творческого отношения к проблемам
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения
личности
- подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Метапредметные результаты:
- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством
- выявление причинно-следственных связей
- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения
- формирование исследовательских, коммуникативных информационных умений
- применение методов познания через художественный образ
- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации

- определение целей и задач учебной деятельности
- выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике
- самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты
- наблюдение (восприятие) объектов и явлений культуры
- восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства
- представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества
- представление системы общечеловеческих ценностей
- различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от
цели творческого замысла
- классификацию изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала,
информации, полученной из различных источников
- осознание ценности и места отечественного искусства, проявление устойчивого интереса к
художественным традициям своего народа
- уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала
- формирование коммуникативной, информационной компетентности
- развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора
- умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.
Основное содержание курса «Человек и культура»:
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и
символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы,
костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы
Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора.
Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии:
аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной
жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм
Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических
представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Те-ночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо.
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского
величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская – воплощение идеала
божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм
(киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая,
временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор –
как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе
Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных
представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего
мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.
Виды занятий: лекции, просмотр видео по теме, практические занятия.

Тематическое планирование
10 класс

№

Тема урока

Количество часов
Контро
Практи
льные
Всего
ческие
работы
работы

Художественная культура первобытного мира

3

1

1

2
3

Отражение представлений о мире и жизни в
мифах. Первобытная магия.
Архаические основы фольклора. Миф и
современность.
Зарождение искусства. Наскальная живопись
пещер Альтамира и Ласко. Образность
архитектурных первоэлементов
(Стоунхендж).

Художественная культура Древнего мира
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Особенности художественной культуры
Месопотамии: аскетизм и красочность
ансамблей Вавилона.
Особенности художественной культуры
Месопотамии: шумерский и ассирийский
рельеф.
Древний Египет. Особенности
мифологических представлений. Искусство
на службе заупокойного культа.
Гигантизм и неизменность канона Древнего
Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и
Луксора.
Древний Египет. Канон изображения фигуры
на плоскости и в скульптуре.
Детство человечества. Крито-микенская
цивилизация.
Крито-микенская культура. Маска
Агамемнона.
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле
афинского Акрополя. Театрализованное
действо.
Эволюция греческого рельефа от архаики до
высокой классики.
Скульптура Древней Греции от архаики до
поздней классики.
Древний Рим, как часть античного мира.
Особенности мифологической системы и
общественного уклада.
Древний Рим. Особенности римского
градостроительства. Римский форум,
Колизей, Пантеон.

1
1
14

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/

1
1
1
1

https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/

1
1

Древний Рим. Фреска и мозаика.
Скульптурный портрет.
Раннехристианское искусство. Типы
17
христианских храмов. Мозаичный декор.
Христианская символика.
Художественная культура Средних веков

14

18

1

16

19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31

Византия. Византийский центральнокупольный храм (София
Константинопольская). Живописная
декорация крестово-купольного храма.
Топографическая и временная символика
храма. Стилистическое многообразие
крестово-купольных храмов (киевская,
владимиро-суздальская, новгородская
школа).
Византийский стиль в мозаичном декоре.
Византийский стиль в иконописи.
Древняя Русь. Формирование московской
школы иконописи. Русский иконостас (Ф
Грек, А. Рублев).
Московская архитектурная школа.
Раннемосковское зодчество. Новый тип
шатрового храма. Ансамбль московского
Кремля.
Фресковые росписи на тему величания
Богородицы. Дионисий. Знаменный распев.
Западная Европа. Дороманская культура.
Архитектура. Мозаичный и фресковый декор.
Монастырская базилика как средоточие
культурной жизни романской эпохи.
Романская культура. Отображение жизни
человека Средних веков в барельефах,
фресках, витражах.
Готика. Готический храм – образ мира.
Архитектура и декор готического храма.
Основные этапы развития готического стиля.
Региональные особенности готики.
Новое искусство - Арс нова. Проторенессанс
в Италии. Эстетика Арс нова в литературе.
Аллегорические циклы Арс нова.
Музыкальное течение Арс нова.
Специфика Арс нова на Севере.

Художественная культура Дальнего и Ближнего
Востока в Средние века
32
Китай. Архитектура как воплощение
мифологических и религиозно-нравственных
представлений Древнего Китая (Храм Неба).

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1

https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/

https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/

https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/
https://videouro
ki.net/

33

34
Всего:

Япония. Японские сады как квинтэссенция
мифологии синтоизма и философскорелигиозных воззрений буддизма.
Ближний Восток. Образ рая в архитектуре
мечетей. Образ мусульманского рая в
архитектуре дворцов.

1

https://videouro
ki.net/

1

https://videouro
ki.net/

34

0

0

Система представления результатов обучающихся
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса
обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает
обучающимся, родителям (законным представителям), педагогам увидеть результаты обучающихся,
что создает хороший психологический настрой в коллективе и повышает самооценку самого
обучающегося.
Оценка результативности внеурочной деятельности осуществляется через:
– участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня;
– создание презентаций, проектов, газет, листовок, выставки творческих работ;
– выступление на школьных и внешкольных мероприятиях.
Учебно-методическое обеспечение образовательного
процессаОбязательные учебные материалы для ученика:

· Емохонова Л.Г. 10 класс. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. М.:
Издательскийцентр «Академия», 2014. (электронный версия)
Методические материалы для учителя:
· УМК Л.Г. Емохонова., Мировая художественная культура (базовый уровень): программа
для10—11 классов: среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. — М.:
Издательский центр «Академия», 2014. — 48 с.
· Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый
уровень). М.:Издательский центр «Академия». – 2012-2014 гг.
· Л.Г., Емохонова. Н.Н., Малахова. Мировая художественная культура (базовый уровень): 11
класс: ФГОС: Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных
уроков.М.: Издательский центр «Академия». – 2014 гг.
Цифровые образовательные ресурсы:
·
·
·
·
·
·
·

Комплекс видеоуроков МХК 10-11 класс https://videouroki.net/
Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
Виртуальный музей Лувр. http://louvre.historic.ru
Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru
Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru
Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».