МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ
ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН
ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство
России, CN=Казначейство России
Причина: Я подтвердил целостность этого документа
Дата: 27 Декабрь 2023 г. 12:44:35
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информационная культура педагога»
для обучающихся 10 классов
Калья 2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность
Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии
лежат в основе коренных изменений не только всех отраслях экономики, но и в
системе образования, определяют тенденции ее развития, что отражено в федеральных
проектах «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная
среда» национального проекта «Образование». Никогда еще в истории педагогики не
было такого количества доступных качественных, постоянно обновляющихся
образовательных ресурсов. Никогда не уделялось столько внимания оснащению школ
техническими средствами обучения, средствами коммуникации, дающими
возможность получить мгновенную обратную связь, повышающими результативность
учебной деятельности. Внедрение онлайн-обучения ведет к постепенной смене
классно-урочной системы новыми моделями образования. С внедрением
информационно-коммуникационных технологий меняется и роль учителя от
хранителя, ретранслятора знаний к роли помощника, координатора, тьютора.
Трансформация
образования
является
вызовом
педагогическому
профессионализму. В школах ощущается нехватка учителей, снизился уровень
удовлетворенности качеством преподавания. В связи с этим большие надежды
возлагаются на новое поколение педагогов, нынешних школьников, обучающихся в
условиях созданной в соответствии с федеральными государственными стандартами
современной информационно-образовательной среды.
Программа «Информационная культура педагога» призвана помочь школьникам
определиться с выбором профессии, показать перспективы развития профессии
педагога, рост её привлекательности, связанный с использованием информационнокоммуникационных технологий.
Курс «Информационная культура педагога» разработана с учетом требований
Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и
среднего общего образования, учитывает региональные особенности и потребности
рынка труда.
Концептуальной основой данной программы является деятельностный подход,
что соответствует требованиями ФГОС, в которых предусматривается вовлечение
обучающихся в конкретную практическую деятельность для достижения личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
На изучение курса «Информационная культура педагога» на базовом уровне в
10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Информационная культура»
Содержание темы. Цели и задачи курса. Место курса в системе общеобразовательной
подготовки. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения
курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу.
Рекомендуемая литература.
Виды информации по форме представления: текстовая, иконическая,
идеографическая, аудиальная, тактильная, комплексная.
Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни
общества и отдельного человека. Информированность. Ценность информации и цена
не информированности.
Тема 1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов
общества.
Содержание темы. Определение понятия «документ». Первичные и вторичные
документы. Классификация документов по целевому назначению: учебные,
справочные,
научно-популярные,
литературно-художественные,
массовополитические, для досуга.
Расширение представлений о справочных документах (словари антонимов,
орфографические, орфоэпические, толковые, словообразовательные, словари
литературоведческих терминов в учебнике; справочники; детские энциклопедии,
отраслевые энциклопедические словари). Электронные справочные издания.
Основные виды газет: общеполитические, специализированные.
Углубление представлений о видах документов по регулярности выхода в свет:
периодические, непериодические, сериальные.
Виды документов по читательскому адресу: массовые, популярные, для детей и
юношества, для библиотеки, для слепых, для служебного пользования, элитарные,
библиофильские, адаптированные.
Расширение представлений об электронных документах. Локальные и сетевые
электронные ресурсы для школьников.
Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки
информации
Содержание темы. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых
слов, составление библиографического описания, аннотирование (на примере
художественных книг, литературы о родном крае). Вторичные документы как
результаты свертывания информации.
Понятие об аннотации как о вторичном документе, отвечающем на вопрос, о чем
говорится в первичном документе. Особенности аннотации как вторичного документа
с высоким уровнем обобщения информации. Библиографическое описание, ключевые
слова и аннотация: сходство и различие.
Представление об основных видах аннотации: справочных и рекомендательных.
Рекомендательные аннотированные печатные библиографические указатели
литературы как пример вторичных источников информации: назначение и правила
использования.
Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере статьи из
журнала и газеты, небольшого рассказа.
Возможности использования основных видов свертывания и развертывания
информации в учебной деятельности кадетов.
Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества
Содержание темы. Назначение
библиотек. Библиотечное
обслуживание.
Специализированные залы и отделы библиотеки. Информационные продукты и
услуги, предоставляемые библиотекой. Средства ориентирования в информационных
ресурсах библиотеки (алфавитный каталог, картотека стихов, электронный каталог).
Рекомендательные библиографические указатели как источник информации о
литературе для учащихся.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ
И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения
Содержание темы. Адресный запрос как способ выражения потребности в
определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному
запросу и условия его успешного выполнения. Определение объекта адресного поиска:
автор, заглавие документа.
Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые
элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие
книги.
Алфавитный каталог и картотека заглавий произведений художественной литературы
как источник адресного библиотечного поиска.
Алгоритм поиска художественной литературы (книг определенного автора и книг под
заглавием).
Причины неудовлетворительных результатов поиска по адресному запросу: незнание
источника и алгоритмов разыскания, искажение фамилии автора книги, незнание
правил алфавитной расстановки карточек в каталогах и картотеках.
Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения
Содержание темы. Фактографический запрос как способ выражения потребности в
определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому
запросу и условия его успешного выполнения. Определение объекта
фактографического поиска: личность, страна, событие, животное, растение и др.
Справочные издания (детская энциклопедия, справочники для учащихся, отраслевые
энциклопедические словари, словари антонимов, орфографические, орфоэпические,
словообразовательные, толковые, словари литературоведческих терминов в учебнике)
как источник фактографической информации.
Алгоритм фактографического поиска по справочным изданиям.
Выполнение фактографического запроса по электронному справочному изданию.
Причины неудовлетворительных результатов поиска по фактографическому запросу
— незнание источника и алгоритмов разыскания, неправильная формулировка
запроса.
Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения
Содержание темы. Определение объекта и аспекта тематического поиска. Ключевые
слова как средство выражения тематических запросов. Использование справочных
изданий для выявления связей слов как важное условие точной формулировки
тематического запроса. Систематический каталог, систематическая картотека статей,
краеведческая картотека как источники тематического разыскания в библиотеке.
Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге, картотеке. Причины
неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу — чрезмерное
сужение или расширение области поиска («узкие» и «широкие» запросы).
Особенности поиска информации в Интернете. Использование результатов
тематического разыскания при подготовке тематических вечеров, викторин,
конкурсов, игр, литературных путешествий, КВН.
РАЗДЕЛ
III.
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ
ПЕРЕРАБОТКА
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Тема 3.1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки информации.
Содержание темы. Справочно-поисковый аппарат книги как источник основных
сведений о документе при свертывании информации. Текст и его свойства.
Расширение представлений об учебных, научно-познавательных, художественных
текстах. Смысловые и структурные особенности учебных, научно-познавательных,
художественных текстов. Структура (схема построения) научно-познавательного
текста: введение, основная часть, заключение.
Классификация структурных элементов текста. Факт, мнение, доказательство,
гипотеза, аксиома в структуре текста. Различение целого и частей в тексте.
Законченные по смыслу части текста. Основная тема текста в целом и представление
о микротемах частей текста. Смысловые связи между частями научнопознавательного текста. Поиск и выделение значимых смысловых связей и отношений
между частями целого текста. Слова, отражающие в тексте смысловые отношения
«род—вид», «целое—часть» и их роль для понимания смысла текста. Опорные
(ключевые) и многозначные слова как основа понимания текста.
Тема 3.2. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами
Содержание темы. Анализ содержания текста. Самостоятельное осмысление
заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию,
иллюстрации. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное
формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных
ответов, самоконтроль). Медиатекст как объект аналитико-синтетической
переработки. Критический анализ текста. Критический анализ медиатекста.
Тема 3.3. Составление библиографического описания документа
Содержание темы. Библиографическое описание как форма свертывания и модель
первичного документа. Информативность элементов библиографического описания.
Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно
составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания
документа. Тема 3.4. Составление аннотаций
Содержание темы. Аннотирование как вид свертывания информации.
Отличительные свойства аннотации как вторичного документа. Требования,
предъявляемые к аннотации: краткость, обобщенный характер представления
информации.
Структура аннотации: библиографическое описание документа, тема аннотируемого
документа, целевое и читательское назначение документа, сведения об авторе.
Технология составления аннотации: знакомство со справочным аппаратом документа
(обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.);
РАЗДЕЛ
IV.
ТЕХНОЛОГИИ
ПОДГОТОВКИ
И
ОФОРМЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Тема 4.1. Технология подготовки планов
Содержание темы. Углубление представлений о плане как способе отражения состава
частей и логики изложения текста. Представление о порядке анализа содержания
текста как условии составления плана. Способы составления плана: использование
последовательно задаваемых вопросов: «О ком или, о чем говорится в тексте? Что
именно говорится?»; выделение ключевых предложений и ключевых слов.
Простой план: закрепление правил составления и оформления. Самостоятельное
составление различных вариантов простого плана одного и того же текста: в форме
предложений, выбранных из текста; в форме предложений, сформулированных
самостоятельно; в форме вопросов.
Составление простого плана повествовательного текста. Правильное употребление
специальной терминологии при составлении простого плана.
План как основа подробного, сжатого и выборочного пересказа. Составление плана и
продолжения текста.
Тема 4.2. Технология подготовки рефератов, докладов
Содержание темы. Этапы работы над учебным рефератом: выбор темы; осмысление
(обдумывание и обсуждение) темы; поиск информации по теме, отбор материала по
теме реферата (не менее 8—10 источников); составление плана, аналитикосинтетическая переработка первичных документов по теме реферата; систематизация
результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с
планом; составление и редактирование текста реферата; оформление списка
литературы к реферату в соответствии с правилами библиографического описания
документов.
Доклад и его свойства: наличие большого объема информации, аргументированной и
иллюстрированной серией примеров. Отличие доклада от выступления по
основательности информации и времени исполнения. Технология подготовки доклада
и выступления: выбор темы, определение цели, оценка состава слушателей;
осмысление и обдумывание, анализ темы; поиск информации по теме, отбор
теоретического, фактического и практического материала, определение принципов
построения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных
документов по теме. Систематизация результатов аналитико-синтетической
переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование
текста.
Тема 4.3. Технология подготовки электронной презентации
Содержание темы. Виды презентаций. Создание презентации. Показ презентации.
Способы совершенствования презентаций.
Тема 4.4. Технология подготовки отзывов
Содержание темы. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся,
основанный на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Отзыв на книгу (самостоятельно прочитанное произведение).
Структура (элементы) отзыва: сведения об авторе и название книги; цель отзыва; тема
книги, краткий пересказ сюжета книги, характеристика главных героев, выделение
особо запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась и чем
запомнилась эта книга. Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к
прочитанной книге как обязательный элемент отзыва. Технология подготовки отзыва:
знакомство с элементами книги (обложка, титульный лист, вступительная статья,
оглавление, примечания и др.); чтение текста книги; составление плана отзыва; отбор
из текста книги ярких примеров, фактов, цитат, раскрывающих отношение автора
отзыва к прочитанному; подготовка связного текста отзыва; редактирование и
оформление отзыва. Комбинация различных приемов изложения (описания,
повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке отзыва на книгу научнопознавательного характера. Составление отзывов (на примере художественных книг).
Тема 4.5. Технология подготовки биографий
Содержание темы. Представление о биографии как о жизнеописании людей. Виды
биографий. Структура текста биографии. Особенности состава элементов биографии
отдельных категорий лиц: писателей, ученых, актеров, спортсменов, полководцев и т.
д. Порядок работы над составлением биографии выдающихся людей. План как основа
написания биографии. Подбор словарей, книг, газет и журналов, Интернет-ресурсов,
характеризующих жизнь и деятельность выдающихся личностей. Анализ отобранных
материалов: выбор основных фактов, необходимых для включения в биографию,
исключение несущественных сведений. Объединение полученных сведений в единый
текст. Правила оформления и редактирования биографии. Самостоятельное
составление биографии.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Ожидаемый результат: умение ориентироваться в информационном пространстве. И
как следствие: освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска
информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами, овладение
методами аналитико-синтетической переработки информации, а также изучение и
практическое использование технологии подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений,
изложений, докладов, рефератов и т. п.) Все это в совокупности позволит повысить
результаты своей учебной деятельности.
Требования к уровню подготовки
К концу освоения данного курса учащиеся должны:
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о
структуре и справочном аппарате книги;
- вести информационный диалог через умение читать;
- уметь самостоятельно находить информацию в различных информационных
базах, выстраивать алгоритм поиска;
- ориентироваться в книжной среде библиотеки и информационных ресурсах
Интернета.
Формирование информационной культуры предусматривает развитие:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать
собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к
известному;
- способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать
информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с
целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
Наименование темы,
раздела
Информационные ресурсы общества
и информационная культура
Основные типы информационнопоисковых задач
и алгоритм их решения
Аналитико-синтетическая
Всего
8
Теория
Практика
4
4
2
3
3
3
5
6
переработка источников информации
Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной
учебной и познавательной работы
учащихся
Итого
4
14
34
5
9
14
19
Календарно-тематическое планирование
Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Тема урока
Введение. Исходные понятия курса «Основы
информационной культуры»
Виды информации.
Первичные документы как составная часть
информационных ресурсов общества
Вторичные документы как результат аналитикосинтетической переработки информации
Библиотеки как источник информационных ресурсов.
Посещение школьной библиотеки
Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной
информации в жизни общества и отдельного человека.
Информированность. Ценность информации и цена не
информированности.
Интернет как источник информационных ресурсов.
Информационная безопасность человека
Адресный поиск и алгоритм его выполнения
Фактографический поиск и алгоритм его выполнения
Тематический поиск и алгоритм его выполнения
Особенности поиска информации в Интернете
Особенности поиска информации в Интернете
Справочно-поисковый
аппарат книги как
источник основных
сведений
о
документе при свертывании информации
Текст как объект аналитико-синтетической переработки
Основные приемы интеллектуальной работы с текстами
Медиатекст как объект аналитико-синтетической
переработки
Критический анализ текста.
Критический анализ медиатекста.
Составление библиографического описания документа
Составление аннотаций
Технология подготовки планов готовых текстов
Технология подготовки планов создаваемых текстов
Технология подготовки учебных рефератов
Технология подготовки докладов.
Дата
изучения
Номер
урока
28.
29.
30.
31.
32-33.
34.
Тема урока
Электронная презентация как способ повышения
информативности и наглядности доклада
Технология подготовки электронных презентаций
Технология подготовки традиционных писем
Технология подготовки отзывов на телевизионные
передачи
Технология подготовки рецензии
Технология подготовки аннотации
Дата
изучения
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»
Литература
1. Боброва, И.И. Информационные технологии в образовании: практический курс
/ И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов. – 2-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2014. – 196 с.:
ил.
–
Режим
доступа:
по
подписке.
–
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482155 (дата
обращения:
30.09.2021). – Библиогр.: с. 174-175. – ISBN 978-5-9765-2085-1. – Текст:
электронный.
2. Паспорт национального проекта «Образование» : утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратег. развитию и нац. проектам, протокол от 24.12.2018 N
16. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата
обращения: 30.09.2021). - Текст: электронный.
3. Структура ИКТ компетентности учителей: рек. ЮНЕСКО. - UNESCO, 2011. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения:
30.09.2021). - Текст: электронный.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (общего)
образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413. - URL:
https://fgos.ru/ (дата обращения 30.09.2021) - Текст: электронный.
5. Калитин, С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в
школах, колледжах и вузах: учебное пособие / С.В. Калитин. – Москва: СОЛОНПРЕСС, 2013. – 192 с. – Режим доступа: по подписке. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227060 (дата
обращения:
30.09.2021). – ISBN 978-5-91359-114-2. – Текст: электронный.
6. Новиков, М. Ю. Возможности применения мобильных технологий в школьном
курсе информатики / М. Ю. Новиков // Педагогическое образование в России. 2017. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniyamobilnyh-tehnologiy-v-shkolnom-kurse-informatiki (дата обращения: 30.09.2021).
– Текст: электронный.
7. Kahoot!: free game-based learning platform : [сайт]. - URL: https://kahoot.it/ (дата
обращения 30.09.2021). – Текст: электронный.