МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ДМИТРИЯ
ШЕКТАЕВА"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва,
OID.1.2.643.100.4=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 19 Октябрь 2023 г. 15:00:16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Алгоритмическая культура»
для обучающихся 6 классов
Калья 2023
Программа учебного курса
«Алгоритмическая культура» для 6 класса
Пояснительная записка
Программа по учебному курсу «Алгоритмическая культура» для
основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной
информационно-образовательной среде является необходимым условием
формирования информационной культуры современного школьника,
достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных
технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с
использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи
и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения
социализации учащихся в современном информационном обществе), но и
создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его
эффективности и результативности.
Программа составлена с учетом авторской программы Л.Л. Босовой и
предполагает знакомство с основными понятиями, используемыми в
информационной культуре обучающегося, решение большого количества
творческих задач, многие из которых моделируют процессы и явления из
таких предметных областей, как информатика, математика, география,
физика, русский язык и др. Многие задания составлены таким образом, чтобы
они решались методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать
возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными
средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в
итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи
или проблемы.
На изучение курса «Алгоритмическая культура» на базовом уровне в 6
классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Объекты и системы, создание мультимедийных объектов
Мультимедийная
презентация.
Описание
последовательно
развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки
анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью
смены последовательности рисунков.
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение,
состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их
классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Раздел 2. Информационные модели
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления
таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное
представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 3. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители.
Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры
формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система
команд. Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный
список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с
ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных
произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для
управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Планируемые результаты освоения курса «Алгоритмическая культура»
на уровне основного общего образования
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу,
объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении ?????? в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями:
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую
модель;
умение
строить
разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного курса умения специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
Раздел 1. Объекты и системы, создание мультимедийных объектов
Обучающийся научится:
использовать простые способы форматирования (выделение жирным
шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах
презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием
простых запросов (по одному признаку);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных
технологий;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или
с помощью проектора;
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в
сети Интернет материалы;
Раздел 2. Информационные модели
Обучающийся научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и
столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной
жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической
или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать
графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных
предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области
применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных
моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем,
графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график,
диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 3. Алгоритмика
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры
формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих
алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной
ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы,
переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для
формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные
алгоритмы.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
Количество часов
№
Название темы
общее
теория
практика
1
14
7
7
Объекты
и
системы,
создание мультимедийных
объектов
2
10
5
5
Информационные модели
3
10
3
7
Алгоритмика
Итого:
34
15
19
Календарно-тематическое планирование
Номер
Тема урока
урока
1.
Цели изучения курса информатики. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Объекты окружающего мира
2.
Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными
объектами операционной системы»
3.
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами
файловой системы»
4.
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности
графического редактора – инструмента создания
графических объектов» (задания 1–3)
5.
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности
графического редактора – инструмента создания
графических объектов» (задания 5–6)
6.
Разновидности объекта и их классификация.
7.
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности
текстового процессора – инструмента создания
текстовых объектов»
8.
Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями
текстового
процессора» (задания 1–3)
9.
Система и окружающая среда. Система как черный
ящик.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями
текстового
процессора» (задания 4–5)
10.
Персональный компьютер как система.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями
текстового
процессора» (задание 6)
11.
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные
документы»
Дата
изучения
06.092023
13.09.2023
20.09.2023
27.09.2023
04.10.2023
11.10.2023
18.10.2023
25.10.2023
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Понятие как форма мышления. Как образуются
понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и
исследуем графические объекты» (задание 1)
Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и
исследуем графические объекты» (задания 2, 3)
Информационное моделирование как метод
познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические
модели»
Знаковые информационные модели. Словесные
(научные, художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные
модели»
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая
работа
№10
«Создаём
многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Правила
оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные
модели»
Решение логических задач с помощью нескольких
таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая
работа
№12
«Создаем
вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Графики и диаграммы. Наглядное представление
процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая
работа
№12
«Создаём
информационные модели – диаграммы и графики»
(задания 1–4)
Создание информационных моделей – диаграмм.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая
работа
№14
«Создаём
информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 1, 2, 3)
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая
работа
№14
«Создаём
информационные модели – схемы, графы, деревья»
(задания 4 и 6)
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33-34.
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории
«Переправы»
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную
презентацию»
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с
гиперссылками»
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую
презентацию»
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма
управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя
Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Обобщение и систематизации изученного по теме
«Алгоритмика»
Выполнение и защита итогового проекта.