МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ
ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва,
OID.1.2.643.100.4=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 19 Октябрь 2023 г. 14:59:16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы информационной культуры»
для обучающихся 5 классов
Калья 2023
Программа учебного курса
«Основы информационной культуры» для 5 класса
Пояснительная записка
Программа по учебному курсу «Основы информационной культуры» для
основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной
информационно-образовательной среде является необходимым условием
формирования информационной культуры современного школьника,
достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных
технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с
использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи
и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения
социализации учащихся в современном информационном обществе), но и
создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его
эффективности и результативности.
Программа составлена с учетом авторской программы Л.Л. Босовой и
предполагает знакомство с основными понятиями, используемыми в
информационной культуре обучающегося, решение большого количества
творческих задач, многие из которых моделируют процессы и явления из
таких предметных областей, как информатика, математика, география,
физика, русский язык и др. Многие задания составлены таким образом, чтобы
они решались методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать
возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными
средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в
итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи
или проблемы.
На изучение курса «Основы информационной культуры» на базовом
уровне в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного курса
Раздел 1. Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами,
мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды
информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители
информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи
информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации.
Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления
информации. Табличная форма представления информации. Наглядные
формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации.
Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование
информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование
информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Компьютер
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода
информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки.
Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с
помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно
программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент.
Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование
фрагментов.
Проверка
правописания,
расстановка
переносов.
Форматирование
символов
(шрифт,
размер,
начертание,
цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Раздел 4. Компьютерная графика
Компьютерная
графика.
Простейший
графический
редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших
графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с
фрагментами: удаление, перемещение, копирование.
Преобразование
фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная
презентация.
Описание
последовательно
развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки
анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью
смены последовательности рисунков.
Планируемые результаты освоения курса «Основы информационной
культуры» на уровне основного общего образования
Изучение курса «Основы информационной культуры» на уровне
основного общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания учебного курса.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу,
объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми при изучении курса «Основы
информационной культуры» в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информационных
технологий в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов
информационных технологий;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении курса «Основы информационной культуры» в
основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую
модель;
умение
строить
разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений; создание письменных сообщений; создание
графических
объектов,
восприятие
и
использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные
результаты изучения информатики в основной школе отражают:
Раздел 1. Цифровая грамотность
Обучающийся научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий
«информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных
носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком,
по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных
понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём
рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного
соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между
понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки —
свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими
объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по
заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию
классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных
систем;
Раздел 2. Компьютер
Обучающийся научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и
выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать
программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса:
использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами
(изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы
Калькулятор.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического
интерфейса
и
правилах
организации
индивидуального
информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных
технологий.
Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере
Обучающийся научится:
применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным
шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы.
Ученик получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки,
таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с
помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту,
его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Раздел 4. Компьютерная графика
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и
редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах
презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием
простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться,
перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися
и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или
с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый
ящик и пересылать сообщения).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
Количество часов
№
Название темы
общее
теория
практика
1
12
6
6
Цифровая грамотность
2
7
2
5
Компьютер
3
8
2
6
Подготовка текстов на
компьютере
4
7
2
5
Компьютерная графика
Итого:
34
12
22
Календарно-тематическое планирование
Дата изучения
Тема урока
Номер
урока
1.
Цели
изучения
курса
информатики.
Информация вокруг нас. Техника безопасности
и организация рабочего места.
2.
Компьютер – универсальная машина для работы
с информацией
3.
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура.
Практическая
работа
№1
«Вспоминаем
клавиатуру»
4.
Управление компьютером.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы
управления компьютером»
5.
Хранение информации.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем
файлы»
6.
Передача информации.
7.
Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с
электронной почтой»
8.
В мире кодов. Способы кодирования
информации
9.
Метод координат.
10.
Текст как форма представления информации.
Компьютер – основной инструмент подготовки
текстов
11.
Основные объекты текстового документа. Ввод
текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
12.
Редактирование текста.
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
13.
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с
фрагментами текста»
14.
Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
15.
Представление информации в форме таблиц.
Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые
таблицы» (задания 1 и 2)
Номер
Тема урока
урока
16.
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №9 «Создаём простые
таблицы» (задания 3 и 4)
17.
Разнообразие наглядных форм представления
информации
18.
Диаграммы.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
19.
Компьютерная графика. Графический редактор
Paint
Практическая
работа
№11
«Изучаем
инструменты графического редактора»
20.
Преобразование графических изображений
Практическая работа №12 «Работаем с
графическими фрагментами»
21.
Создание графических изображений.
Практическая работа №13 «Планируем работу в
графическом редакторе»
22.
Разнообразие задач обработки информации.
Систематизация информации
23.
Списки – способ упорядочивания информации.
Практическая работа №14 «Создаём списки»
24.
Поиск информации.
Практическая работа №15 «Ищем информацию
в сети Интернет»
25.
Кодирование
как
изменение
формы
представления информации
26.
Преобразование информации по заданным
правилам.
Практическая
работа
№16«Выполняем
вычисления
с
помощью
программы
Калькулятор»
27.
Преобразование
информации
путём
рассуждений
28.
Разработка плана действий. Задачи о
переправах.
29.
Табличная форма записи плана действий. Задачи
о переливаниях
30.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию»
(задание 1).
Дата изучения
Номер
Тема урока
урока
31.
Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию»
(задание 2).
32-33. Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
34.
Итоговое тестирование
Дата изучения