Функциональная грамотность в проектной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области‌‌
‌Управление образования Администрации
Североуральского городского округа‌​
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

от «29» августа 2024г.

от «29» августа 2024г.

протокол педсовета №1

приказ № 214-ос

​

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность в проектной деятельности»
для обучающихся 5 - х классов

Североуральск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Введение

курса

"Функциональная

грамотность

в

проектной

деятельности" обусловлено необходимостью обеспечения освоения наиболее

актуальных способов деятельности обучающихся основной школы для
успешной и эффективной работы над проектами. Освоение указанных

способов учебно-исследовательской деятельности способно подготовить
обучающихся к разработке и реализации собственных исследований.

Необходимость присутствия данного предмета в учебной нагрузке у
обучающихся

средней

школы

обоснована

с

широким,

практически

повсеместным применением метода проектов в процессе обучения. Такая

популярность проектного метода также не случайна, поскольку именно
проектная

деятельность

весьма

эффективно

компетентности учащихся разных возрастов.

формирует

ключевые

Освоение способов деятельности, подходящих и необходимых для

крайне

широкого

круга

объектов

воздействия,

в

рамках

курса

"Функциональная грамотность в проектной деятельности", дает возможность

сформировать у обучающщихся крайне важный сегодня внутренний ресурс,
не

формируемый

специально

в

других

составляющих

школьного

образовательного процесса. Введение курса "Функциональная грамотность в

проектной деятельности" позволяет разрешить остро стоящую сегодня

проблему внедрения в образовательный процесс таких средств и методик,

которые могли бы помочь детям самореализоваться, раскрыть свою личность,
продемонстрировать свои интересы, способности, увлечения. Здесь следует

отметить, что при этом, в качестве критерия успешности учащегося выступает,
в большей степени отношение человека к возможностям собственного
познания и преобразования природы, самого себя, а не результативность в
изучении школьных предметов.

Учебная

исследовательская

деятельность

представляет

собой

специально организованную, познавательную творческую деятельность

учащихся, которая, в своей структуре, вполне соответствует деятельности
научной. Главными ее характеристиками являются: целенаправленность,
активность, предметность, мотивированность и сознательность, а в качестве
результата

выступает

формирование

исследовательских

познавательных мотивов, новых ранее не знакомых учащимся.

умений

и

Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно

определить как деятельность школьников, связанную с решением ими
конкретной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным

решением, что предполагает существование следующих этапов, характерных
также и для исследования в научной сфере:
1)постановка проблемы;

2)изучение теории по выбранной теме;
3)подбор

(овладение ими);

методик

исследования

их

практическое

применение

4)сбор материала по избранной теме;

5)анализ и обобщение собранного материала;
6)формулирование собственных выводов.

Применение исследования в качестве метода обучения известна со

времен Сократа, который практиковал такой способ достижения знания в

беседах с учениками. Его беседы представляют собой одновременно и
исследование. В конце XIX века ряд педагогов стали организовывать
целенаправленное обучение, в рамках которого ученик ставился в позицию
первого

исследователя

конкретной

проблемы,

должен

был

найти

самостоятельное решение и сделать выводы. Данный метод, зародивших на

Западе, в дальнейшем широко применялся в практике отечественных (в
первую очередь, советских).

ЦЕЛИ

ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Цель данного курса: освоение наиболее актуальных для работы над

проектами способов деятельности обучающимися основной школы и
подготовка их к разработке и реализации собственных проектов.
Задачи:

познакомить

обучающихся

с

технологией

учебно-

исследовательской и проектной деятельности; сформировать готовность к

работе над проектами; дать представление о типах проектов, целях и задачах,
плане действия, гипотезе, структуре проектов; развивать навыки учебно-

исследовательской и проектной деятельности; развивать умения осуществлять
поиск, анализ и эффективное преобразование информации на бумажных и

электронных носителях; развивать творческий потенциал учащихся; развивать

потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности;
сформировать опыт управления своей учебно-познавательной деятельностью

и других, умения работать в команде, способности справляться с
конфликтными ситуациями; развитие речевого интеллекта, коммуникативной
активности, культуры делового общения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Из части формируемой участниками образовательного процесса

учебного плана ООП ООО на реализацию курса в 5 - х классах выделено 34
часа в год, один час в неделю.
метод

Учебная программа опирается на следующие приоритетные технологии:
проектов,

индивидуализация

информационные
учебного

технологии,

процесса,

дифференциация

и

личностно-ориентированные

технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология
дебатов, развитие критического мышления.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время

компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
5 КЛАСС

Раздел 1. Знакомство с предметом (9 часов)

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.

Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Понятия: проект, проблема, информация.
Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Признаки проблемы. Проблемная ситуация.

Проблема

в

исследования.

научно-популярной

статье.

Понятия:

проблема,

объект

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.

Опыты. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и

ответ. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация.

Источники

информации.

Библиотека.

Работа

с

энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник
информации.

Раздел 2. Организация и методика исследовательской работы (20

часов)

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора

темы исследования.

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной

теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие

цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,

необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об

открытиях, сделанных на основе наблюдений. Что такое исследовательский
поиск. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ,

синтез, способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской

деятельности:

анализ,

умозаключения, выводы.

синтез,

сравнение,

обобщение,

суждения,

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям.

Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез,
обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и

методов исследования в работе над проектом.
Обучение

интервьюированию.

анкетированию,

социальному

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

опросу,

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка

литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой

литературы по теме проекта.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных

Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание

презентации.

Структура учебно-исследовательской работы.

Ведение, основная часть, главы, заключение, приложение.

Раздел 3. Презентация исследовательской работы (5 часов)
Подготовка к защите.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как

выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение

правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Эталон. Оценка.
Отметка. Самооценка.

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта.
Способы преодоления трудностей.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ПО

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные:

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре

своего и других народов, толерантность;

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,

этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; расширение кругозора учащихся;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного

общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою

деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

-владение умениями работать с различными источниками информации

(анализировать и обобщать факты, составлять план);

-способность решать познавательные, творческие задачи, представлять

результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация,
проект, реферат, доклад, эссе и др.);

-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе,

освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении.

Предметные:

- освоение способов исследований как необходимой основы для ведения
научно-исследовательской деятельности в будущем;
-

владение

деятельности;

базовым

понятийным

аппаратом

исследовательской

- умение правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские
термины и понятия;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи;

- владение навыками создания аргументации для подкрепления
собственной точки зрения на основе собранного материала;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из

различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности, аргументированное

высказывание собственные суждения (в письменном, наглядном и
вербальном виде).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Что такое проект

2

0

1

3

Способы научного
познания мира

2

0

1

Что такое гипотеза

1

0

1

Как выбрать область
исследования для проекта

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

3

0

1

Обобщение полученных
данных

2

0

0

Обучение анкетированию,
социальному опросу,

2

0

1

2

0

1

2

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Что такое проблема

Источники информации

Выбор темы исследования
Цели и задачи
исследования

Сбор материала для
исследования

Методы исследования.
Мыслительные операции

Планирование работы

4

2

0

0

1

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

интервьюированию

14

15
16
17
18
19
20

Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка
литературы по теме
исследования. Поиск
источников в Интернете

2

0

1

Структура учебноисследовательской работы:
введение, основная часть,
заключение, список
источников, приложения

3

0

3

Защитное слово.
выступления

1

0

1

2

0

2

1

0

1

0

20

Оформление презентации

Защита проектов
Защита проектов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
0
34

0

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

1

Что такое проект

1

3

Что такое проблема. Проблема –
отправная точка проекта

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

Способы научного познания мира:
анализ, классификация,
моделирование

1

1

Источники информации: что можно
найти в библиотеке

1

1

1

0

1

0

1

1

2

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Для чего нужен проект

Как сформулировать проблему

Проблемная ситуация: создание
мини- проекта
Проблема в научно-популярной
статье: как сформулировать

Способы научного познания мира:
наблюдение, эксперимент, опыт.

Что такое гипотеза

Источники информации: интернет.
Как выбрать область исследования
для проекта

1

0

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13

Выбор темы

исследования

1

1

14

Цели и задачи исследования

1

1

16

Методы исследования: эксперимент,
наблюдение, анкетирование

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

15

17

18
19
20
21
22
23
24
25

Сбор материала для исследования

Мыслительные операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение,
суждения, умозаключения, выводы

Наблюдение как метод исследования.
Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Анкетирование как
метод исследования
Обобщение полученных данных,
приемы обобщения
Обобщение полученных данных,
приемы обобщения
Составление плана работы над
проектами.

Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию

Составление анкет, опросов.
Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами.

1

1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Отбор и составление списка
литературы по теме исследования
Поиск информации в интернете

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Культура выступления, ответы на
вопросы

1

1

Защита проектов: конференция

1
1

1

Структура учебно-исследовательской
работы: основная часть, деление
работы на главы
Структура учебно-исследовательской
работы: введение, заключение
Структура учебноисследовательской
работы: список источников,
приложения, содержание
Оформление презентации: основные
правила
Подготовка защитного слова:
главное и второстепенное

Защита проектов: конференция

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».