МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
от «29» августа 2024г.
от «29» августа 2024г.
протокол педсовета №1
приказ № 214-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность в проектной деятельности»
для обучающихся 5 - х классов
Североуральск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Введение
курса
"Функциональная
грамотность
в
проектной
деятельности" обусловлено необходимостью обеспечения освоения наиболее
актуальных способов деятельности обучающихся основной школы для
успешной и эффективной работы над проектами. Освоение указанных
способов учебно-исследовательской деятельности способно подготовить
обучающихся к разработке и реализации собственных исследований.
Необходимость присутствия данного предмета в учебной нагрузке у
обучающихся
средней
школы
обоснована
с
широким,
практически
повсеместным применением метода проектов в процессе обучения. Такая
популярность проектного метода также не случайна, поскольку именно
проектная
деятельность
весьма
эффективно
компетентности учащихся разных возрастов.
формирует
ключевые
Освоение способов деятельности, подходящих и необходимых для
крайне
широкого
круга
объектов
воздействия,
в
рамках
курса
"Функциональная грамотность в проектной деятельности", дает возможность
сформировать у обучающщихся крайне важный сегодня внутренний ресурс,
не
формируемый
специально
в
других
составляющих
школьного
образовательного процесса. Введение курса "Функциональная грамотность в
проектной деятельности" позволяет разрешить остро стоящую сегодня
проблему внедрения в образовательный процесс таких средств и методик,
которые могли бы помочь детям самореализоваться, раскрыть свою личность,
продемонстрировать свои интересы, способности, увлечения. Здесь следует
отметить, что при этом, в качестве критерия успешности учащегося выступает,
в большей степени отношение человека к возможностям собственного
познания и преобразования природы, самого себя, а не результативность в
изучении школьных предметов.
Учебная
исследовательская
деятельность
представляет
собой
специально организованную, познавательную творческую деятельность
учащихся, которая, в своей структуре, вполне соответствует деятельности
научной. Главными ее характеристиками являются: целенаправленность,
активность, предметность, мотивированность и сознательность, а в качестве
результата
выступает
формирование
исследовательских
познавательных мотивов, новых ранее не знакомых учащимся.
умений
и
Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно
определить как деятельность школьников, связанную с решением ими
конкретной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением, что предполагает существование следующих этапов, характерных
также и для исследования в научной сфере:
1)постановка проблемы;
2)изучение теории по выбранной теме;
3)подбор
(овладение ими);
методик
исследования
их
практическое
применение
4)сбор материала по избранной теме;
5)анализ и обобщение собранного материала;
6)формулирование собственных выводов.
Применение исследования в качестве метода обучения известна со
времен Сократа, который практиковал такой способ достижения знания в
беседах с учениками. Его беседы представляют собой одновременно и
исследование. В конце XIX века ряд педагогов стали организовывать
целенаправленное обучение, в рамках которого ученик ставился в позицию
первого
исследователя
конкретной
проблемы,
должен
был
найти
самостоятельное решение и сделать выводы. Данный метод, зародивших на
Западе, в дальнейшем широко применялся в практике отечественных (в
первую очередь, советских).
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Цель данного курса: освоение наиболее актуальных для работы над
проектами способов деятельности обучающимися основной школы и
подготовка их к разработке и реализации собственных проектов.
Задачи:
познакомить
обучающихся
с
технологией
учебно-
исследовательской и проектной деятельности; сформировать готовность к
работе над проектами; дать представление о типах проектов, целях и задачах,
плане действия, гипотезе, структуре проектов; развивать навыки учебно-
исследовательской и проектной деятельности; развивать умения осуществлять
поиск, анализ и эффективное преобразование информации на бумажных и
электронных носителях; развивать творческий потенциал учащихся; развивать
потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности;
сформировать опыт управления своей учебно-познавательной деятельностью
и других, умения работать в команде, способности справляться с
конфликтными ситуациями; развитие речевого интеллекта, коммуникативной
активности, культуры делового общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Из части формируемой участниками образовательного процесса
учебного плана ООП ООО на реализацию курса в 5 - х классах выделено 34
часа в год, один час в неделю.
метод
Учебная программа опирается на следующие приоритетные технологии:
проектов,
индивидуализация
информационные
учебного
технологии,
процесса,
дифференциация
и
личностно-ориентированные
технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология
дебатов, развитие критического мышления.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
5 КЛАСС
Раздел 1. Знакомство с предметом (9 часов)
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Понятия: проект, проблема, информация.
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Признаки проблемы. Проблемная ситуация.
Проблема
в
исследования.
научно-популярной
статье.
Понятия:
проблема,
объект
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.
Опыты. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и
ответ. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация.
Источники
информации.
Библиотека.
Работа
с
энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник
информации.
Раздел 2. Организация и методика исследовательской работы (20
часов)
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной
теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие
цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений. Что такое исследовательский
поиск. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ,
синтез, способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности:
анализ,
умозаключения, выводы.
синтез,
сравнение,
обобщение,
суждения,
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям.
Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез,
обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и
методов исследования в работе над проектом.
Обучение
интервьюированию.
анкетированию,
социальному
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
опросу,
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных
Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание
презентации.
Структура учебно-исследовательской работы.
Ведение, основная часть, главы, заключение, приложение.
Раздел 3. Презентация исследовательской работы (5 часов)
Подготовка к защите.
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение
правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Эталон. Оценка.
Отметка. Самооценка.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные:
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность;
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; расширение кругозора учащихся;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
-владение умениями работать с различными источниками информации
(анализировать и обобщать факты, составлять план);
-способность решать познавательные, творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация,
проект, реферат, доклад, эссе и др.);
-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении.
Предметные:
- освоение способов исследований как необходимой основы для ведения
научно-исследовательской деятельности в будущем;
-
владение
деятельности;
базовым
понятийным
аппаратом
исследовательской
- умение правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские
термины и понятия;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи;
- владение навыками создания аргументации для подкрепления
собственной точки зрения на основе собранного материала;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из
различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности, аргументированное
высказывание собственные суждения (в письменном, наглядном и
вербальном виде).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Что такое проект
2
0
1
3
Способы научного
познания мира
2
0
1
Что такое гипотеза
1
0
1
Как выбрать область
исследования для проекта
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
3
0
1
Обобщение полученных
данных
2
0
0
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
2
0
1
2
0
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Что такое проблема
Источники информации
Выбор темы исследования
Цели и задачи
исследования
Сбор материала для
исследования
Методы исследования.
Мыслительные операции
Планирование работы
4
2
0
0
1
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
интервьюированию
14
15
16
17
18
19
20
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка
литературы по теме
исследования. Поиск
источников в Интернете
2
0
1
Структура учебноисследовательской работы:
введение, основная часть,
заключение, список
источников, приложения
3
0
3
Защитное слово.
выступления
1
0
1
2
0
2
1
0
1
0
20
Оформление презентации
Защита проектов
Защита проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
34
0
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
1
Что такое проект
1
3
Что такое проблема. Проблема –
отправная точка проекта
1
0
1
1
1
0
1
0
1
0
Способы научного познания мира:
анализ, классификация,
моделирование
1
1
Источники информации: что можно
найти в библиотеке
1
1
1
0
1
0
1
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Для чего нужен проект
Как сформулировать проблему
Проблемная ситуация: создание
мини- проекта
Проблема в научно-популярной
статье: как сформулировать
Способы научного познания мира:
наблюдение, эксперимент, опыт.
Что такое гипотеза
Источники информации: интернет.
Как выбрать область исследования
для проекта
1
0
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
13
Выбор темы
исследования
1
1
14
Цели и задачи исследования
1
1
16
Методы исследования: эксперимент,
наблюдение, анкетирование
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
1
0
15
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Сбор материала для исследования
Мыслительные операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение,
суждения, умозаключения, выводы
Наблюдение как метод исследования.
Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Анкетирование как
метод исследования
Обобщение полученных данных,
приемы обобщения
Обобщение полученных данных,
приемы обобщения
Составление плана работы над
проектами.
Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию
Составление анкет, опросов.
Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами.
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Отбор и составление списка
литературы по теме исследования
Поиск информации в интернете
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Культура выступления, ответы на
вопросы
1
1
Защита проектов: конференция
1
1
1
Структура учебно-исследовательской
работы: основная часть, деление
работы на главы
Структура учебно-исследовательской
работы: введение, заключение
Структура учебноисследовательской
работы: список источников,
приложения, содержание
Оформление презентации: основные
правила
Подготовка защитного слова:
главное и второстепенное
Защита проектов: конференция
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
0
20