МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с УО (вариант 9.1)
Калья, 2023г.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в
соответствии с:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «СОШ №
14»
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП, утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;
Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от
28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Учебного плана МАОУ «СОШ № 14»
Цели и задачи курса
В системе школы курс русского языка реализует познавательную,
коррекционную и социокультурную цели:
- познавательная цель
представлений о языке
предполагает
формирование
у учащихся
как составляющей целостной картины мира,
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование
на
этой
основе
знаковосимволического
и
логического
мышления учеников;
-
коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику
3
и является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации
учащихся
-
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической
и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в
начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-
уточнять
и
обогащать
представления
об
окружающей
действительности и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
-
выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-
повышать уровень общего и речевого развития учащихся;
-
формировать нравственные качества.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их
общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в младших классах образовательных учреждений для
обучения детей с интеллектуальными нарушениями включает следующие
разделы и соответствующие программы: русский язык в 1 классе представлена
разделами «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте»; во 2,3,4
классах «Практические грамматические упражнения и развитие речи».
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам
4
языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего,
необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной
речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в
воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд
грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи
между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения
анализировать,
обобщать,
группировать,
систематизировать
даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны
способствовать коррекционной р
5
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную
роль
в
обучении
русскому
языку
играет
целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебнопознавательных мотивов.
Необходимо
формировать
личностные,
регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия
как основа умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий необходимо
формировать
внутреннюю
позицию
школьника,
адекватную
мотивацию учебной деятельности,
ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение.
В
сфере
регулятивных
базовых
учебных
действий
контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся
использовать навыки устной и письменной речи, элементарные
орфографические
и
пунктуационные
навыки,
приобретут
ряд
грамматических умений.
В
сфере
коммуникативных
базовых
учебных
действий
приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем
и
сверстниками.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования
обусловлено
тем,
что
это
государственный
язык
Российской
Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального
общения. Изучение русского языка способствует формированию у
6
учащихсяпредставлений о языке как основном средстве человеческого
общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется
позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей
культуры человека. На уроках русского языка ученики получают
начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого
этикета.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса
обучения,
средством
развития
их
мышления,
воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во
многом определяют результаты обучения по другим школьным
предметам.
Место учебного предмета учебном плане
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее
место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и
функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку
успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего
школьного обучения.
Предмет «Русский язык» является частью предметной области «Язык
и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана.
Программа 1 класса рассчитана на 33 учебные недели, 99 уроков, 3
часа в неделю.
7
Программа 2 класса рассчитана на 34 учебных недель, 136 уроков, 4
часа в неделю.
Программа 3 класса рассчитана на 34 учебных недель, 136 уроков, 4
часа в неделю.
Программа 4 класса рассчитана на 34 учебных недель, 136 уроков, 4
часа в неделю.
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения
годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения
уроков на праздничные дни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого
стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации
каждого
ребенка
строго
индивидуальны.
Освоение
обучающимися
программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение
ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные) компетенции обучающейся
социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ
отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов
внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных
действий,
воспитания
(интеллектуальными
обучающихся
нарушениями),
с
умственной
формирования
отсталостью
экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
8
Личностные результаты освоения программы
Требования ФГОС образования
Индикаторы достижения требований
обучающихся с УО
личностных результатов
(интеллектуальными нарушениями)
(содержание показателя)
к личностным результатам
Осознание себя как гражданина России;
Знать название родного города, страны,
формирование чувства гордости за свою
столицы.
Родину
Знать (узнаёт,) символику страны
Формирование целостного, социально
Знать национальную принадлежность свою
ориентированного взгляда на мир в его
и одноклассников. Уметь выстраивать
органичном единстве природной и
отношения с одноклассниками, несмотря на
социальной частей;
национальную принадлежность (не
допускать оскорблений, высмеивания)
Бережно относиться к окружающему миру
(через трудовое и экологическое
воспитание: дежурство, поручения).
Формирование уважительного
Уметь выслушать иное мнение.
отношения к иному мнению,
Развитие адекватных
Рассказать о себе (ФИО, имена родителей,
представлений о собственных
адрес дома).
возможностях
Ориентироваться в классе, школе (знать,
где классный кабинет, спортзал, столовая,
расписание уроков и т.д.).
Овладение начальными навыками
Уметь обратиться с просьбой (например, о
адаптации в динамично изменяющемся
помощи) или сформулировать просьбу о
и развивающемся мире
своих потребностях.
9
Знать и соблюдать нормы и правила
поведения в общественных местах.
Овладение социально бытовыми
Выполнять поручения в школе ( выполнить
умениями, используемыми в
уборку, провести дежурство и т.д.»).
повседневной жизни
Выполнять насущно необходимые действия
(бытовые навыки: самостоятельно поесть,
одеться, и т.д.).
Владение навыками коммуникации и
Участвовать в повседневной жизни класса и
принятыми ритуалами социального
школы.
взаимодействия
Уметь адекватно общаться со сверстниками
и взрослыми
Способность к осмыслению
Уметь корректно привлечь к себе внимание.
социального окружения, своего места в
Уметь выразить свои чувства: отказ,
нем, принятие соответствующих
недовольство, благодарность, сочувствие,
возрасту ценностей и социальных ролей
просьбу
Принятие и освоение социальной роли
Участвовать в процессе обучения в
обучающегося, формирование и
соответствии со своими возможностями.
развитие социально значимых мотивов
Формирование мотивации к обучению
учебной деятельности
Знать и выполнять правила учебного
поведения.
Развитие навыков сотрудничества со
Уметь работать в группе сверстников:
взрослыми и сверстниками в разных
принимать и оказывать помощь, адекватно
социальных ситуациях
высказывать свое мнение и выслушивать
чужое. Адекватно оценивать свою работу и
работу других
Уметь сотрудничать со взрослыми:
принимать помощь, адекватно общаться и
реагировать на замечания.
10
Формирование эстетических
Уметь различать понятия «красивое» и
потребностей, ценностей и чувств
«некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные
привычки-здоровый образ жизни, вежливоневежливо, нормы поведения
Развитие этических чувств,
Проявлять в отношениях со взрослыми и
доброжелательности
сверстниками доброжелательность,
отзывчивость, сопереживание.
Формирование установки на
Соблюдать режим дня, вести здоровый
безопасный, здоровый образ жизни,
образ жизни
наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному
Участие в спортивно-оздоровительных
отношению к материальным и
мероприятиях, занимается творчеством
духовным ценностям
Бережное отношение к результатам своего
и чужого труда, школьному и личному
имуществу
Знать и соблюдать правила дорожного
движения и пожарной безопасности,
личной безопасности.
Предметные результаты освоения программы определяет два
уровня:
минимальный
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения
возможностей обучающихся.
11
с учетом особенностей и
Минимальный и достаточный уровни
1 класс
Минимальный уровень:
-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
-списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
-различать звуки на слух и в собственном произношении;
-писать строчные и прописные буквы;
-списать
с
печатного
и
рукописного
текста
прочитанные
и
разобранные слова и предложения;
-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых
не расходится с произношением (последние–после звуко-слогового
проговаривания).
Минимальный и достаточный уровни
2 класс
Минимальный уровень:
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и
разобранные слова, предложения
- писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова, написание
которых не расходится с произношением
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия
действий
- составлять предложения по действию или по картинке с помощью
педагога, выделять предложения из речи и текста
- делить слова на слоги
12
Достаточный уровень:
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и
разобранные слова, предложения
- писать под диктовку слова и предложения, написание которых не
расходится с произношением
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения
ставить точку
- группировать слова-названия предметов и названия действий
- делить слова на слоги;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи
и текста
Минимальный и достаточный уровни
3 класс
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; оппозиционных
согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме
гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
13
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку букв, слов, коротких предложений);
- составление простых, коротких предложений, постановка знаков
препинания в конце предложения;
Минимальный и достаточный уровни
в 4 классе
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме
гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
составление
предложений, восстановление
в них нарушенного
порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
14
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
составление и распространение предложений, установление связи
между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста
после его анализа.
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС
Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что
находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и
ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников»,
«Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий
меня мир», «Сад», «Огород».
2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения
правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания
15
учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения
выйти из класса.
3.
Изучение
обучающихся
к
уровня
общего
обучению
развития
грамоте
в
и
процессе
подготовленности
фронтальной
и
индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи обучающихся.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие речевого
слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и
простых звукосочетаний в речи.
6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков
правильной посадки во время рисования и письма, правильного
расположения на парте тетради и пользования карандашом.
7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых
линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных
полосок разного цвета (зрительный диктант).
8. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов
(домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
9. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование
мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных
направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение
с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке
прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур
по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка,
рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка,
лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
10. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в
тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в
16
соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу,
овал, полуовал.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Звуковой анализ
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:
определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай
предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука
(«Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т. Д.
Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного
по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные
звуки детских музыкальных инструментов и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы»,
«Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условнографическим
изображением.
«Чтение»
зафиксированных
слов,
соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где
предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображённых
на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации
предложения
действия:
Варя
рисует.
условно-графическим
Юра
прыгает.
изображением.
Фиксация
«Чтение»
предложения. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по
картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого
предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условнографической схеме с последующим выделением каждого слова.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира,
А-ля, Вася. Фиксация части слова условно-графическим изображением.
«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с
17
картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре:17А — на, 17А
— за, да — та и т. Д.
Звук.
Артикуляционная
гимнастика
с
игровыми
заданиями.
Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте»,
«Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два
Егорки, потом — три). Отработка чёткого звукопроизношения на
материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. Д.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий,
жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг;
их последовательное введение. Выработка умения показывать и называть
предметы, их изображения последовательно слева направо.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки:
сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание
пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с
другом, изображение из пальчиков животных и других предметов.
Разучивание
коротких
стихотворных
текстов,
сопровождение
их
движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений.
Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске,
карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание
горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение
их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по
контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от
18
трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при
штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами
печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная
прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу —
крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка,
овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.
Букварный период
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.
Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере
изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале заналичием или
отсутствием
преграды.
Обозначение
гласных
и
согласных
букв
соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Чтение предложений из 1—2 слов к предметной картинке. Чтение
предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса
учителя.
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и
прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение
графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов.
Списывание слов после предварительного анализа и чёткого протяжного
их проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной
схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
19
2- й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и
букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чёткое
произнесение звуков.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое
проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и
много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с
иллюстративным
материалом.
Работа
со
звуко-буквенной
схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов,
состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу
предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в
конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова,
обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей
записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с
последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под
картинками.
3- й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю,
Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное
усвоение
рукописного
начертания
строчных
и
прописных
букв.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов,
слов и предложений из 3—4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога
при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо
на
слух
букв
и
слогов,
предварительного анализа.
20
слов,
предложений
после
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с
опорой на картинку.
Контрольное списывание.
2 КЛАСС
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает
разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
ПОВТОРЕНИЕ -10ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале
предложения, точка в конце.
ЗВУКИ И БУКВЫ – 64 ч.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования
фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о
звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по
слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих,
твердых и мягких согласных.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих
согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий
не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления
ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с
согласными перед гласными.
СЛОВО – 42 ч.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе
изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий,
признаков.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
–
12
ч.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом
материале в процессе разбора предложения по словам и составления
предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на
21
предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя
предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный
порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в
предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в
определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно
установить с помощью вопросов.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 8 ч.
Связная речь.
Работа
по
развитию
фонематического
слуха
и
правильного
произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению
предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в
устной и письменной форме.
Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом.
Графические навыки.
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности
формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают
связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой
их
координированностью.
написания
строчных
и
Работа
эта
прописных
заключается
букв
и
их
в
закреплении
соединений,
что
предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании
с рукописного и печатного текста.
3 КЛАСС
ПОВТОРЕНИЕ -10ч.
Употребление
простого
предложения.
Большая
буква
в
начале
предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу,
картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение
предложений из речи и текста.
22
ЗВУКИ И БУКВЫ – 58 ч.
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в
алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по
алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление
слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос
части
слова
при
письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных
при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих
согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы
слова (гриб — грибы).
СЛОВО – 42 ч.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение
выделять их в тексте, различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно
употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими
словами в предложениях (по вопросам к о г о ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? и
др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень,
улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса,
адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить
их в тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о
23
с д е л а л ? ч т о б у д е т д е л а т ь ? ч т о с д е л а е т ? , правильно
согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по
ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ?
какая? какое? какие ;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и
правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и
определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух
предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а
вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими
предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их
раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение
пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 15 ч.
Практическое
знакомство
с
построением
простого
предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу
к о г о ? или ч т о ?), родительного падежа (к о г о ? или ч е г о ? нет у к о г о ?),
дательного падежа (к о м у ? ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с
предлогами в и на, о
ком?о
ч е м ? ), творительного падежа ( к е м ?
ч е м ? ).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем
тему.
24
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум
вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр,
строгать,
доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и
записать ответ.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 11 ч.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение
восстанавливать
несложный
деформированный
текст
по
картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по
смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной
записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным
ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их
соединений:
1- я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2- я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3- я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з;
4- я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5- я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1- я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
25
2- я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3- я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4- я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с
заданием.
Списывание
сплошного
и
печатного
текста
целыми
словами
и
словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв
или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и
сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений,
по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год
материала.
4 КЛАСС
ПОВТОРЕНИЕ – 15 ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале
предложения,
точка
в
конце.
Выделение
предложений
из
текста.
Составление предложений по вопросам, картинке, на тему из слов, данных
в нужной форме вразбивку. Составление и запись предложений, рассказа по
серии картинок под руководством учителя, составление схемы слов.
Составление плана к рассказу. Определение, о ком или о чем говорится в
предложении.
Работа
с
незаконченным
предложением.
Работа
с
деформированным предложением. Чтение диалога с соответствующей
26
интонацией. Определение количества предложений в диалоге. Выделение в
предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка
вопросов к словам.
ЗВУКИ И БУКВЫ – 62ч.
Гласные звуки и буквы. Ударение. Гласная ударная и безударная.
Выделение ударной гласной. Знак ударения. Различение в произношении
ударной и безударной гласной. Наблюдение за ударной и безударной
гласной в группе слов-родственников. Объяснение написания безударной
гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине
слова. Объяснение написания орфограммы с опорой таблицу. Перенос слов
с ь.
Разделительный Ьперед гласными е, е, ю, я, и.Упражнения в умении
слышать, правильно произносить и записывать данные слова. Правильный
перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных
в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Несоответствие
звука и буквы в данных словах. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
СЛОВО - 38 ч.
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и
признаков. Постановка вопросов к словам и в предложении. Составление
словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу;
рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков обозначающих
цвет, форму, величину, материал и т.д. (холодный, твердый.)
Подбор
слов,
обозначающих
ряд
признаков
одного
предмета.
Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая…; злой,
27
голодный…. Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета.
Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по
образцу: петь - певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей или кличках
животных, названиях улиц, городов, сел, деревень. Знание домашнего
адреса.
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлоги до, за, про, без, около, перед.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним
родственных слов.
Словарь: автобус, автомобиль,аптека, берег. билет, вагон, вдруг, вокзал,
деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней. квартира, корабль, костюм,
лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный,
полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, русский, считать, театр,
телевизор, телефон, трактор, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай,
фамилия, фабрика, цыпленок, шофёр, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 13 ч.
Распространение предложений словами различных категорий.
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлоги до, за, про, без, около, перед.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним
родственных слов.
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и
признаков. Постановка вопросов к словам и в предложении. Составление
словосочетаний по начальному слову и вопросу.
28
Деление текса на
предложение. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении
каждого предложения. Прописная буква в начале предложения и точка в
конце. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок
слов в предложении, связь слов. Работа с деформированным предложением.
Установление связи слов в предложении по вопросам.
Предложения,
различные
по
интонации:
повествовательные,
вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения.
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника.
Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД - 8ч.
Гласные звуки и буквы. Ударение. Гласная ударная и безударная.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в
середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой таблицу.
Перенос слов с ь.
Разделительный Ьперед гласными е, е, ю, я,
и.Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать
данные слова. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух
и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции.
Звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка.
Шипящие
согласные.
Сочетание
гласных
с
шипящими.
Несоответствие звука и буквы в данных словах. Правописание ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Прописная буква в начале предложения и точка в конце.
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в
предложении, связь слов. Работа с деформированным предложением.
Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения,
различные
по
интонации:
повествовательные,
вопросительные,
восклицательные. Знаки препинания в конце предложения.
Письмо и чистописание
29
(в связи с изучением всех разделов программы)
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным
ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом
с печатного и рукописного текстов. Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику
в
соответствии
с
заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка
слов
путем
орфографического
проговаривания.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с
произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв, после
предварительного
разбора
с
учителем.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по
картинкам.
Выписывание
слов,
начинающихся
определенного
слога
с
определенной
и
буквы,
т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки
слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и
запись
предложений
из
трех-четырех
данных
вразбивку
слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в
связи с чтением, работой по картинкам.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их
соединений:
1- я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2- я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Ё, Э,Я;
3- я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;
4- я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания.
30
Предупредительные
зрительные
и
слуховые,
объяснительные
диктанты, самодиктанты. Контрольные диктанты (20—22 слова).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
(в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.
Списывание
текста
с
заменой
часто
повторяющихся
слов
местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка)
после коллективной работы с ним. Подбор заголовка текста.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова.
Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок и
опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью
текста.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки
выступают предметные результаты.
Объектом
оценки
предметных
результатов
является
освоение
обучающимися содержания изучаемых дисциплин, умений и способов
действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего
контроля, промежуточной и итоговой аттестации. При оценке итоговых
результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться
психологические возможности младшего школьника, нервно-психические
проблемы,
возникающие
в
процессе
эмоциональных реакций ребенка.
31
контроля,
ситуативность
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает
выполнение в 1 – 2 классе контрольного списывания, в 3-4 классе
написание контрольного диктанта или контрольного списывания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1
Добукварный период
14
2
Букварный период
85
3
Строчная и прописная буква: Аа, Уу, Мм, Оо, Сс, Хх
10
4
Строчная и прописная буква: Нн, ы, Лл, Шш, Рр
14
5
Строчная и прописная буква: Кк, Пп, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб,
36
Гг, Дд, Йй, ь, Тт
6
Строчная и прописная буква: Ее,Яя, Юю, Цц, Чч, Щщ,
25
Фф, Ээ
7
Всего
99
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1
Повторение
5
2
Звуки и буквы
- Гласные и согласные
- Различение слов, сходных по звуковому составу
- Ударение в словах
- Слог
- Парные звонкие и глухие согласные
- Шипящие и свистящие согласные
- Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога
65
32
4
- Твердые и мягкие согласные
- Мягкий знак (ь) на конце слова
Слово
- Названия предметов
- Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках
животных
- Названия действий
- Предлоги
- Слова с непроверяемыми гласными
Предложение
5
Повторение изученного материала во2 классе
11
6
Всего
136
3
36
19
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1
Повторение
10
2
Звуки и буквы
-Алфавит
- Согласные звуки и буквы
- Твердые и мягкие согласные
- Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ
- Парные звонкие и глухие согласные
Слово
- Названия предметов
- Названия действий
- Названия признаков
58
3
42
- Предлоги
4
Предложение
15
5
Повторение изученного материала в 3 классе
11
6
Всего
136
4 КЛАСС
33
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1
Повторение
15
2
Звуки и буквы
-Алфавит
- Гласные и согласные звуки
- Ударные и безударные гласные
- Твердые и мягкие согласные
- Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах
-Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё,
ю, я
- Правописание звонких и глухих согласных на конце
слова
Слово
- Названия предметов
- Имена собственные
- Названия признаков
- Предлоги
Предложение
62
3
4
38
13
-Предложения, разные по интонации
5
Повторение изученного материала в 4 классе
6
Всего
8
136
34