МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Рабочая программа
учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся с УО (вариант 9.1)
Калья, 2023г.
2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в
соответствии с:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной
основной общеобразовательной программы МАОУ
«СОШ № 14» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП,
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г.
№ 1026;
Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2
от 28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Учебного плана МАОУ «СОШ № 14»
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных
видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так
как в нём заложены неиссякаемы резервы развития его личности,
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
3
Данная
программа
реализуется
через
следующий
Учебно-
методический комплекс:
Технология.
организаций,
Ручной
труд.
реализующих
1
класс:
адапт.
учеб.для
основные
общеобразоват.
общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение,
2018.-143с.
Технология.
организаций,
Ручной
труд.
реализующих
2
класс:
адапт.
учеб.для
основные
общеобразоват.
общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение,
2018.-143с.
Технология.
организаций,
Ручной
труд.
реализующих
3
класс:
адапт.
учеб.для
основные
общеобразоват.
общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение,
2018.-143с.
Технология. Ручной
организаций,
труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват.
реализующих
адапт.
основные
общеобразоват.
программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение,
2018.-143с.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель изучения данного предмета заключается во
всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему
профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует
развитию
созидательных
возможностей
личности,
творческих
способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе
предметно- преобразующей деятельности.
4
Задачи изучения предмета:
- формирование представлений о материальной культуре
как
продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
-
формирование
представлений
о
гармоничном
единстве
природногои рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного
кругозора, обогащение знаний
о
культурно-исторических традициях в мире вещей
— расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования.
— формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
— формирование интереса к разнообразным видам труда.
— развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи).
— развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение).
— развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений.
— развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
— формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации.
— формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание
и развитие социально ценных качеств личности.
— Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом
их возрастных особенностей, которая предусматривает:
— коррекцию
познавательной
деятельности
учащихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования
у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
5
предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
— развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности
сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
— коррекцию
двигательной
ручной
координации
моторики;
путем
улучшение
использования
зрительно-
вариативных
и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразного
трудового материала.
Специфической особенностью программы является применение
наглядного материала. Эффективность применения наглядных средств в
основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы
изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем
создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным
средствам
относятся
реальные
предметы,
изображения,
трудовые
действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого
обучающимися. Необходимым наглядным средством служит образец
(практический показ приема работы). Его цель состоит в
восприятии
и первоначальном запоминании обучающимися трех составляющих
приема работы:
-образа результата действий;
-орудия труда;
-образа трудовых движений.
Трудности, которые испытывают обучающиеся при усвоении
теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение
наглядных средств является отличным способом развития умений детей,
активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.
6
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» отводится:
в 1 классе по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34
учебные недели).
в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34
учебные недели).
в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34
учебные недели).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения
годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения
уроков на праздничные дни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого
стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации
каждого
ребенка
строго
индивидуальны.
Освоение
обучающимися
программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение
ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результатыосвоения программы включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные ) компетенции обучающейся
социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ
отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов
внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных
действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью
7
(интеллектуальными
нарушениями),
формирования
экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования
Индикаторы достижения
обучающихся с УО
требований личностных
(интеллектуальными нарушениями)
результатов
к личностным результатам
(содержание показателя)
Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и
социальной частей;
Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
Развитие адекватных
представлений о собственных
возможностях
Бережно относиться к окружающему
миру (через трудовое и экологическое
воспитание: дежурство, поручения).
Уметь выслушать иное мнение.
Ориентироваться в классе, школе
(знать, где классный кабинет,
спортзал, столовая, расписание
уроков и т.д.).
Овладение начальными навыками
Уметь обратиться с просьбой
адаптации в динамично изменяющемся (например, о помощи) или
и развивающемся мире
сформулировать просьбу о своих
потребностях.
Знать и соблюдать нормы и правила
поведения в общественных местах.
Овладение социально бытовыми
Выполнять поручения в школе (
умениями, используемыми в
выполнить уборку, провести
дежурство и т.д.»).
повседневной жизни
Выполнять насущно необходимые
действия (бытовые навыки:
самостоятельно поесть, одеться, и
т.д.).
Участвовать в повседневной жизни
Владение навыками коммуникации и
класса и школы.
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Уметь адекватно общаться со
сверстниками и взрослыми
Способность к осмыслению
Уметь корректно привлечь к себе
внимание.
социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих
Уметь выразить свои чувства: отказ,
возрасту ценностей и социальных
недовольство, благодарность,
ролей
сочувствие, просьбу
8
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности
Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
Развитие этических чувств,
доброжелательности
Участвовать в процессе обучения в
соответствии со своими
возможностями.
Формирование мотивации к
обучению
Знать и выполнять правила учебного
поведения.
Уметь работать в группе сверстников:
принимать и оказывать помощь,
адекватно высказывать свое мнение и
выслушивать чужое. Адекватно
оценивать свою работу и работу
других
Уметь сотрудничать со взрослыми:
принимать помощь, адекватно
общаться и реагировать на замечания.
Проявлять в отношениях со
взрослыми и сверстниками
доброжелательность, отзывчивость,
сопереживание.
Программа ориентирована на достижение обучающимися базовых
учебных действий.
Личностные учебные действия обучающиеся должны демонстрировать:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
9
Предметные результаты:
К концу обучения в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Знать:
Знать:
- правила организации рабочего
-правила рациональной организации
труда, включающих упорядоченность
места;
действий и самодисциплину;
- названий инструментов,
необходимых на уроках ручного
-названий инструментов,
труда, их устройства, правил техники необходимых на уроках ручного
безопасной работы с колющими и
труда, их устройства;
режущими инструментами;
-знать и использовать правила
- приемы работы с бумагой, работы
безопасной работы с режущими и
пластилином, природным
колющими инструментами
материалом, нитками;
соблюдать санитарно-гигиенические
- приемы, формообразования,
требований при выполнении
соединения деталей;
трудовых работ;
-приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным
Уметь:
-ориентироваться в задании,
материалом, нитками;
сравнивать образец с натуральным
-приемы, формообразования,
объектом с частичной помощью
соединения деталей;
учителя;
-уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления
изделий;
-правильнорасполагать детали,
соблюдать пропорций, рационально
располагать материал на рабочем
столе;
-употреблять в речи слове,
характеризующих пространственные
признаки предметов и
пространственные отношений между
ними.
10
К концу обучения во 2 классе
Минимальный уровень
Знать:
- правила организации рабочего
места;
- названий инструментов,
необходимых на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
- приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным
материалом, нитками;
- приемы, формообразования,
соединения деталей;
Уметь:
-самостоятельно ориентироваться в
задании, сравнивать образец с
натуральным объектом, чучелом,
игрушкой;
-уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления
изделий;
-правильно располагать детали,
соблюдать пропорций, рационально
располагать материал на рабочем
столе;
-употреблять в речи слове,
характеризующих пространственные
признаки предметов и
пространственные отношений между
ними.
Достаточный уровень:
Знать:
-правила рациональной организации
труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
-названия инструментов,
необходимых на уроках ручного
труда, их устройства;
-знать и использовать правила
безопасной работы с режущими и
колющими инструментами
соблюдать санитарно-гигиенические
требований при выполнении
трудовых работ;
-приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным
материалом, нитками;
-приемы, формообразования,
соединения деталей;
Уметь:
-Самостоятельно сравнивать образец
изделия с натуральным объектом.
-Самостоятельно составлять план
работы над изделием.
-Выполнять изделия с частичной
помощью учителя и самостоятельно.
-Уметь придерживаться плана при
выполнении изделий.
-Осуществлять текущий отчет о
проделанной работе.
-Подробно
анализировать
свое
изделие по отдельным вопросам
учителя и самостоятельно.
потреблять в речи техническую
терминологию.
амостоятельно ориентироваться на
листе бумаги и подложке.
риентироваться
при выполнении
объемных
работ,
правильное
расположение деталей, соблюдение
пропорций и размеров.
11
К концу обучения в 3 классе
Минимальный уровень
Знать:
- правила организации рабочего
места;
- названий инструментов,
необходимых на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
- приемы работы с бумагой, работы
пластилином, природным
материалом, нитками;
- приемы, формообразования,
соединения деталей;
Уметь:
-самостоятельно ориентироваться в
задании, сравнивать образец с
натуральным объектом, чучелом,
игрушкой;
-уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления
изделий;
-правильно располагать детали,
соблюдать пропорций, рационально
располагать материал на рабочем
столе;
-употреблять в речи слове,
характеризующих пространственные
признаки предметов и
пространственные отношений между
ними.
Достаточный уровень
Знать:
- Правила безопасной работы и личной
гигиены при работе с колющими и
режущими
инструментами,
применяемыми
для
обработки
различных
материалов,
предусмотренных программой.
- Названия изученных материалов и
инструментов, их назначение;
- Способы и приемы обработки
различных
материалов,
предусмотренных программой;
- Правила планирования и организации
труда.
Уметь:
- Ориентироваться в задании с
помощью учителя и самостоятельно.
- Сравнивать образец с натуральным
объектом, чучелом, игрушкой,
иллюстрацией.
-Составлять план работы,
осуществлять текущий контроль
выполнения изделияс помощью
учителя и самостоятельно.
- Подбирать материалы и
инструменты для работы с помощью
учителя и самостоятельно.
- Выполнять работы с помощью
учителя и самостоятельно.
- Придерживаться плана при
выполнении изделия.
- Производить отчет об этапах
изготовления изделия по вопросам
учителя и самостоятельно.
- Производить отчет о технологии
изготовления отдельных частей
изделия и небольших изделий по
вопросам учителя.
- Анализировать своё изделие.
- Употреблять в речи техническую
терминологию.
- Употреблять в речи слова,
12
обозначающие
пространственные
признаки
предметов,
и
слова,
обозначающие
пространственные
отношения предметов.
- Соблюдать пропорции и размеры,
правильное расположение деталей.
К концу обучения в 4 классе
Минимальный уровень
знание
правил
организации
рабочего места и умение его
организовать в зависимости от
характера выполняемой работы, (с
помощью учителя);
знание
названий
материалов,
используемых на уроках ручного
труда; знание и соблюдение
правил при работе с ними;
знание названий инструментов,
необходимых на уроках ручного
труда, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими
инструментами;
знание
приемов
работы,
используемые на уроках ручного
труда;
анализ
объекта,
подлежащего
изготовлению,
выделение
и
называние его признаков
и
свойств; определение способов
соединения деталей (с помощью
наводящих вопросов учителя);
пользование
доступными
технологическими
(инструкционными) картами;
составление стандартного плана
работы по пунктам ( коллективно с
направляющей помощью учителя);
владение
некоторыми
технологическими
приемами
ручной обработки материалов;
использование в работе доступных
Достаточный уровень
знание
правил
рациональной
организации труда, включающих
упорядоченность
действий
и
самодисциплину;
знание
видов
художественных
ремесел;
нахождение
необходимой
информации
в
материалах
учебника;
знание и использование правил
безопасной работы с режущими и
колющими
инструментами,
соблюдение
санитарногигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по
их
физическим,
декоративнохудожественным и конструктивным
свойствам;
отбор оптимальных и доступных
технологических приемов ручной
обработки в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
экономное
расходование
материалов;
использование
в
работе
с
разнообразной
наглядности:
составление плана работы над
изделием с опорой на предметнооперационные
и
графические
планы, распознавание простейших
технических
рисунков,
схем,
чертежей, их чтение и выполнение
13
материалов;
действий в соответствии с ними в
выполнение
несложного
процессе изготовления изделия;
орнамента самостоятельно.
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий
и
корректировка хода практической
работы;
оценка своих изделий (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
установление
причинноследственных
связей
между
выполняемыми действиями и их
результатами;
выполнение
общественных
поручений
по
уборке
класса/мастерской после уроков
трудового обучения.
Содержание учебного предмета
В 1 классе:
Работа с природным материалом:
-Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах»,
«Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на
ветках», «Клумба весной» и др.).
-Сбор листьев клена, березы, тополя. Панно из засушенных листьев
«Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках
зимой» и др.
Работа с пластилином:
-Знакомство
со
свойствами
пластилина,
условиями
хранения,
подготовка к работе.
-Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов,
баранок.
-Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки
способом размазывания на заготовках.
14
-Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.
-Изготовление способом размазывания плоской игрушки.
- Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона,
булочек.
-Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия
«длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыгрывание композиции
«Семья улиток».
-Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание композиции «Самолеты
над лесом».
-Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторение понятия
величины (больше, меньше, еще меньше). Обыгрывание композиции
«Гусеницы на листочке».
-Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.
-Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Печенье и
пирожные для куклы».
-Изготовление
из
столбиков
лесенки-заборчика.
Составление
композиции «Улица».
-Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).
-Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель,
слива, банан). Составление композиции.
-Лепка:
«Мишка-неваляшка»,
«Зайчик-неваляшка»,
«Птичка-
невеличка» (с использованием природного материала), «Утенок и
цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание композиции
«Угощение для куклы».
Работа с бумагой:
-Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на
клумбе», «Узор на ковре», «Осень в лесу».
-Обыгрывание,
наклеивание
на
плоских
макетах
композиции
«Зажглись в домах разноцветные огоньки».
15
-Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, бабочки, разных
узоров на панно.
-Складывание основы листа. Изготовление книжки, тетрадки.
-Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела,
змей, самолетик).
-Изготовление открытки из сложенных квадратов.
-Изготовление складыванием бумаги парусника, вертушки, вазы.
-Изготовление подарка «Цветы в вазе».
-Складывание
—
сгибание
бумаги.
Изготовление
стаканчика,
корзиночки, тюльпана объемного.
-Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппликация
предметов из геометрического материала.
-Резание по кривой (разметка по шаблону).
-Аппликация.
Работа с нитками:
-Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.
Во 2 классе:
Работа с глиной и пластилином.
Лепка из пластилина молотка.
Лепка из пластилина чашки конической формы.
Лепка чашки цилиндрической формы.
Лепка чайной посуды в форме шара.
Лепка фигурок из целого куска пластилина.
Лепка композиции к сказке «Колобок».
Работа с природными материалами
Изготовление игрушек из желудей.
16
Изготовление игрушек из ккорлупы ореха.
Аппликация из засушенных листьев.
Композиция из шишки и листьев «Пальма». Вышивка.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление аппликации из мятой бумаги.
Правила работы с шаблоном
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.
Аппликация из обрывной бумаги.
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических
фигур. Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход».
Работа с текстильными материалами
Пришивание пуговиц.
Сматывание ниток в клубок. Свойства ниток.
Изготовление игольницы.
Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.
В 3 классе:
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление
аппликации
из
засушенных
листьев.
Изготовление
аппликации из скорлупы грецких орехов.
17
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов,
используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений.
Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть.
Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение
материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи,
проволока, поролон и т. д.).
Организация
рабочего
места
и
соблюдение
санитарно-
гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Соединение деталей с помощью пластилина,
клея,
палочек,
проволоки.
Рациональное
использование
случайных
материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Окантовка картона
полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение окантовки в изделиях
из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные
ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие
составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
П р и е м ы р а б о т ы . Разметка бумаги и картона по линейке.
Вырезание
обработки
и намазывание клеем окантовочных полосок.
углов
изделий
при
Приемы
окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о
назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах
проволоки
(медная,
алюминиевая,
стальная).
Свойства
проволоки:
сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и
жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и
применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы.
Организация
рабочего
места,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований при работе с проволокой.
18
П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Сгибание
проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление объёмных изделий из природных материалов
(зайчик, черепаха, ёжик, утка). Изготовление птицы из пластилина и сухой
тростниковой травы.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства природных материалов,
используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы.
Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей.
Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными
(бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Соблюдение
санитарно-гигиенических
требований.
Правила
безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Компоновка различных деталей с помощью
клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Сборка из планок треугольника, квадрата.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о
профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник»,
«Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки,
скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной
работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Подбор планок по счету отверстий.
Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и
отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Изготовление из проволоки букв. Технология изготовления букв О, Л,
С, В.
Приемы
р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Сгибание
проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
19
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление цепочки из бумажных колец. Изготовление плоской
карнавальной полумаски. Изготовление шлема (кокошника).
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Сорта картона, применяемые для
оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с
картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки
кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарногигиенические требования при работе с картоном и другими материалами.
Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Разметка картона и бумаги по шаблонам.
Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание
отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям
из картона.
РАБОТА
С
ТЕКСТИЛЬНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ
Изготовление закладки из фотоплёнки. Изготовление закладки с
вышивкой.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение косого обметочного
стежка.
Нитки,
ткани,
их
свойства
и
назначение.
Инструменты,
применяемые при работе с текстильными материалами. Организация
рабочего
места,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований.
Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильное пользование иглой и
наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху
вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление
строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых
срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Изготовление аппликации из древесных опилок.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Способы обработки древесины
ручными инструментами. Опилки. Технология изготовления аппликации из
20
древесных опилок. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические
требования. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Работа с
шаблоном, картоном, клеем и кистью, опилками. Окраска опилок
акварельными красками и гуашью.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
ИЗ КАРТОНА)
Изготовление из бумаги матрёшки.
Изготовление из бумаги
собаки.
Тех н и че с ки е
сведения.
Свойства
картона.
Правила
безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы . Технология изготовления конусов,
цилиндров из картона. Элементарные сведения о назначении картона.
Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по
фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание
по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
В 4 классе:
Содержание учебного предмета
Вводный урок. Правила ТБ на уроках Ручного труда.-1ч.
Работа с бумагой- 14 ч.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,). Цвет, форма
бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы
для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе
с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
21
Вырезание
резания
ножницами
бумаги.Правила
из
бумаги.Инструменты
обращенияножницами.
Правила
для
работы
ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез
по короткой прямой линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез
по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму».
Обрывание бумаги.Отрывание мелких кусочков отлиста бумаги
(бумажная мозаика).
Складывание фигурок из бумаги (оригами).Приемы сгибания бумаги:
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей;на
основе геометрическихтел (цилиндра, конуса)
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Работа с текстильными материалами – 12ч.
Элементарные
сведения
онитках
(откуда
берутся
нитки).
Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку(плоские игрушки,кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды,фигурки человечком,цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла
вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания:
вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в
жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится;). Цвет ткани. Инструменты и приспособления, используемые
при работе с тканью. Правила хранения игл.
Шитье.
Завязывание
узелка
на
нитке.
Соединение
деталей,
выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и
строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Скручивание
ткани.
Историко-культурологические
сведения(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
22
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани.
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды(пришивание пуговиц.).
Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с
ушком). Отделка изделий пуговицами. Пришивание вешалки.
Работа с металлом и проволокой -4ч.
Элементарные
сведения
о
металле
(откуда
берутся
нитки).
Применение металла. Свойства металла. Как работать с металлом. Виды
работы с металлом. Уметь выполнять простые изделия из проволоки
(сгибание, скручивание).
Работа с древесиной- 2 ч
Элементарные
сведения
о
древесине.
Применение
древесины.
Свойства древесины. Как работать с древесиной. Инструментарий при
обработке древесины. Виды работы с древесиной. Аппликация из
«древесины».
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает
выполнение практической работы.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тематическое планирование
1 класс:
Виды труда
Количество часов
Вводное занятие. Правила работы
3
Работа с природными материалами
6
Работа с бумагой
11
Работа с пластилином
10
Работа с природными материалами
2
Работа с бумагой (с применением клея)
23
Работа с текстильными материалами
11
Итого
66 ч
23
2 класс:
№
п/
п
Виды труда
Вводный урок.
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном.
Работа с текстильными материалами
Итого:
1.
2.
3.
Количество часов
1
11
5
11
6
34ч.
3 класс:
№
1
2
3
4
5
6
№
1
2
3
4
5
6
Темы
Повторение Вводный урок
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами и
нитками
Работа с металлом и проволокой
Работа с древесиной
Повторение
Итого:
4 класс:
Темы
Повторение Вводный урок
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами и
нитками
Работа с металлом и проволокой
Работа с древесиной
Повторение
Итого:
Кол-во часов
2
4
15
6
4
2
1
34 ч
Кол-во часов
1
14
12
4
2
1
34
24