Логопедическая коррекция

СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
от 27.08.2020 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 14»
от 27.08.2020 № 745-ос

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
По предмету
«Логопедические занятия»
в соответствии с ФГОС ОВЗ
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
уровень начального общего образования

Количество часов:
Всего – 336 часов, 2 часа в неделю
1 и 1 дополнительный класс – 66 часов
2 класс – 68 часа
3 класс – 68 часа
4 класс – 68 часа
Североуральск 2020
Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» 1-4 класс разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и на основе методических рекомендаций и пособий по коррекционной работе:
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок» - М.:АРКТИ, 2015
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» - М.: Владос, 2001
Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе» - М.: Просвещение, 2012
Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПб.: КАРО,2013
Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ Под ред. К.А.
Фокиной.- М.:УЦ Перспектива, 2013
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты.
 осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;
 определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;
 проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
 находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
 с желанием и интересом выполнять учебные задания;
 иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
 осознавать границы собственных знаний и умений;
 принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
 составлять план решения учебной задачи;
 работать по плану, сличая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;
2

 осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
 оценивать правильность выполнения действий другого;
 проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением,
направленным на достижение поставленной цели;
 развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия.
 ориентироваться в тетради, учебниках, словарях с целью извлечения нужной информации;
 самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
 выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное
для выполнения заданий;
 использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы
в другую (составлять план, схему, таблицу);
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
 устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;
 слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
 планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
 уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 работать в парах и малых группах;
 понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Предметные результаты
В результате коррекционно-развивающей работы учащиеся должны знать и уметь:
3

 осознавать единство звукового состава слова и его значения;
 уметь осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
 иметь представление о слоге как минимальной произносительной
единице, усвоение смыслоразличительной роли ударения;
 должны уметь воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в
условиях контекста);
 выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать понятия «звук» и «букв»;
делить слово на слоги для переноса; ставить ударение; обозначать мягкость согласных звуков на письме;
наблюдать случаи несоответствия написания и произношения;
 правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, ь разделительным мягким знаком, ъ –
разделительным твердым знаком;
 видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на полноценных представлениях о
звуковом составе слова,, и правильно писать их; правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне,
владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
 правильно писать сложные слова с соединительными буквами о и е;
 находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; использовать приобретенные навыки
словообразования при проверке орфограмм;
 иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и называть части слова, в том
числе с чередующимися согласными в корне слова; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в
сложных словах;
 уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи многозначные слова и фразеологизмы;
 распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
 уметь изменять имена существительные по числам по числам, родам, вопросам (падежам);
 уметь подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным и наблюдать за изменением
грамматических признаков;
 находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за изменением грамматических признаков при
согласовании с существительными в роде и числе; изменять глаголы по временам;
 выделять в предложении подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, выделять из
предложения сочетания слов, связанных между собой;
4

 иметь навык построения сложных предложений с союзами;
 осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.
I.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух
информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по
вопросам, опорным словам, наглядным опорам, плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации и произношения
Чтение. Прочтение учебного текста без дислексических ошибок. Понимание учебного текста. Умение ответить на
поставленные вопросы по тексту, пересказать прочитанное.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений, текстов без дисграфических ошибок. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с нормами русского языка. Письменное изложение содержания прочитанного или
прослушанного текста по развернутому, вопросному или краткому плану, опорным словам, наглядным опорам.
Развитие оптико-пространственных представлений
(пропедевтика дисграфических ошибок)
Развитие зрительно-пространственных представлений, графо - моторных навыков. Развитие зрительного восприятия,
чувства ритма и темпа. Развитие умения использовать предлоги и предложные конструкции, отражающие
расположение предметов в пространстве.
Лексика
Расширение и уточнение словарного запаса детей по лексическим темам.
Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза.

5

Звуки и буквы. Звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Характеристика звука.Дифференциация оппозиционных
звуков речи. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста. Составление предложений
по заданной схеме. Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.
Обозначение мягкости согласных звуков двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого
знака-показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.
Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в
конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова. Представление о сильной и слабой позиции звука.
Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова.
Состав слова. Развитие навыков словообразования.
Корень. Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова.
Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация мягкого знака, разделительного мягкого знака, разделительного
твёрдого знака.
Предлог как самостоятельная часть речи. Согласование предлога с существительным в единственном и множественном
числе. Дифференциация предлогов и приставок. Суффикс. Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное
словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы
прилагательных.
Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.
Состав слова. Разбор слова по составу.
Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных о и е.
Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в корне
слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво-дева). Словаомографы (замок-замок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе-горный- горение).
Части речи. Развитие навыка словоизменения.
Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных
предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам ичислам.
Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.
Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.
6

Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразование глаголов. Время глагола. Согласование глагола
прошедшего времени с существительным в роде и числе. Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения.
Нахождение в предложении грамматической основы.
1 класс
Развитие речи по лексическим темам: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень»,
«Деревья», «Дикие животные», «Дикие животные готовятся к зиме», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»,
«Домашние животные и их детеныши», « Домашние птицы», «Зима», «Одежда и обувь», «Зимние забавы. Новый год»,
«Человек. Части тела», «Транспорт», «Транспорт. ПДД», «Материалы и инструменты», «Профессии. Строительство»,
«Защитники Отечества», «Времена года. Календарь весны», «Мамин день. Семья», «Ранние признаки весны. Первые
цветы», «Электроприборы. Ателье», «Весна в природе», «Труд людей весной», «Космос», «Возвращение птиц.
Насекомые», «Посуда», «Продукты питания», «Животные жарких стран», «Животный мир Севера».
Развитие оптико-пространственных представлений.
Развитие зрительно-пространственного восприятия. Формирование представлений о «схеме тела» человека.
Формирование умений ориентироваться в направлениях пространства ( «малое» пространство ). Формирование умений
в определении последовательности элементов ряда. Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики,
координации движений, чувства ритма и темпа. Развитие пространственных представлений и воображения. Развитие
графо-моторных навыков. Развитие внимания, образного мышления, зрительной памяти и представлений. Развитие
зрительно-пространственной памяти. Работа с предложно-падежными конструкциями.
1 класс (дополнительный)
Звуки речи
Знакомство с понятиями «речевые звуки» и «неречевые звуки». Звуки и буквы. Знакомство со звуками (артикуляция,
характеристика). Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Различение на слух гласных и
согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков.
Слоговой анализ
Слог, ударение. Деление слов на слоги, определение количества слогов в словес использованием графических схем.
Ударение в словах.Выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой -моделью,
отражающей его слоговую структуру. Слогоритмическая структура слова.
Звуко-буквенный анализ
Звуко-буквенный анализ слов различной слоговой структуры (СГС, ГСГ, ССГС,СГСС) Развитие фонематических
процессов, формирование представлений о количестве и последовательности звуков (букв) в слове
7

Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости
Дифференциация звуков по признаку звонкости и глухости на слух, при чтении.
Обозначение мягкости согласных
Формирование представлений о твердости и мягкости согласных, обозначенных с помощью гласных второго ряда,
мягкого знака.Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости на слух, при чтении.
2 класс
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные и согласные звуки, их различия.Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и их правописание. Сочетание ЧК,
ЧН. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков гласными второго ряда, мягким знаком. Разделительный мягкий знак.
Дифференциация разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости. Ударение. Ударные и
безударные гласные. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Дифференциация звуков по
признаку звонкости и глухости. Оглушение парных звонких согласных в конце слова.
Развитие навыка анализа структуры предложения
Дифференциация понятий «предложение»- «текст». Деление предложений на слова. Интонационная законченность
предложения. Составление предложений из слов. Заглавная буква в начале предложения, в именах, кличках животных.
3 класс
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне. Гласные в приставках. Соединительные гласные ое в сложных словах. Разделительный твердый знак после приставок перед гласными второго ряда. Дифференциация
разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака. Согласные звуки. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Развитие навыков словообразования и словоизменения
Корень слова. Родственные слова. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и
приставок, адекватное их употребление. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов
и приставок. Практическое употребление существительных в форме множественного числа Р.П., Т.П., П.П.
4 класс
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки. Ударные и безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными в корне. Согласные звуки.
Оглушение парных звонких согласных в конце слова и середине. Правописание слов с парными по глухости-звонкости
8

согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Употребление
мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения
формы слова). Дифференциация разделительного мягкого знака и мягкого знака-показателя мягкости. Дифференциация
разделительного мягкого и твердого знаков.
Расширение словарного запаса
Овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слова.
Омонимы. Фразеологические обороты. Прямое и переносное значение слова.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ C УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс
№
1
2

Наименование раздела
Развитие речи по лексическим темам
Развитие оптико-пространственных представлений
Итого

Количество часов
33
33
66

1 класс (дополнительный)
№
1
2
3
4
5

Наименование раздела

Звуки речи
Слоговой анализ
Звуко - буквенный анализ
Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости
Обозначение мягкости согласных
Итого

Количество часов
8
6
14
12
26
66

2 класс
№
1
2

Наименование раздела
Развитие фонематического анализа и синтеза
Развитие навыка анализа структуры предложения

Количество часов
58
10
9

Итого

68

3 класс
№
1
2

Наименование раздела
Развитие фонематического анализа и синтеза
Развитие навыков словообразования и словоизменения
Итого

Количество часов
22
46
68

4 класс
№
1
2

Наименование раздела
Развитие фонематического анализа и синтеза
Расширение словарного запаса
Итого
Итого по коррекционному курсу

Количество часов
42
26
68
336

Тематическое планирование для каждой параллели классов характеризуется гибкостью и не может быть жестко
регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности
коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого
недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его
интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны
исключения и добавление изучаемых тем.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».