Учебный план НОО ТНР 5.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
(ВАРИАНТ 5.2)

Калья 2023

Учебный план к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
(вариант 5.2 ФГОС, ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ)
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями
речи (далее – ТНР) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание
учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план федеральному учебному плану, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план образовательной организации сформирован в соответствии с требованиями, изложенными в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 года № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
и установления предельного срока использования исключенных учебников».
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 (далее - ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ).
 Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1023.
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи и реализуются в 1-4 классах. Нормативный срок освоения АООП составляет 5 лет с учетом первого
дополнительного класса.
Учебный год начинается 01 сентября 2023 года.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели, во 2 – 9 классах – 34 недели. Определен режим работы

по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, продолжительность уроков – 40 минут
(для 2-4 классов). Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Для обучающихся 1-х классов используется «ступенчатый» режим обучения без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. В учебном календарном годовом
графике предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего
образования, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС
НОО и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с
ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение
учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися или за счёт часов внеурочной деятельности.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР,
прежде всего это личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
коррекция/профилактика речеязыковых расстройств; формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
В учебный план 4 класса включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским.
Финансовая грамотность не выделена в отдельных предмет. Финансовые знания и навыки
обучающиеся начальной школы будут получать интегрировано, при изучении таких учебных
предметов, как «Математика», «Окружающий мир».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений учебного плана обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На основании результатов изучения интересов и потребностей обучающихся школы и их родителей/законных представителей часы части учебного
плана, формируемой участниками образовательных от-ношений, распределены на:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии – «Русский язык», «Литературное чтение»;
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов –
«Математика»;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные – «Технология».
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету учебного плана
(кроме ОРКСЭ, факультативных курсов) по итогам учебного года. Промежуточная аттестация
проводится на основе результатов четвертных результатов обучения, и представляет собой годовую отметку, как среднее арифметическое значение четвертных по правилам математического
округления. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в виде отметок по пятибалль-

ной шкале по итогам учебного года. Порядок проведения промежуточной аттестации
регламентирован Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Форма промежуточной аттестации представлена в учебных планах следующим
образом: г/о - годовая отметка. Сроки промежуточной аттестации указаны в календарном
учебном графике.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности. В структуру коррекционно-развивающей области включаются
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых
нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей
обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним
обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий
обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2 - 4
обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений под- групповых
логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
На обязательные индивидуальные занятия количество часов в неделю указано из
расчета на одного обучающегося, которые не входят предельно допустимую аудиторную
учебную нагрузку обучающихся. Общая недельная нагрузка на класс зависит от
количества обучающихсяв классе.

Учебный план начального общего образования для
обучающихся с ТНР

Предметные области

Учебные предметы

Количество
часов в неделю

Всего

4В класс
Обязательная часть
Русский язык

5

5

Литературное чтение

3

3

Иностранный язык

2

2

Математика

4

4

2

2

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Музыка

1

1

Технология

Технология

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

Русский
язык
литературное чтение

и

Иностранный язык
Математика
информатика

и

Обществознание
естествознание
(«Окружающий мир»)

и
Окружающий мир

Основы
религиозных Основы религиозных культур
культур и светской этики и светской этики

Искусство

Итого
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений
Учебные предметы,
курсы, модули по выбору:

23

23

1

3

Мой компьютер

1

1

Литературное чтение:
читаем об Урале

-

2

Учебные недели

34

34

Всего часов

782

782

Максимально
допустимая недельная
нагрузка,
предусмотренная
действующими
санитарными
правилами
и
гигиеническими
нормативами

23

23

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно- полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
МАОУ «СОШ № 14» предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на развитие обучающихся.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ «СОШ № 14».

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет МАОУ «СОШ № 14».
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с
Положением
«О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся
МАОУ
«СОШ
№14».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».