ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МАОУ «СОШ № 14»
от 02.04.2024 г. протокол № 19
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ № 14» от
02.04.2024 г. № 79-ос
«Об утверждении Положения об
организации обучения с применением
электронного обучения при
реализации образовательных программ
и дистанционных образовательных
технологий (очная форма) в МАОУ
"СОШ № 14"»
Положение
об организации обучения с применением электронного обучения при реализации
образовательных программ и дистанционных образовательных технологий (очная форма) в
МАОУ «СОШ № 14»
Г. Североуральск, п. Калья
2024 г.
2
1. Общие положения
Настоящее Положение об организации обучения с применением электронного
обучения при реализации образовательных программ и дистанционных образовательных
технологий (далее – Положение) устанавливает правила реализации в образовательной
организации общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
в
Муниципальном
автономном
общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Героя
России Дмитрия Шектаева» (далее – Школа).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – 273-ФЗ);
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства просвещения РФ№ 115 от 22.03.2021 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» с изменениями на 07.10.2022 г.;
Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 N 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.08.2022 N 69822);
Письмо Министерства просвещения РФ от 27 декабря 2022 г. № АЗ-1828/04 «Об
использовании федеральных государственных информационных систем»;
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Локальными нормативными актами МАОУ «СОШ № 14».
1.3. В Положении используются следующие понятия:
1.3.1. Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ
информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу
по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников (п. 1 ст.16 273-ФЗ).
1.3.2. Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
(п. 1 ст.16 273-ФЗ).
3
1.3.3. Платформа дистанционного обучения (далее – ПДО) – информационная система,
предназначенная для планирования, проведения и управления учебными мероприятиями в
рамках дистанционного обучения.
1.4. Школа, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять электронное
обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных
программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред.
Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ).
1.5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в Школе, осуществляющей образовательную
деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии,
технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также
включающей в себя государственные информационные системы в случаях,
предусмотренных частью 3.1 статьи 16, и обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
1.6. При реализации основных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку
персональных данных обучающихся, Школа, осуществляющая образовательную
деятельность, должна использовать государственные информационные системы,
создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных
образовательных программ (часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 472-ФЗ).
1.7. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных
программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий является место нахождения Школы независимо от места нахождения
обучающихся.
1.8. Платформой для дистанционного обучения является федеральная государственная
информационная система «Моя школа» (далее - ФГИС «Моя школа») с единым доступом к
цифровым сервисам и учебным материалам для обучающихся, педагогов и родителей.
1.8.1. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
- образовательные онлайн-платформы;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции, вебинары;
- образовательная информационно-коммуникативная платформа «Сферум»;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
1.8.2. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в
рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением
ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- лабораторные работы;
- контрольные работы;
- самостоятельная работа;
- консультации с преподавателями;
- научно-исследовательская работа;
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация.
1.8.3. Сопровождение
организационных форм учебной деятельности может
4
осуществляться в следующих режимах:
- тестирование онлайн;
- изучение материала онлайн;
- консультации онлайн;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
1.8.4. Дистанционное
обучение осуществляется посредством обязательного
взаимодействия всех участников образовательного процесса в следующих форматах:
- режимах онлайн и офлайн с использованием образовательной информационнокоммуникативной платформы «Сферум»;
- в режиме офлайн с размещением учебных материалов на ГИС СО «Единое цифровое
пространство» (подсистема АИС «Образование»);
- консультирование в режимах онлайн и офлайн на ГИС СО «Единое цифровое
пространство» (подсистема АИС «Образование») ;
- обучениеврежимеонлайн наГИС СО «Единое цифровое пространство» (подсистема АИС
«Образование»);
- самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на
бумажных носителях).
1.8.5. ДО применяется для реализации основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования в случаях, когда невозможна или
нецелесообразна очная форма реализации образовательных программ.
1.8.6. Перевод класса(ов) на дистанционное обучение осуществляется на основании приказа
директора.
1.8.7. Проведение занятий в режиме онлайн и их количество определяет директор приказом по
Школе. Информация о проведении онлайн-уроков заранее доводится до сведения
обучающихся, родителей (законных представителей) через образовательную информационнокоммуникативную платформу «Сферум».
1.8.8. Настоящее Положение определяет также порядок и условия проведения промежуточной
аттестации в отдельных случаях, оговариваемых настоящим Положением.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего
образования непосредственно по местожительству или месту их временного пребывания
(нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья
обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала,
освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
способствует решению следующих задач:
- создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
- повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного
процесса в любое удобное для обучающегося время;
- создание единой образовательной среды образовательной организации;
- повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной
работы обучающихся;
- повышение эффективности организации учебного процесса.
5
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по местожительству
или месту временного пребывания;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного
процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных
занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств
обучения;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам
использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного
курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
- обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
- обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
- обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники
образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы с
использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по
основным направлениям учебной деятельности.
3.4. Школа обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических,
научных,
учебно-вспомогательных,
административно-хозяйственных
работников организации.
3.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием
ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным
ресурсам.
3.6. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и
программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций
(системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет,
электронной почтой и т. п.).
3.7. Школа самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно
с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
3.8. Школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с
6
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
3.9. Для несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ возможность применения дистанционных
образовательных технологий прописывается в заключении психолого-медико-педагогической
комиссии. Для обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских
организациях, возможность применения ДОТ определяется лечащим врачом наряду с
определением возможности присутствия на учебных занятиях по состоянию здоровья.
3.10. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего
образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий заместитель директора Школы обеспечивает организацию ежедневного
мониторинга фактически присутствующих в Школе обучающихся, обучающихся с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто
по болезни временно не участвует в образовательном процессе.
3.11. Учитель-предметник обязан проверять выполненные обучающимися задания,
комментировать их или давать в другой форме обратную связь обучающимся, родителям
(законным представителям).
3.12. При планировании содержания учебной деятельности и составлении расписания
электронных занятий нужно соблюдать требования санитарных правил и гигиенические
нормативы при работе с электронными средствами обучения.
4. Компетенция Школы при применении электронного
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ
обучения,
4.1. Школа вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным
законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании,
при проведении учебных занятий, лабораторных и практических занятий, текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4.2. Образовательная организация доводит до участников образовательных отношений
информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ
или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа
к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой
образовательной организацией в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов
учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет
учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при
7
непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
5.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля
результатов обучения образовательная организация обеспечивает идентификацию личности
обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации.
5.3. При оценке результатов обучения образовательная организация обеспечивает контроль
соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
5.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в образовательной организации
осуществляется по двум моделям:
- модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися;
- модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися.
5.5 Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися
реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение–
современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения
технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося
на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными
средствами.
5.6. Модель опосредованного
осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
- обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;
- обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
- обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь,
участие в соревнованиях, конкурсах);
- обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
5.7. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию: заполняют электронные журналы успеваемости, выставляют в электронный
журнал отметки.
5.8. При заполнении электронного журнала в период организации образовательного процесса с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учитель
записывает тему урока согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
с указанием формы обучения. Например: Первый и второй признаки равенства треугольников
(дистанционное обучение).
5.9.
Продолжительность урока для обучающихся классов 30 минут. Рекомендуемая
непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране
устройства отображения информации на уроке, не должна превышать:
- для обучающихся в I–IV классах – 15мин;
- для обучающихся в V–VII классах – 20мин;
- для обучающихся в VIII–IX классах – 25мин;
- для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором
– 20 мин.
5.10. Школа при использовании ЭО и ДОТ несёт ответственность за обеспечение: качества
общеобразовательной подготовки обучающихся;
соответствие организации образовательного процесса требованиям Федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
федерального
компонента
государственного образовательного стандарта;
объективности результатов аттестации.
6. Порядок осуществления контроля результатов дистанционного обучения
6.1. Текущий контроль успеваемости в процессе дистанционного обучения проводится
8
учителями-предметниками. Они используют формы проверки и контроля знаний,
предусмотренные образовательными программами и локальными нормативными актами МАОУ
«СОШ № 14».
6.2. Оценивание учебных достижений обучающихся при дистанционном обучении
осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой в МАОУ «СОШ № 14».
6.3. Отметки, полученные обучающимися за выполнение задания при дистанционном обучении,
заносятся в электронный журнал.
6.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся при
дистанционном обучении может осуществляться без очного взаимодействия с учителем.
6.5. Промежуточная аттестация в процессе дистанционного обучения проводится в соответствии
с образовательными программами и локальными нормативными актами МАОУ «СОШ № 14».
7. Заключительное положение
7.1 Настоящее Положение вводится в действие со дня утверждения приказом по Школе.
7.2. Положение доводится до сведения всех заинтересованных лиц через информационные
системы общего пользования.
7.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений в
Положение осуществляется в общем порядке на основании приказа директора Школы после
рассмотрения и обсуждения на Педагогическом совете.
7.4. Во всех случаях, не урегулированных настоящим Положением, следует руководствоваться
действующим законодательством Российской Федерации.