Путешествие по странам изучаемого языка (для обучающихся 8-9 классов)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области‌‌
‌Управление образования Администрации
Североуральского городского округа‌​
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

от «29» августа 2024г.

от «29» августа 2024г.

протокол педсовета №1

приказ № 214-ос

​

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Путешествие по странам изучаемого языка»
Для обучающихся 8 – 9 классов

Североуральск 2024

Пояснительная записка
1.1. Нормативные правовые основания организации внеурочной
деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования основная образовательная
программа основного общего образования реализуется образовательным
учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной
деятельности обучающихся выступают следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об
образовании вРоссийской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основногообщего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О
введении федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственногообразовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 093564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.«О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем,
что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и
потребностями обучающихся в дополнительном языковом и страноведческом
материале. Данная программа отвечает требованиям к обязательному
минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал,
который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить
качество подготовки обучающихся в предметной области за счет расширения
информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого
языка.
Этот курс должен помочь обучающимся углубить знания не только по
2

истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны
изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству; обогатить теми
знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в
межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности «Путешествие
по странам изучаемого языка» обобщает и систематизирует знания о стране
изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам.
Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению
познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных
возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей.
Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является
одним из резервов интенсификации учебного процесса. и является
своеобразным
путеводителем
по
Англии,
содержит
интересные
страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией, США и их
традициями и обычаями, и способствует расширению лингвострановедческой
компетенции.
Цель программы внеурочной деятельности «Путешествие по странам
изучаемого языка»:
- создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирование
УУД;
- углубление и систематизация знаний по страноведению , формирование
социокультурной компетенции, что позволяет обеспечить эффективность
коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного
взаимодействия.
Основные задачи обучения:
Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в
областиговорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками ;
-формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой
информациилюбого типа.
Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и
культурой;
-развивать языковые способности учащихся, умения оперировать
полученнымизнаниями;
-развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном
пространстве ;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное
мнение;
3

-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу
жизнидругого народа, его культуре, традициям и обычаям;
-способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к
другойкультуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестведругими, уважение к себе и к другим );
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю на 2 года для
обучающихся 8-9 классов, за каждый год обучения – 34 часа (1 час в
неделю), продолжительность одного занятия – 40 минут.
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных
типов занятий, приёмов обучения, ТСО, наглядности, информационных
технологий большого количества дополнительной литературы, что сделает
процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня
социокультурной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочнойдеятельности
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к
совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя
гражданиномсвоей страны и мира.
Метапредметные результаты:
познавательные - умение делать анализ и отбор информации(чтение и
прослушиваниетекстов), умение работать с различными источниками;
регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать
самооценку своейдеятельности;
коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе
совместнойработы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством
обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием
4

основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных
приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного
перевода), а также справочных материалов;
воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст
несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную,
выборочную или полную информацию;
умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать результаты проектной деятельности;
формирование социокультурной компетенции посредством изучения
национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть
следующими умениями:
умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в
ходепостроения собственных высказываний;
умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой
страноведческойтематики по различным аспектам национальной культуры;
умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в
различныхмероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
умением извлекать страноведческую информацию из различного рода
письменныхисточников;
умением находить нужную страноведческую информацию для устных
выступлений;
умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое
отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
Формы и режим занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не
утомительной для школьника. Различные творческие задания будут
способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный
материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с
электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями,
создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии
школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный
материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и
письменной. Таким образом, данная программа основывается на
«коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у
детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе
5

общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся
сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно
использовать
следующие
формы
реализации
программы:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у
обучающихсясоциокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной
страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих
стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной
проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки:
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1
полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации программы курса
внеурочной деятельности является промежуточное и итоговое тестирование.
Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на
открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных
конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
входной
текущий
6

итоговый.
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения
знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе,
поддерживать уверенность в собственных силах.
Содержание курса:

8 класс «Великобритания»
№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Правительство Великобритании

7 часов

2.

Образование в Великобритании

8 часов

3.

Спорт в Великобритании

9 часов

4.

Культура, традиции и обычаи Великобритании

10 часов

ИТОГО

34 часа

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный
результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются
следующие компоненты:

– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих
предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание
страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих
странах, текстовый материал;
– общеучебный
компонент:
учебно-организационные,
интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.

учебно-

Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому
положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе
жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения
жителей
англоговорящих
стран,
социокультурные
различия,
лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:

– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и
подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с
концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география,
английский язык-история, английский язык– информатика, английский языклитература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести
7

целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и
примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать,
переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.

В связи с тем, что основной задачей данного курса является
коммуникативная направленность, каждое занятие строится на
использовании разнообразных видов учебно
– познавательной деятельности, самостоятельности. При организации
занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы
(создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить
индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять
личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное
взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится
методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют
познавательную активность учащихся.
Формы занятий:
·
·
·
·
·
·
·

занятие;

занятие-путешествие;
дискуссия;

тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;

·

самопрезентации.

·

словесный;

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
·
·
·
·
·

наглядный;

практический;

метод контроля;

объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;

·

творческий метод.

·

схемы;

Дидактический материал:
·
·
·

стенды;

плакаты;

словари, энциклопедии.
8

Техническое оснащение занятий:
·
·
·

проигрыватель для компакт-дисков;

компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;

·

проектор.

·

выступления детей на открытых мероприятиях;

Формы подведения итогов:
·
·
·
·
·

участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;

школьная конференция
Тематическое планирование
8 класс «Великобритания»

№ № Тема
п\п п\п
Тема №1. Правительство
Великобритании.
1.

1.

Давайте посетимпарламент!

2.

2.

Палата лордов.

3.

3.

Палата общин.

4.

4.

5.

5.

Корона: королева Елизавета
2.

6.

6.

В гостях у королевской семьи.

7.

7.

Суды Великобритании.

Виды
деятельности

просмотр
презентации

Тема № 2. Образование в
Великобритании.
9

7 часов
1

чтение
страноведчес-

1

работа с
интернет
ресурсами.

1

просмотр
презентации

1

учимся составлять
монологические
высказывания.

1

ких текстов.

В гостях у королевской семьи.

Кол-вочасов

ученики готовят
сообщения

1

аудирование
текста .

1

8 часов

8.

1.

Школы и обучение.

9.

2.

Оксфорд.

10.

3.

Оксфорд.

11.

4.

Кэмбридж.

12.

5.

13.

6.

1

Написать письмодругу
о Кэмбридже.

1

Кэмбридж.

Создать презентацию
потеме.

1

Хастингс.

чтение
страноведчес-

1

аудирование
текста .

1

Экзамены и сертификаты.

15.

8.

Школьная форма иформа в
университетах.

17.

Аудирование
текста.

Текста.

1

7.

1.

1

просмотр
презентации

14.

16.

Чтение
страноведческого

Тема №3. Спорт в
Великобритании.

ких текстов.

работа с
интернет
ресурсами.

1
9 часов

Футбол. Давайтепоиграем!

Работа в группах.

1

2.

Крикет.

самопрезентации.

1

19.

4.

Катание на лошадях.

1

20.

5.

Парусный видспорта.

Составляем
диалоги.

18.

3.

Рэгби.

21.

6.

Теннис.

22.

7.

Керлинг.

23.

8.

Поло.

работа с
интернет
ресурсами.

1

чтение
страноведчес-

1

использование
интернет ресурсов.
просмотр фильмао
Уимбильдоне.

1

просмотр
презентаций.

1

ких текстов.

работа в группах.
10

1

24.

9.

Экстремальныевиды
спорта.

чтение текстов

просмотр
презентаций.

1

10 часов

Тема № 4. Культура, традиции
и обычаиВеликобритании.
25.

1.

Хэллоуин.

26.

2.

Рождество.

27.

3.

День СвятогоВалентина.

28.

4.

Фестиваль кельтской музыки и
культуры.

29.

5.

День святого

30.

6.

31.

7.

1

создание творческих
работ

1

изготовление открыток
с поздравлениями.

1

Прослушивание
музыкальных
произведений.

1

презентации

1

Уимблдонский теннисный
турнир.

использование
интернет ресурсов.

1

День Гая Фокса.

чтение
страноведчес-

1

просмотр фильмао
музеях Лондона.

1

просмотр отрывка из
пьесы

1

Патрика.

ких текстов.

32.

8.

Музеи и библиотеки.

33.

9.

Театры.

34.

10.

Спектакль – концерт по
традициям Великобритании

1

защита творческих
работ

ИТОГО

34 часа

Содержание курса:
9 класс «США»
№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Правительство США

7 часов

2.

Образование в США

8 часов
11

3.

Спорт в США

9 часов

4.

Культура, традиции и обычаи США

10 часов

ИТОГО

34 часа

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный
результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются
следующие компоненты:

– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих
предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание
страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих
странах, текстовый материал;
– общеучебный
компонент:
учебно-организационные,
интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.

учебно-

Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому
положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе
жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения
жителей
англоговорящих
стран,
социокультурные
различия,
лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:

– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и
подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с
концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география,
английский язык-история, английский язык– информатика, английский языклитература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести
целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и
примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать,
переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.

В связи с тем, что основной задачей данного курса является
коммуникативная направленность, каждое занятие строится на
использовании разнообразных видов учебно
– познавательной деятельности, самостоятельности. При организации
занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы
(создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить
индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять
личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное
взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится
методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют
познавательную активность учащихся.
12

Формы занятий:
·
·
·
·
·
·
·

занятие;

занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;

защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;

·

самопрезентации.

·

словесный;

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
·
·
·
·
·

наглядный;

практический;

метод контроля;

объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;

·

творческий метод.

·

схемы;

Дидактический материал:
·
·

стенды;

плакаты;

·

словари, энциклопедии.

·

проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;

Техническое оснащение занятий:
·
·

кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;

·

проектор.

·

выступления детей на открытых мероприятиях;

Формы подведения итогов:
·
·
·
·

участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;

13

·

школьная конференция
Тематическое планирование
9 класс

№
п\п

1.

№ Тема
п\п
Тема №1.
Правительство
США.
1.

2.

2.

3.

3.

4.

Давайте посетим
Белый Дом!

просмотр
презентации

Кол-вочасов
7 часов
1

чтение страноведчес-

1

Демократы.

работа с интернет
-ресурсами.

1

4.

Президент.

1

5.

5.

Сенаторы.

ученики готовят
сообщения

6.

6.

Конституция США.

7.

7.

Верховный суд.

8.

1.

9.

Республиканцы.

Виды
деятельности

Тема № 2.
Образование в
США.

ких текстов.

просмотр
презентации

1

аудированиетекста .

1

учимся составлять
монологические
высказывания.

1

8 часов

Школы и обучение.

Чтение страноведческого

1

2.

Гарвард.

Аудированиетекста.

1

10.

3.
4.

просмотр
презентации

1

11.

Выпускники
Гарварда.

8 университетов
Лиги Плюща.

Текста.

Написать письмодругу.

14

1

12.

5.

Уровень
грамотности.

Создать презентацию
потеме.

1

13.

6.

Дополнительные науки чтение страноведчес( энвироника).
ких текстов.

1

14.

7.

Экзамены и

аудирование

1

15.

8.

Школьная форма и
форма в
университетах.

работа с интернет
ресурсами.

1

16.

1.

17.

2.

19.

4.

20.

5.

21.

6.

22.
23.

18.

24.

3.

сертификаты.

Тема №3. Спорт в
США.

текста .

9 часов

Гандбол. Давайте
поиграем!

Работа в группах.

1

Бейсбол.

Хоккей на траве.

самопрезентации.

работа с интернет
ресурсами.

1

Катание на
лошадях.

Составляем
диалоги.

1

1

чтение страноведчес-

1

Теннис.

использование
интернет ресурсов.
просмотр фильма.

1

7.

Керлинг.

1

8.

Поло.

просмотр
презентаций.

чтение текстов

1

9.

Парусный вид
спорта.

Экстремальные
виды спорта.

ких текстов.

работа в группах.

10 часов

Тема № 4. Культура,
традиции и обычаи
США.
25.

1.

Хэллоуин.

26.

2.

Рождество.

1

просмотр
презентаций.

создание творческих
работ
15

1
1

27.

3.

День Святого
Валентина.

изготовление открыток
с поздравлениями.

1

28.

4.

Фестиваль рок
музыки и культуры.

1

29.

5.

презентации

1

30.

6.

День святого
Патрика.

Прослушивание
музыкальных
произведений.

Уимблдонский
теннисный турнир.

использование
интернет ресурсов.

1

31.

7.

День Гая Фокса.

чтение страноведчес-

1

32.

8.

Музеи и
библиотеки.

просмотр фильмао
музеях Нью- Йорка.

1

33.

9.

Театры.

1

34.

10.

Спектакль –
концерт по
традициям США

просмотр отрывка из
пьесы

ких текстов.

1

защита творческих работ

ИТОГО

34 часа

Список рекомендуемой учебно-методической литературы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов,
издательство
«Лицей», 2015г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова.
(Москва,издательство «Менеджер», 2016г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова.
(Москва,Иностраный язык, издательство «Оникс», 2014г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский. ( СанктПетербург,издательство «Каро», 2012г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б.
Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2014г.)
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь Великобритания.- М: Айрис Пресс;
Рольф, 2017.
Ощепкова В.В. , Шустелина И.И. О Британии кратко.- М: Иностранный
язык, Оникс,
2016.
Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах.- М: Высшая
школа, 2017.
16

·
·
·

Смирнов А.В. Все о себе – М:Ин. Яз. , 2015.
Томахин Г.Д.По англоязычным странам. - М : Просвещение,2012.
Шереметьева А. В. Английский язык . Страноведческий справочник.Саратов: Лицей ,
2018.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».