МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
от «29» августа 2024г.
от «29» августа 2024г.
протокол педсовета №1
приказ № 214-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Путешествие по странам изучаемого языка»
Для обучающихся 8 – 9 классов
Североуральск 2024
Пояснительная записка
1.1. Нормативные правовые основания организации внеурочной
деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования основная образовательная
программа основного общего образования реализуется образовательным
учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной
деятельности обучающихся выступают следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об
образовании вРоссийской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основногообщего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О
введении федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственногообразовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 093564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.«О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем,
что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и
потребностями обучающихся в дополнительном языковом и страноведческом
материале. Данная программа отвечает требованиям к обязательному
минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал,
который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить
качество подготовки обучающихся в предметной области за счет расширения
информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого
языка.
Этот курс должен помочь обучающимся углубить знания не только по
2
истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны
изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству; обогатить теми
знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в
межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности «Путешествие
по странам изучаемого языка» обобщает и систематизирует знания о стране
изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам.
Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению
познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных
возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей.
Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является
одним из резервов интенсификации учебного процесса. и является
своеобразным
путеводителем
по
Англии,
содержит
интересные
страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией, США и их
традициями и обычаями, и способствует расширению лингвострановедческой
компетенции.
Цель программы внеурочной деятельности «Путешествие по странам
изучаемого языка»:
- создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирование
УУД;
- углубление и систематизация знаний по страноведению , формирование
социокультурной компетенции, что позволяет обеспечить эффективность
коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного
взаимодействия.
Основные задачи обучения:
Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в
областиговорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками ;
-формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой
информациилюбого типа.
Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и
культурой;
-развивать языковые способности учащихся, умения оперировать
полученнымизнаниями;
-развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном
пространстве ;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное
мнение;
3
-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу
жизнидругого народа, его культуре, традициям и обычаям;
-способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к
другойкультуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестведругими, уважение к себе и к другим );
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю на 2 года для
обучающихся 8-9 классов, за каждый год обучения – 34 часа (1 час в
неделю), продолжительность одного занятия – 40 минут.
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных
типов занятий, приёмов обучения, ТСО, наглядности, информационных
технологий большого количества дополнительной литературы, что сделает
процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня
социокультурной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочнойдеятельности
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к
совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя
гражданиномсвоей страны и мира.
Метапредметные результаты:
познавательные - умение делать анализ и отбор информации(чтение и
прослушиваниетекстов), умение работать с различными источниками;
регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать
самооценку своейдеятельности;
коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе
совместнойработы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством
обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием
4
основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных
приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного
перевода), а также справочных материалов;
воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст
несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную,
выборочную или полную информацию;
умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать результаты проектной деятельности;
формирование социокультурной компетенции посредством изучения
национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть
следующими умениями:
умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в
ходепостроения собственных высказываний;
умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой
страноведческойтематики по различным аспектам национальной культуры;
умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в
различныхмероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
умением извлекать страноведческую информацию из различного рода
письменныхисточников;
умением находить нужную страноведческую информацию для устных
выступлений;
умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое
отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
Формы и режим занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не
утомительной для школьника. Различные творческие задания будут
способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный
материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с
электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями,
создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии
школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный
материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и
письменной. Таким образом, данная программа основывается на
«коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у
детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе
5
общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся
сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно
использовать
следующие
формы
реализации
программы:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у
обучающихсясоциокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной
страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих
стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной
проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки:
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1
полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации программы курса
внеурочной деятельности является промежуточное и итоговое тестирование.
Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на
открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных
конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
входной
текущий
6
итоговый.
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения
знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе,
поддерживать уверенность в собственных силах.
Содержание курса:
8 класс «Великобритания»
№ п\п
Разделы, темы
Количество часов
1.
Правительство Великобритании
7 часов
2.
Образование в Великобритании
8 часов
3.
Спорт в Великобритании
9 часов
4.
Культура, традиции и обычаи Великобритании
10 часов
ИТОГО
34 часа
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный
результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются
следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих
предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание
страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих
странах, текстовый материал;
– общеучебный
компонент:
учебно-организационные,
интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
учебно-
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому
положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе
жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения
жителей
англоговорящих
стран,
социокультурные
различия,
лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и
подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с
концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география,
английский язык-история, английский язык– информатика, английский языклитература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести
7
целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и
примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать,
переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является
коммуникативная направленность, каждое занятие строится на
использовании разнообразных видов учебно
– познавательной деятельности, самостоятельности. При организации
занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы
(создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить
индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять
личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное
взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится
методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют
познавательную активность учащихся.
Формы занятий:
·
·
·
·
·
·
·
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
·
самопрезентации.
·
словесный;
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
·
·
·
·
·
наглядный;
практический;
метод контроля;
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
·
творческий метод.
·
схемы;
Дидактический материал:
·
·
·
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
8
Техническое оснащение занятий:
·
·
·
проигрыватель для компакт-дисков;
компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
·
проектор.
·
выступления детей на открытых мероприятиях;
Формы подведения итогов:
·
·
·
·
·
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция
Тематическое планирование
8 класс «Великобритания»
№ № Тема
п\п п\п
Тема №1. Правительство
Великобритании.
1.
1.
Давайте посетимпарламент!
2.
2.
Палата лордов.
3.
3.
Палата общин.
4.
4.
5.
5.
Корона: королева Елизавета
2.
6.
6.
В гостях у королевской семьи.
7.
7.
Суды Великобритании.
Виды
деятельности
просмотр
презентации
Тема № 2. Образование в
Великобритании.
9
7 часов
1
чтение
страноведчес-
1
работа с
интернет
ресурсами.
1
просмотр
презентации
1
учимся составлять
монологические
высказывания.
1
ких текстов.
В гостях у королевской семьи.
Кол-вочасов
ученики готовят
сообщения
1
аудирование
текста .
1
8 часов
8.
1.
Школы и обучение.
9.
2.
Оксфорд.
10.
3.
Оксфорд.
11.
4.
Кэмбридж.
12.
5.
13.
6.
1
Написать письмодругу
о Кэмбридже.
1
Кэмбридж.
Создать презентацию
потеме.
1
Хастингс.
чтение
страноведчес-
1
аудирование
текста .
1
Экзамены и сертификаты.
15.
8.
Школьная форма иформа в
университетах.
17.
Аудирование
текста.
Текста.
1
7.
1.
1
просмотр
презентации
14.
16.
Чтение
страноведческого
Тема №3. Спорт в
Великобритании.
ких текстов.
работа с
интернет
ресурсами.
1
9 часов
Футбол. Давайтепоиграем!
Работа в группах.
1
2.
Крикет.
самопрезентации.
1
19.
4.
Катание на лошадях.
1
20.
5.
Парусный видспорта.
Составляем
диалоги.
18.
3.
Рэгби.
21.
6.
Теннис.
22.
7.
Керлинг.
23.
8.
Поло.
работа с
интернет
ресурсами.
1
чтение
страноведчес-
1
использование
интернет ресурсов.
просмотр фильмао
Уимбильдоне.
1
просмотр
презентаций.
1
ких текстов.
работа в группах.
10
1
24.
9.
Экстремальныевиды
спорта.
чтение текстов
просмотр
презентаций.
1
10 часов
Тема № 4. Культура, традиции
и обычаиВеликобритании.
25.
1.
Хэллоуин.
26.
2.
Рождество.
27.
3.
День СвятогоВалентина.
28.
4.
Фестиваль кельтской музыки и
культуры.
29.
5.
День святого
30.
6.
31.
7.
1
создание творческих
работ
1
изготовление открыток
с поздравлениями.
1
Прослушивание
музыкальных
произведений.
1
презентации
1
Уимблдонский теннисный
турнир.
использование
интернет ресурсов.
1
День Гая Фокса.
чтение
страноведчес-
1
просмотр фильмао
музеях Лондона.
1
просмотр отрывка из
пьесы
1
Патрика.
ких текстов.
32.
8.
Музеи и библиотеки.
33.
9.
Театры.
34.
10.
Спектакль – концерт по
традициям Великобритании
1
защита творческих
работ
ИТОГО
34 часа
Содержание курса:
9 класс «США»
№ п\п
Разделы, темы
Количество часов
1.
Правительство США
7 часов
2.
Образование в США
8 часов
11
3.
Спорт в США
9 часов
4.
Культура, традиции и обычаи США
10 часов
ИТОГО
34 часа
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный
результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются
следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих
предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание
страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих
странах, текстовый материал;
– общеучебный
компонент:
учебно-организационные,
интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
учебно-
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому
положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе
жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения
жителей
англоговорящих
стран,
социокультурные
различия,
лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и
подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с
концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география,
английский язык-история, английский язык– информатика, английский языклитература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести
целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и
примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать,
переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является
коммуникативная направленность, каждое занятие строится на
использовании разнообразных видов учебно
– познавательной деятельности, самостоятельности. При организации
занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы
(создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить
индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять
личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное
взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится
методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют
познавательную активность учащихся.
12
Формы занятий:
·
·
·
·
·
·
·
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие;
·
самопрезентации.
·
словесный;
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
·
·
·
·
·
наглядный;
практический;
метод контроля;
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
·
творческий метод.
·
схемы;
Дидактический материал:
·
·
стенды;
плакаты;
·
словари, энциклопедии.
·
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
Техническое оснащение занятий:
·
·
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
·
проектор.
·
выступления детей на открытых мероприятиях;
Формы подведения итогов:
·
·
·
·
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
13
·
школьная конференция
Тематическое планирование
9 класс
№
п\п
1.
№ Тема
п\п
Тема №1.
Правительство
США.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
Давайте посетим
Белый Дом!
просмотр
презентации
Кол-вочасов
7 часов
1
чтение страноведчес-
1
Демократы.
работа с интернет
-ресурсами.
1
4.
Президент.
1
5.
5.
Сенаторы.
ученики готовят
сообщения
6.
6.
Конституция США.
7.
7.
Верховный суд.
8.
1.
9.
Республиканцы.
Виды
деятельности
Тема № 2.
Образование в
США.
ких текстов.
просмотр
презентации
1
аудированиетекста .
1
учимся составлять
монологические
высказывания.
1
8 часов
Школы и обучение.
Чтение страноведческого
1
2.
Гарвард.
Аудированиетекста.
1
10.
3.
4.
просмотр
презентации
1
11.
Выпускники
Гарварда.
8 университетов
Лиги Плюща.
Текста.
Написать письмодругу.
14
1
12.
5.
Уровень
грамотности.
Создать презентацию
потеме.
1
13.
6.
Дополнительные науки чтение страноведчес( энвироника).
ких текстов.
1
14.
7.
Экзамены и
аудирование
1
15.
8.
Школьная форма и
форма в
университетах.
работа с интернет
ресурсами.
1
16.
1.
17.
2.
19.
4.
20.
5.
21.
6.
22.
23.
18.
24.
3.
сертификаты.
Тема №3. Спорт в
США.
текста .
9 часов
Гандбол. Давайте
поиграем!
Работа в группах.
1
Бейсбол.
Хоккей на траве.
самопрезентации.
работа с интернет
ресурсами.
1
Катание на
лошадях.
Составляем
диалоги.
1
1
чтение страноведчес-
1
Теннис.
использование
интернет ресурсов.
просмотр фильма.
1
7.
Керлинг.
1
8.
Поло.
просмотр
презентаций.
чтение текстов
1
9.
Парусный вид
спорта.
Экстремальные
виды спорта.
ких текстов.
работа в группах.
10 часов
Тема № 4. Культура,
традиции и обычаи
США.
25.
1.
Хэллоуин.
26.
2.
Рождество.
1
просмотр
презентаций.
создание творческих
работ
15
1
1
27.
3.
День Святого
Валентина.
изготовление открыток
с поздравлениями.
1
28.
4.
Фестиваль рок
музыки и культуры.
1
29.
5.
презентации
1
30.
6.
День святого
Патрика.
Прослушивание
музыкальных
произведений.
Уимблдонский
теннисный турнир.
использование
интернет ресурсов.
1
31.
7.
День Гая Фокса.
чтение страноведчес-
1
32.
8.
Музеи и
библиотеки.
просмотр фильмао
музеях Нью- Йорка.
1
33.
9.
Театры.
1
34.
10.
Спектакль –
концерт по
традициям США
просмотр отрывка из
пьесы
ких текстов.
1
защита творческих работ
ИТОГО
34 часа
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов,
издательство
«Лицей», 2015г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова.
(Москва,издательство «Менеджер», 2016г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова.
(Москва,Иностраный язык, издательство «Оникс», 2014г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский. ( СанктПетербург,издательство «Каро», 2012г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б.
Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2014г.)
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь Великобритания.- М: Айрис Пресс;
Рольф, 2017.
Ощепкова В.В. , Шустелина И.И. О Британии кратко.- М: Иностранный
язык, Оникс,
2016.
Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах.- М: Высшая
школа, 2017.
16
·
·
·
Смирнов А.В. Все о себе – М:Ин. Яз. , 2015.
Томахин Г.Д.По англоязычным странам. - М : Просвещение,2012.
Шереметьева А. В. Английский язык . Страноведческий справочник.Саратов: Лицей ,
2018.
17