Сложные вопросы обществознания для обучающихся 9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области‌‌
‌Управление образования Администрации
Североуральского городского округа‌​
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

от «29» августа 2024г.

от «29» августа 2024г.

протокол педсовета №1

приказ № 214-ос

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Сложные вопросы обществознания»
Для обучающихся 9-х классов

Североуральск 2024

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Предметные:
Обучающийся научится объяснять
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Обучающийся получит возможность
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по
заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Тема 1. Человек и общество (6 часов)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра,
учение). Человек и его ближайшее окружение.Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры (5 часов)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного
общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.Решение ситуативных
задач.
Тема 3. Экономика (8 часов)
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и
собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов
и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом
возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления (4 часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим.
Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское
общество и правовое государство.
Тема 6. Право (6 часов)
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная
система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина
в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право
на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.Решение заданий различных типов
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной; лекции, практикумы, выступления с докладом, семинар, тренинг,
дискуссия, деловая игра.
Виды деятельности: анализ документа, критическое осмысление текста, дискуссия, тестирование.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Наименование раздела

Наименование темы

Введение в курс
Человек и общество

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА
Человек. Личность. Индивидуальность.
Деятельность человека, ее основные виды
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
Глобальные проблемы человечества
Решение ситуативных задач по теме «Человек и общество»
Формы и разновидности культуры. Культура народная, элитарная, массовая
Наука и образование. Особенности современной науки
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества.
Решение ситуативных задач по теме «Сфера духовной культуры»
Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности.
Рыночные отношения. Спрос и предложение
Роль государства в экономике. Государственный бюджет.
Налоги, их виды и функции
Ценные бумаги. Деньги, их функции Инфляция.
Решение ситуативных задач по теме «Экономика»
Социальная система. Социальные статусы и роли
Социальная дифференциация Социальные группы (касты, сословия, классы).
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальное государство. Социальная политика государства.
Решение ситуативных задач по теме «Социальная сфера общества»
Решение задач по теме «Признаки, функции и формы государства. Формы государства.
Политическая идеология»

Сфера духовной культуры

Экономика

Социальная сфера

Сфера политики и
социального управления

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Право

Итого

Решение задач по теме «Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства».
Решение задач по теме «Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.»
Человек в политической жизни.
Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и
уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Решение заданий различных типов

1
1
1
1
1
1
1
2
34

4. СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить
эффективность обучения по программе, помогает обучающимся, родителям (законным представителям), педагогам увидеть результаты обучающихся,
что создает хороший психологический настрой в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося.
Оценка результативности внеурочной деятельности осуществляется через:
– участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня;
– создание презентаций, проектов, газет, листовок;
– подготовка к ОГЭ по обществознанию, знакомство с КИМами по предмету, выполнение диагностических работ по предмету с целью
определения уровня подготовки к ОГЭ.

Литература:

5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.

«Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2019;

3.

Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009

2.

Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
·
·
·
·

http://www.fipi.ru– Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru– Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.vesbook.ru- Официальный информационные портал единого государственного экзамена
http://www.consultant.ru/-Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».