МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
от «29» августа 2024г.
от «29» августа 2024г.
протокол педсовета №1
приказ № 214-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Художественное слово»
Для обучающихся 5-х классов
Североуральск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика
показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию
и от него к выразительному чтению. Выразительное чтение в условиях
школы есть художественное чтение. Художественное чтение является
исполнительским искусством, задача которого – превратить слово
написанное в слово звучащее. Ясная и правильная передача мыслей автора первая задача выразительного чтения. Настоящая программа позволяет
показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у
учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи,
совершенствовать свою речь. Без хорошего владения словом, невозможна
никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на
занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие
речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
На основе познания и осмысления многовекового человеческого опыта
у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются
коммуникативные навыки, растет творческий потенциал.
Программа курса «Художественное слово» для обучающихся 5 классов
составлена на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программевоспитания.
Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся
через развитие устойчивого интереса и воспитание любви к чтению
художественной литературы для более глубокого понимания литературного
произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи:
Воспитательные:
· воспитывать
у детей художественный вкус, чувства
прекрасного;
· воспитывать чувства коллективизма, гражданственности и
патриотизма;
· воспитывать толерантность, чувство ответственности.
Развивающие:
· развивать устойчивый интерес к изучению родного языка и
литературы, раскрытию секретов текста, более глубокому
пониманию литературных произведений;
· развивать духовные потребности будущих граждан нашей
страны.
Обучающие:
· научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в
нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит
выработать у них высокую коммуникативную, языковую,
лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;
· приобщать ребят к творчеству, развивать их творческие
способности;
· научить владеть нормами литературного языка.
Общее число часов курса внеурочной деятельности в 5 классе – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Работа с дикцией
Работа над дикцией осуществляется в двух направлениях: с одной стороны,
выполняются социальные произносительные упражнения, другой – организуется
грамотное с точки зрения дикции чтение текстов «Книг для чтения».
Первое направление: Произносительные упражнения, развивающие
гибкость и подвижность речевого аппарата детей, обучающие четкому
артикулированию всех звуков, предполагают элементарное знакомство учащихся
с физиологией произношения. Достаточно ограничиваться указаниями на
положение языка, губ, нижней челюсти. Подобная работа на уроках не вызывает
затруднений, потому что детям требуется лишь осознать уже привычные для них
движения органов речи. Интерес же детей школьного возраста к процессу
артикулирования весьма значителен.
Второе направление: Невозможно повысить культуру звучащей речи
учащихся, если требования отчетливости и правильности произношения будут
соблюдаться лишь во время тренировочных упражнений и игнорироваться при
самостоятельном чтении детей. Воспитание у школьников ясной, четкой дикции
связано с формированием такой стороны навыка чтения, как правильность.
Умение читать грамотно, внятно, отчетливо включается в минимальный объем
так называемых технических условии, без соблюдения которых выразительность
речи может потерпеть значительный ущерб.
Работа с эмоциями
Развитие эмоциональной сферы: представление о языке эмоций как знаках,
подаваемых человеком о себе; знание о средствах выражения различных
эмоциональных состояний; понимание ребенком значения эмоциональной
окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют
отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умения
регулировать свои отрицательные эмоции.
Развитие коммуникативных способностей: обучение этически ценным
формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми,
способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования
умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего миа
ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение
чувства психологической защищенности.
Работа с литературными произведениями
Привлечение детей к чтению литературы и анализу прочитанных
произведений. Владение осознанного, правильного, беглого и выразительного
чтения как базовым навыком в системе образования младших школьников,
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
приобретения умения работать с разными видами информации; развитие
художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками
работыс учебными научно-познавательными текстами.
Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта
школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Публичные выступления
Особенности публичного выступления. Подготовка выступления. Текст речи.
Сокращенная фиксация будущей речи: конспект, тезисы, план. Репетиция.
Стержневая идея. Объем выступления. Техника выступления. Вступление. Роль
первых слов. Привлечение внимания и интереса. Паузаперед началом выступления.
Основная часть выступления. Методы изложения материала. Цифровой материал.
Речевой инструмент. Шутки. Наглядный материал. Поза. Руки. Одежда. Жесты.
Дыхание. Визуальный контакт. Заключительное слово. Психологические факторы
публичной речи. Привлечение и удержание внимания.
Определение стержневой идеи выступления, ее варьирование для повторения и
лучшего
усвоения
слушателями.
Подбор
точного,
выразительного,
заинтересовывающего названия выступления. Выделение ключевых слов в готовом
фрагменте выступления. Написание и исполнение текста небольшого выступления
на основе цепочки ключевых слов. Редактирование плана выступления,
содержащего логические ошибки. Сопоставление различных форм сокращенной
записи одной и той же речи (плана, тезисов, конспекта). Свертывание
предварительно подготовленного выступления с учетом изменения регламента.
Использование в начале высказывания «зацепляющих крючков» - приемов
привлечения внимания и интереса (начальной паузы, постановки вопросов, яркой
иллюстрации, эпизода, юмористического замечания, цитирования и др.)
Использование эффективных приемов построения заключительной части речи
(резюмирования, показа перспектив, призыва к действию и др.). Озвучиваниеодной
и той же фразы в различной тональности (мажорной или мрачной; просительной,
предостерегающей или сердитой). Составление и произнесение микротекстов на
предложенную тему с определенной эмоциональной интонацией.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные умения:
· осознавать значимость чтения для личного развития;
· формировать потребность в систематическом чтении;
· использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
· уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации;
Регулятивные умения:
· уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· уметь самостоятельно работать с новым произведением;
· уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
· уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои
результаты.
Познавательные учебные умения:
· прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
· отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
· составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· пользоваться словарями, справочниками,
энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
· участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
· оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
· высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
· участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
·
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Универсальные учебные действия:
· находить книгу в открытом библиотечном фонде;
· выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
· сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
· формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и
героях;
· характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
· сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
· слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
·
пользоваться аппаратом книги;
· овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
ИТОГО:
Тема
Форма
Модуль 1. Работа с дикцией (10 ч.)
Для чего нужна речь. Работа с дикцией Беседа, упражнения
Дыхание. Дыхательные упражнения
Разучивание
упражнений
Скороговорки
Игра
Загадки
Игра
Считалки
Игра
Модуль 2. Работа с эмоциями (8 ч.)
Мимика и жесты в устной речи
Беседа, игра
Роль эмоций в речи
Игра
Речевые роли
Инсценировка
Развитие фантазии и воображения
Упражнения,
работа в командах
Модуль 3. Работа с литературными произведениями (8
ч.)
Какие книги мне нравятся?
Беседа
Живые картинки
Инсценировка
Логика речи. Ролевая игра по сказке
Игра
«Колобок»
Своя игра «Литературная гостиная»
Игра, конкурс, работа в
командах
Модуль 4. Публичные выступления (8 ч.)
Упражнения на предлагаемые
Упражнения
обстоятельства
Навыки самопрезентации и работы с
Упражнения, работа в
публикой
командах
Инсценировка литературного
Инсценировка
произведения
Кол-во часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
34 часа
Система представления результатов обучающихся
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным
компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить
эффективность обучения по программе, помогает обучающимся, родителям
(законным представителям), педагогам увидеть результаты обучающихся, что
создает хороший психологический настрой в коллективе и повышает
самооценку самого обучающегося.
Оценка результативности внеурочной деятельности осуществляется через:
– участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, конференциях
различного уровня;
– создание презентаций, проектов, газет, листовок, выставки творческих
работ;
– выступление на школьных и внешкольных мероприятиях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Используемые учебные пособия:
1. Турсунова, Ирина Анатольевна. Художественное слово / И. А. Турсунова. —
Москва :МГИК. 2021г.
Дополнительная литература:
1. Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992 г.
2. Ершов П.М.. Режиссура как практическая психология - М.., 1972 г.
3. Корогодский З.Я. Первый год. Начало. - М.:Сов.Россия, 1971г. Б-ка “В
помощь худож.самодеятельности”
4. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
5. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. –Л., 1984.
6. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - М., 1978.
7. Гукова В.И. и др. Сценическая речь: /Работа над текстом/ Уч. пособие - М.,
МГИК, 1986
8. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным. –М., 1976.
9. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977 г.
10. Комякова Г. Слово в драматическом театре. –М., 1974.
11. Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. –М., 1986.
12. Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для
театральныхинститутов и реж. отд. институтов культуры. М.:Искусство, 1981
13. Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. - М., 1986 г.
14. Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
15. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976 г.