Функциональная грамотность: естественные науки

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области‌‌
‌Управление образования Администрации
Североуральского городского округа‌​
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

от «29» августа 2024г.

от «29» августа 2024г.

протокол педсовета №1

приказ № 214-ос

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность: Естественные науки»
для обучающихся 7 классов

Североуральск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ"
Программа учебного предмета по химии для 7 классов составлена на
основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования, программы по химии О. С. Габриеляна (О. С.

Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков «Примерная программа курса

химии для 7 класса» — М. : Просвещение, 2020). а также на основе

федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации.

Обновление школьного образования, в том числе химического,

направлено

на

создание

оптимальных

условий

для

удовлетворения

потребностей каждого ученика, для формирования его всестороннего
интереса, для развития человека с новым уровнем сознания, активно

участвующего в преобразовании мира, способного к самооценке и
критическому мышлению. Содержание курса химии как учебного предмета
формируется, исходя из общих целей образования, воспитания и развития

личности, включающих формирование научных взглядов на природу и
общество, ценностных социально-значимых ориентаций, привитие гуманных
взглядов на окружающую действительность.

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют

рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в
повседневной жизни. Главной проблемой в преподавании химии является

перегруженность курса основной школы. Решить эту проблему можно с
помощью пропедевтического курса. Необходимость его введения вызвана
несколькими причинами:

- сложностью программного материала;

- сокращением количества учебных часов;

- уменьшением количества химического эксперимента на уроках;

- искажением знаний школьников, почерпнутых из средств массовой
информации ещё до знакомства с предметом «Химия».

Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки

обучения

обучающихся

основам

функциональной

грамотности,

курса

конвергентно

направленного на подготовку к выбору будущей профессии и жизни в
современном

обществе.

Содержание

является

ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых

для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и
современных технологий.

Пропедевтический курс химии хотя и носит общекультурный характер

и не ставит задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее

позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
Для

достижения

образовательных

результатов

на

основе

системно-

деятельностного подхода, который является одним из основных механизмов
реализации ФГОС ООО, можно использовать технологию деятельностного

метода (ТДМ) — педагогический инструментарий учителя, способствующий

включению учащихся в учебную деятельность на основе метода рефлексивной
самоорганизации для усвоения глубоких и прочных знаний по предмету.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования обучающиеся должны овладеть
такими познавательными учебными действиями, как:
- умение формулировать проблему и гипотезу,

- ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения

поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и
умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения.

Кроме этого, обучающиеся должны овладеть приемами, связанными с

определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе

обучающиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им

достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных
результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета

в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие
содержательные линии предмета:

- вещество - знания о составе и строении веществ, их важнейших

физических и химических свойствах, биологическом действии;

- химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются

химические

процессами;

свойства

веществ,

способах

управления

химическими

- применение веществ — знания и опыт практической деятельности с

веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни,
широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

- язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в

которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их
названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а

также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и
обратно.

ЦЕЛИ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ"
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета: подготовить учащихся к изучению нового,

серьёзного учебного предмета «Химия» и разгрузить, насколько это возможно,
курс химии основной школы; сформировать устойчивый познавательный
интерес к химии, показать яркие, занимательные, эмоционально-насыщенные

эпизоды становления и развития химии; отработать те предметные знания,
умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для

решения расчётных задач по химии), на которые не хватает времени при
изучении химии в 8 и 9 классах; интегрировать знания по предметам

естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины
«Химия».

Задачи учебного предмета:

- углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
сформировать
умение
применять
соответствующие
естественнонаучные знания для объяснения явления;
- сформировать умение распознавать, использовать и создавать
объяснительные модели и представления;
- сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о
протекании процесса или явления;
- сформировать умение объяснять принцип действия технического
устройства или технологии;
- сформировать умение распознавать и формулировать цель данного
исследования; сформировать умение предлагать или оценивать способ
научного исследования данного вопроса;
- сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и
предлагать способы их проверки;
- сформировать умение описывать и оценивать способы, которые
используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность
объяснений;
- сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы;
- сформировать умение преобразовывать одну форму представления
данных в другую;
- сформировать умение распознавать допущения, доказательства и
рассуждения в научных текстах;
-сформировать умение оценивать c научной точки зрения аргументы и
доказательства из различных источников. Промежуточная аттестация
проводится в соответствии с учебным планом в форме контрольной работы,
согласно графику.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики,
биологии, экологии, математики. Согласно утвержденному Учебному плану

школы на изучение пропедевтического курса химии в 7-х классах отведен 1
час в неделю, всего – 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ"
7 КЛАСС
Химия в центре естествознания
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения

естествознания. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники

безопасности при работе в химическом кабинете. Правила работы с
нагревательными приборами.

Моделирование. Химическая символика.

Химия и физика: универсальный характер положений молекулярно-

кинетической теории, агрегатные состояния вещества.

Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии.
Математика в химии

Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля

химического элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси.
Объемная доля компонента газовой смеси. Массовая доля вещества в
растворе. Массовая доля примесей.

Явления, происходящие с веществами
Разделение

смесей:

фильтрование,

адсорбция,

Химические реакции. Признаки химических реакций.
Рассказы по химии

дистилляция.

Выдающиеся русские ученые химики. Мое любимое химическое

вещество

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- в ценностно ориентационной сфере — чувство гордости за российскую

химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение

управлять своей познавательной деятельностью;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления
деятельности;

осознанного

выбора

в

учебной

и

познава

тельной

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить

логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать ин дивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования

информационно коммуникационных технологий;

- формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать понимать:

- химическую символику знаки химических элементов, формулы

химических веществ и уравнения химических реакций;

- основные химические понятия химический элемент, атом, молекула,

относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и
объемная доли, химическая реакция; уметь
называть:

химические элементы;

определять: состав веществ по их формулам;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы

основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую
долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих
понятий;

- использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на

организм

человека;

критической

оценки

информации

о

веществах,

используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

7 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Химия в центре
естествознания

11

0

1

Явления,
происходящие с
веществами

10

1

2

9

1

1

4

0

0

34

2

4

Математика в химии

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
№
п/п

1
2

3

4
5
6
7
8

Количество часов
Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

Практическая работа
№ 1 «Знакомство с
лабораторным
оборудованием».
Правила техники
безопасности при
работе в химическом
кабинете.

1

0

1

Химические знаки и
формулы

1

0

0

1

0

0

Химические знаки и
формулы

1

0

0

Положения
молекулярно –

1

0

0

1

0

0

Тема урока

Инструктаж по ТБ.
Химия как часть
естествознания.
Предмет химии
Методы изучения
естественных наук

Моделирование

Химия и физика.

Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

кинетической теории.
9
10
11
12
13
14
15

16

17

18
19

Агрегатные состояния
веществ

1

0

0

Химия и география
Химия и биология

1

0

Относительные
атомная и
молекулярная массы

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

Массовая доля
химического элемента
в сложном веществе
Чистые вещества и
смеси

Объёмная доля
компонентов газовой
смеси

Решение задач на
вычисление массовой
доли элемента в
веществе.

Решение задач на
определение объёмной
доли газа в смеси
Массовая доля
вещества в растворе.
Решение расчётных
задач.

Практическая работа

0

0

№ 2 «Массовая доля
вещества в растворе».
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31

Практическая работа
№ 2 «Массовая доля
вещества в растворе».

1

0

0

1

1

0

Практическая работа
№ 3 «Разделение
смесей»

1

0

1

Фильтрование
Адсорбция

1

0

Дистилляция

1

0

1

0

0

Контрольная работа №
1 «Математика в
химии»

Химические реакции.

Условия протекания и
прекращения
химических реакций.
Признаки химических
реакций
Практическая работа
№ 4 «Признаки
химических реакций»

Контрольная работа №
2 «Явления,
происходящие с
веществами»
Выдающиеся русские

1

0
0

0
0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

учёные – химики:
М.В.Ломоносов,
Д.И.Менделеев,
А.М.Бутлеров.
32
33
34
35

Учебный мини-проект
«Моё любимое
химическое вещество»
Учебный мини-проект
«Моё любимое
химическое вещество»
Подведение итогов
учебного года

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

34

2

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».