МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
от «29» августа 2024г.
от «29» августа 2024г.
протокол педсовета №1
приказ № 214-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность: Естественные науки»
для обучающихся 7 классов
Североуральск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ"
Программа учебного предмета по химии для 7 классов составлена на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, программы по химии О. С. Габриеляна (О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков «Примерная программа курса
химии для 7 класса» — М. : Просвещение, 2020). а также на основе
федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации.
Обновление школьного образования, в том числе химического,
направлено
на
создание
оптимальных
условий
для
удовлетворения
потребностей каждого ученика, для формирования его всестороннего
интереса, для развития человека с новым уровнем сознания, активно
участвующего в преобразовании мира, способного к самооценке и
критическому мышлению. Содержание курса химии как учебного предмета
формируется, исходя из общих целей образования, воспитания и развития
личности, включающих формирование научных взглядов на природу и
общество, ценностных социально-значимых ориентаций, привитие гуманных
взглядов на окружающую действительность.
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют
рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в
повседневной жизни. Главной проблемой в преподавании химии является
перегруженность курса основной школы. Решить эту проблему можно с
помощью пропедевтического курса. Необходимость его введения вызвана
несколькими причинами:
- сложностью программного материала;
- сокращением количества учебных часов;
- уменьшением количества химического эксперимента на уроках;
- искажением знаний школьников, почерпнутых из средств массовой
информации ещё до знакомства с предметом «Химия».
Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки
обучения
обучающихся
основам
функциональной
грамотности,
курса
конвергентно
направленного на подготовку к выбору будущей профессии и жизни в
современном
обществе.
Содержание
является
ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых
для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и
современных технологий.
Пропедевтический курс химии хотя и носит общекультурный характер
и не ставит задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее
позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
Для
достижения
образовательных
результатов
на
основе
системно-
деятельностного подхода, который является одним из основных механизмов
реализации ФГОС ООО, можно использовать технологию деятельностного
метода (ТДМ) — педагогический инструментарий учителя, способствующий
включению учащихся в учебную деятельность на основе метода рефлексивной
самоорганизации для усвоения глубоких и прочных знаний по предмету.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования обучающиеся должны овладеть
такими познавательными учебными действиями, как:
- умение формулировать проблему и гипотезу,
- ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения
поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и
умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения.
Кроме этого, обучающиеся должны овладеть приемами, связанными с
определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе
обучающиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им
достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных
результатов.
Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета
в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие
содержательные линии предмета:
- вещество - знания о составе и строении веществ, их важнейших
физических и химических свойствах, биологическом действии;
- химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются
химические
процессами;
свойства
веществ,
способах
управления
химическими
- применение веществ — знания и опыт практической деятельности с
веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни,
широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
- язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в
которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их
названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а
также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и
обратно.
ЦЕЛИ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ"
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета: подготовить учащихся к изучению нового,
серьёзного учебного предмета «Химия» и разгрузить, насколько это возможно,
курс химии основной школы; сформировать устойчивый познавательный
интерес к химии, показать яркие, занимательные, эмоционально-насыщенные
эпизоды становления и развития химии; отработать те предметные знания,
умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для
решения расчётных задач по химии), на которые не хватает времени при
изучении химии в 8 и 9 классах; интегрировать знания по предметам
естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины
«Химия».
Задачи учебного предмета:
- углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
сформировать
умение
применять
соответствующие
естественнонаучные знания для объяснения явления;
- сформировать умение распознавать, использовать и создавать
объяснительные модели и представления;
- сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о
протекании процесса или явления;
- сформировать умение объяснять принцип действия технического
устройства или технологии;
- сформировать умение распознавать и формулировать цель данного
исследования; сформировать умение предлагать или оценивать способ
научного исследования данного вопроса;
- сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и
предлагать способы их проверки;
- сформировать умение описывать и оценивать способы, которые
используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность
объяснений;
- сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы;
- сформировать умение преобразовывать одну форму представления
данных в другую;
- сформировать умение распознавать допущения, доказательства и
рассуждения в научных текстах;
-сформировать умение оценивать c научной точки зрения аргументы и
доказательства из различных источников. Промежуточная аттестация
проводится в соответствии с учебным планом в форме контрольной работы,
согласно графику.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики,
биологии, экологии, математики. Согласно утвержденному Учебному плану
школы на изучение пропедевтического курса химии в 7-х классах отведен 1
час в неделю, всего – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ"
7 КЛАСС
Химия в центре естествознания
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения
естествознания. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете. Правила работы с
нагревательными приборами.
Моделирование. Химическая символика.
Химия и физика: универсальный характер положений молекулярно-
кинетической теории, агрегатные состояния вещества.
Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии.
Математика в химии
Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля
химического элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси.
Объемная доля компонента газовой смеси. Массовая доля вещества в
растворе. Массовая доля примесей.
Явления, происходящие с веществами
Разделение
смесей:
фильтрование,
адсорбция,
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Рассказы по химии
дистилляция.
Выдающиеся русские ученые химики. Мое любимое химическое
вещество
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- в ценностно ориентационной сфере — чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение
управлять своей познавательной деятельностью;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
деятельности;
осознанного
выбора
в
учебной
и
познава
тельной
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить
логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать ин дивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать понимать:
- химическую символику знаки химических элементов, формулы
химических веществ и уравнения химических реакций;
- основные химические понятия химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и
объемная доли, химическая реакция; уметь
называть:
химические элементы;
определять: состав веществ по их формулам;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы
основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую
долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих
понятий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм
человека;
критической
оценки
информации
о
веществах,
используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Химия в центре
естествознания
11
0
1
Явления,
происходящие с
веществами
10
1
2
9
1
1
4
0
0
34
2
4
Математика в химии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество часов
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
1
0
0
Практическая работа
№ 1 «Знакомство с
лабораторным
оборудованием».
Правила техники
безопасности при
работе в химическом
кабинете.
1
0
1
Химические знаки и
формулы
1
0
0
1
0
0
Химические знаки и
формулы
1
0
0
Положения
молекулярно –
1
0
0
1
0
0
Тема урока
Инструктаж по ТБ.
Химия как часть
естествознания.
Предмет химии
Методы изучения
естественных наук
Моделирование
Химия и физика.
Всего
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
кинетической теории.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Агрегатные состояния
веществ
1
0
0
Химия и география
Химия и биология
1
0
Относительные
атомная и
молекулярная массы
1
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
1
Массовая доля
химического элемента
в сложном веществе
Чистые вещества и
смеси
Объёмная доля
компонентов газовой
смеси
Решение задач на
вычисление массовой
доли элемента в
веществе.
Решение задач на
определение объёмной
доли газа в смеси
Массовая доля
вещества в растворе.
Решение расчётных
задач.
Практическая работа
0
0
№ 2 «Массовая доля
вещества в растворе».
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Практическая работа
№ 2 «Массовая доля
вещества в растворе».
1
0
0
1
1
0
Практическая работа
№ 3 «Разделение
смесей»
1
0
1
Фильтрование
Адсорбция
1
0
Дистилляция
1
0
1
0
0
Контрольная работа №
1 «Математика в
химии»
Химические реакции.
Условия протекания и
прекращения
химических реакций.
Признаки химических
реакций
Практическая работа
№ 4 «Признаки
химических реакций»
Контрольная работа №
2 «Явления,
происходящие с
веществами»
Выдающиеся русские
1
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
1
1
1
0
1
0
0
учёные – химики:
М.В.Ломоносов,
Д.И.Менделеев,
А.М.Бутлеров.
32
33
34
35
Учебный мини-проект
«Моё любимое
химическое вещество»
Учебный мини-проект
«Моё любимое
химическое вещество»
Подведение итогов
учебного года
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
34
2
4