МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
от «29» августа 2024г.
от «29» августа 2024г.
протокол педсовета №1
приказ № 214-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность: естественно-научная грамотность»
для обучающихся 8-х классов
Североуральск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Одним из эффективных приемов, направленных на формирование
функциональной
грамотности
школьников,
является
читательская
грамотность и естественно-научная грамотность на занятиях по химии, а
также решение практико-ориентированных задач.
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни, продумывать практические задачи.
Читательскую грамотность, как и математическую, и языковую,
начинают формировать в начальной школе, а в последующих классах идет ее
совершенствование, к 8 классу читательская грамотность по химии
необходима для полноты понимания учебного материала.
Естественно-научная грамотность и в ее рамках – химическая
грамотность - это способность грамотно использовать естественнонаучные
(химические) знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы,
необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих
решений по применению знаний.
Практико-ориентированный подход — подход, предполагающий
ориентацию содержания педагогического образования на актуальные
потребности педагогической практики.
Базовый учебный план предусматривает изучение курса химии по 2 часа
в неделю в 8 – 9 классах и по 1-2 часу в 10 – 11 классах. Данный объем часов
не достаточен для реализации основного общего образования по химии.
Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том,
что у учителя практически не остается времени для отработки навыков
решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических
знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически
мыслить.
Решение задач – признанное средство развития логического мышления
учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приемами
образования.
Включение
разных
задач
предусматривает
перенос
теоретического материала на практику и осуществление контроля за его
усвоением,
а
учащимся
–
самоконтроля,
что
воспитывает
их
самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать
целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации
поставленных целей.
Курс «Функциональная грамотность: естественно-научная грамотность»
основного общего образования ориентирован на освоение обучающимися
системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии,
основополагающих представлений общей химии и отдельных значимых
понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе
системного подхода к её изучению. Содержание складывается из системы
понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической
реакции. Обе эти системы организованы по принципу последовательного
развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня:
- атомно-молекулярной теории как основы всего естествознания;
- Периодического закона Д.И. Менделеева как основного закона химии;
- учения о строении атома и химической связи;
- представлений об электролитической диссоциации веществ в
растворах;
- о химической кинетике и термодинамике.
В основу теоретических знаний положены эмпирически полученные
факты. Теоретические знания развиваются последовательно от одного уровня
к другому и обеспечивают обучающимся возможность объяснять и
прогнозировать свойства, строение и области практического применения
изучаемых веществ.
Освоение содержания программы происходит с использованием знаний
из ранее изученных учебных предметов: окружающий мир, биология, физика,
математика, география, технология, история.
Программа основного общего образования по химии «Функциональная
грамотность:
естественно-научная
грамотность»
ориентирована
на
сохранение фундаментального характера образования, специфики учебного
предмета и обеспечение успешного обучения на следующем уровне
образования. В программе реализуется развивающая и практическая
направленность обучения химии, дифференциация обучения, включающая
профильную подготовку обучающихся и последующее самоопределение в
выборе направления обучения в профильных классах.
Изучение химии, в рамках курса «Функциональная грамотность:
естественно-научная
грамотность»,
способствует
реализации
задач
профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности
каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие
способности при изучении учебного предмета, необходимые для продолжения
образования и дальнейшей трудовой деятельности.
Образовательные
«Функциональная
функции
грамотность:
химии,
изучаемой
в
естественно-научная
рамках
курса
грамотность»,
реализуются в процессе формирования знаний основ химической науки как
области современного естествознания, области практической деятельности
человека и одного из компонентов мировой культуры. Задача учебного
предмета «Химия в задачах и экспериментах» состоит в формировании
системы химических знаний – важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических
положений,
доступных
обобщений
мировоззренческого
характера, языка науки, в приобщении к научным методам познания при
изучении веществ и химических реакций, формировании и развитии
познавательных умений и способов деятельности и их применении в учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Изучение химии, в рамках курса «Функциональная грамотность:
естественно-научная грамотность», направлено на достижение следующих
целей:
- формирование интеллектуально развитой личности, готовой к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,
способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
-
формирование
системы
химических
знаний
как
компонента
естественно-научной картины мира, как основы для понимания химической
стороны явлений окружающего мира, освоение языка науки;
- приобщение обучающихся к самостоятельной познавательной и
исследовательской
деятельности,
к
научным
методам
познания,
формирование мотивации и развитие способностей к изучению химии;
- формирование общей функциональной и естественно-научной
грамотности, в том числе умений объяснять и оценивать явления
окружающего мира, используя знания и опыт, полученные при изучении
химии, применять их при решении проблем в повседневной жизни и трудовой
деятельности;
- развитие у обучающихся интереса к изучению химии и сферам
деятельности, связанным с химией, мотивация к осознанному выбору
соответствующего профиля и направленности дальнейшего обучения;
- осознание ценности химических знаний в жизни человека, повышение
уровня экологической культуры, неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде и здоровью людей;
- приобретение обучающимися опыта самопознания, ключевых навыков
(ключевых компетенций), необходимых для различных видов деятельности.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ГРАМОТНОСТЬ:ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
В
На изучение учебного предмета "Функциональная грамотность:
естественно-научная грамотность" отводится 1 час в 8 классе, всего 34 часа за
год обучения из части, формируемой участниками образовательных
отношений
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ:ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Химия – важная область естествознания и практической деятельности
человека. Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения об
истории возникновения и развития химии. Химия в системе наук. Тела и
вещества. Физические и химические свойства веществ.
Атомы и молекулы. Химические элементы.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.
Закон постоянства состава веществ. Определение валентности элементов по
формулам бинарных соединений и составление формул бинарных соединений
по валентности элементов. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Нахождение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества,
массы и числа структурных единиц вещества. Расчеты по формулам
химических соединений. Молярная масса смеси веществ. Мольная доля
химического элемента в соединении. Нахождение простейшей формулы
вещества по мольным долям элементов. Химические реакции.
Важнейшие представители неорганических веществ
Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность
газов. Определение относительной молекулярной массы газообразного
вещества по известной относительной плотности. Объёмные отношения газов
при химических реакциях.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов:
солеобразующие
(основные,
кислотные,
амфотерные)
и
несолеобразующие. Международная номенклатура оксидов. Тривиальные
названия оксидов. Физические и характерные химические свойства оксидов
(взаимодействие с водой, с кислотами и основаниями, с другими оксидами).
Получение оксидов.
Понятие о гидроксидах – основаниях и кислородсодержащих кислотах.
Кислоты.
Классификация
кислот.
Международная
номенклатура
и
тривиальные названия кислот. Физические и химические свойства кислот
(взаимодействие с металлами, с оксидами металлов, основаниями и солями).
Ряд активности металлов Н.Н. Бекетова. Получение кислот. Кислоты в
природе, применение важнейших кислот.
Основания. Классификация оснований: щелочи и нерастворимые
основания. Международная номенклатура оснований. Тривиальные названия
оснований. Щелочи, их свойства (взаимодействие с кислотными оксидами,
кислотами и солями) и способы получения. Нерастворимые основания, их
свойства (взаимодействие с кислотами) и способы получения. Амфотерность.
Понятие об амфотерных гидроксидах (на примере гидроксидов цинка и
алюминия): химические свойства (взаимодействие с кислотами и щелочами)
и получение.
Соли
(средние,
кислые,
основные,
двойные).
Международная
номенклатура солей. Тривиальные названия солей. Физические и характерные
химические свойства на примере средних солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Экспериментальное изучение веществ и явлений:
количественное определение содержания кислорода в воздухе;
получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода;
наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условий
возникновения и прекращения горения;
ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств;
получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода
(горение);
взаимодействие водорода с оксидом меди (II);
исследование
растворимостью;
особенностей
растворения
веществ
с
различной
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества;
приготовление растворов с определенной молярной концентрацией
растворенного вещества;
взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием);
определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов;
исследование образцов неорганических веществ различных классов;
изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты,
кислот с металлами, реакций нейтрализации;
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла
другим из раствора соли;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей;
решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева
Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции.
Электроотрицательность химических элементов. Химическая связь.
Виды химической связи: ковалентная полярная связь, ковалентная неполярная
связь, ионная связь. Механизмы образования ковалентной и ионной связи.
Электронные и структурные формулы веществ. Катионы и анионы.
Степень окисления. Определение степеней окисления атомов в
бинарных соединениях. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Составление
уравнений простых окислительно-восстановительных реакций и расстановка
в них коэффициентов методом электронного баланса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации
обучающихся.
Личностные
руководствоваться
результаты
системой
отражают
позитивных
готовность
ценностных
обучающихся
ориентаций
расширение опыта деятельности на ее основе, в том числе в части:
и
1) патриотического воспитания:
проявление ценностного отношения к отечественному культурному,
научному и историческому наследию, понимание значения химической науки
и технологии в жизни современного общества, в развитии экономики России
и своего региона;
2) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, проявление коммуникативной культуры в
разнообразной совместной деятельности;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе учебной и
внеучебной деятельности;
готовность оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
3) формирования ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и необходимые для
понимания сущности научной картины мира;
осознание ценности научного познания для развития каждого человека
и производительных сил общества в целом, роли и места науки «Химия» в
системе научных представлений о закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной и технологической средой;
познавательная мотивация и интерес к обучению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию, к исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направления и уровня дальнейшего
обучения;
4) воспитания культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости
соблюдения
правил
безопасности
при
химическими веществами в учебных и жизненных ситуациях;
обращении
с
5) трудового воспитания:
формирование ценностного отношения к трудовой деятельности как
естественной потребности человека и к исследовательской деятельности как
высоко востребованной в современном обществе;
развитие интереса к профессиям, связанным с химией, в том числе к
профессиям научной сферы, осознание возможности самореализации в этой
сфере;
6) экологического воспитания:
осознание необходимости отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; способность применять знания, получаемые при изучении
химии, для решения задач, связанных с окружающей средой; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты обучающихся, освоивших программу по
химии основного общего образования, включают:
усвоение междисциплинарных (межпредметных) понятий, отражающих
материальное единство мира и процесс познания (вещество, свойство,
энергия, явление, научный факт, закономерность, гипотеза, закон, теория,
наблюдение, измерение, исследование, эксперимент и другие);
овладение универсальными учебными действиями (познавательными,
коммуникативными,
регулятивными),
важными
для
повышения
эффективности освоения содержания учебного предмета, формирования
компетенций,
а
также
обучающихся в курсе химии;
проектно-исследовательской
деятельности
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приемы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их существенные
признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями); анализировать,
сравнивать,
обобщать,
выбирать
основания
для
классификации
и
систематизации химических веществ и химических реакций; устанавливать
причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); предлагать критерии
и выявлять общие закономерности и противоречия в изучаемых процессах и
явлениях; проводить выводы и заключения; умения применять в процессе
познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые)
модели, используемые в химии, преобразовывать модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции – при решении учебных задач; с учетом этих модельных
представлений
характеризовать
химические реакции.
изучаемые
химические
вещества
и
Базовые исследовательские действия (методы научного познания
веществ и явлений):
умения применять методы научного познания веществ и явлений на
эмпирическом и теоретическом уровнях в учебной познавательной и
проектно-исследовательской деятельности;
умения использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания и самостоятельно ставить вопросы; анализировать факты, выявлять
и формулировать проблему, определять цель и задачи, соответствующие
решению проблемы; предлагать описательную или объяснительную гипотезу
и осуществлять ее проверку; умения проводить измерения необходимых
параметров, вычисления, моделирование, наблюдения и эксперименты
(реальные и мысленные), самостоятельно прогнозировать результаты,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта,
исследования, составлять отчет о проделанной работе;
Работа с информацией:
умения ориентироваться в различных источниках информации (научно-
популярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета); анализировать информацию и критически оценивать ее
достоверность
и
непротиворечивость,
отбирать
и
интерпретировать
информацию, значимую для решения учебной задачи; умения применять
различные методы и формулировать запросы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач; использовать
информационно коммуникативные технологии и различные поисковые
системы; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие
формы); умения использовать научный язык в качестве средства работы с
химической информацией; применять межпредметные (физические и
математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру,
использовать
наглядности.
и
преобразовывать
знаково-символические
средства
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) умения общения (письменной и устной коммуникации):
представлять полученные результаты познавательной деятельности в
устных и письменных текстах; публично выступать с презентацией
результатов выполнения химического эксперимента (исследовательской
лабораторной или практической работы, учебного проекта); в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по обсуждаемой теме и высказывать идеи,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной
задачи.
2) умения учебного сотрудничества (групповая коммуникация):
участвовать в групповых формах работы: планировать организацию
совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между
членами группы; выполнять свою часть работы, координировать свои
действия с действиями других членов команды, определять критерии по
оценке качества выполненной работы; решать возникающие проблемы на
основе учета общих интересов и согласования позиций, участвовать в
обсуждении, обмене мнениями, «мозговом штурме» и других формах
взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
включает развитие самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции, в том
числе:
умения решать учебные и исследовательские задачи: самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев), планировать свою работу при решении учебной или
исследовательской задачи; на основе полученных результатов формулировать
обобщения и выводы, прогнозировать возможное развитие процессов;
анализировать результаты: соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять самоконтроль деятельности; корректировать
свою деятельность на основе самоанализа и самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по химии основного
общего образования на углубленном уровне имеют общее содержательное
ядро с предметными результатами базового уровня, согласованы между собой,
что позволяет реализовывать углубленное изучение как в рамках отдельных
классов, так и в рамках реализации индивидуальных образовательных
траекторий, в том числе используя сетевое взаимодействие организации. По
завершении реализации программы углубленного уровня обучающиеся
смогут детальнее освоить материал, овладеть расширенным кругом понятий
и методов, решать задачи более высокого уровня сложности.
Предметные результаты включают: освоение обучающимися научных
знаний, умений и способов действий, специфических для предметной области
«Химия»; основы научного мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных и реальных жизненных условиях; обеспечивают
возможность успешного обучения на следующем уровне образования.
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы
следующие предметные результаты изучения химии на углубленным уровне:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, металл, неметалл, аллотропия, простое вещество,
сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность,
относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении,
молярный объём, относительная плотность газов, оксид, кислота, основание,
соль, амфотерный оксид, амфотерный гидроксид, химическая реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой
эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь,
ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе, молярная концентрация вещества в
растворе;
электроотрицательность,
восстановители,
окисление
и
степень
окисления,
восстановление,
восстановительные реакции, метод электронного баланса;
иллюстрировать
взаимосвязь
основных
окислители
и
окислительно-
химических
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
понятий
и
использовать химическую символику для составления формул веществ
и уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях,
степень окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность
веществ к определенному классу соединений по формулам, виды химической
связи (ковалентной и ионной) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, Периодического закона Д. И. Менделеева, атомно-молекулярной
теории, закона Авогадро и его следствий, представлений о научных методах
познания, в том числе экспериментальных и теоретических методах
исследования веществ и изучения химических реакций;
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств
химических элементов от их положения в Периодической системе:
описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (Агруппа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», «малые периоды» и «большие
периоды»;
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая
система
химических
элементов
Д.
И.
Менделеева»,
с
числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
объяснять связь положения элемента в Периодической системе с
распределением электронов по энергетическим уровням, подуровням и
орбиталям атомов первых четырех периодов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) физические и химические свойства
простых и сложных веществ: кислорода, водорода, воды, общие химические
свойства оксидов, кислот, оснований и солей, генетическую связь между ними,
подтверждая
примерами
химических реакций;
молекулярных
уравнений
соответствующих
описывать роль кислорода, водорода и воды в природных процессах, в
живых организмах, их применение в различных отраслях промышленности,
возможное использование в современных технологиях;
объяснять и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
молярную массу смеси, мольную долю химического элемента в соединении,
массовую долю химического элемента по формуле соединения, находить
простейшую формулу вещества по массовым или мольным долям элементов,
массовую долю вещества в растворе, молярную концентрацию вещества в
растворе, проводить расчеты по уравнениям химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление
причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических
реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный) – для освоения
учебного содержания;
раскрывать
сущность
процессов
окисления
и
восстановления,
составлять уравнения простых окислительно-восстановительных реакций
(методом электронного баланса);
устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять
причины многообразия веществ, соотносить химические знания со знаниями
других учебных предметов;
соблюдать
правила
безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды и оборудования, а также правила
обращения с веществами в соответствии с инструкциями выполнения
лабораторных опытов и практических работ по получению и собиранию
газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с
определенной
массовой
долей
растворенного
вещества,
решению
экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»;
демонстрировать
владение
основами
химической
грамотности,
включающей умения безопасного обращения с веществами, используемыми
в повседневной жизни, а также знание правил поведения в целях сбережения
здоровья и окружающей среды.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, принятых в отдельных естественных науках.
Общие естественно-научные понятия: явление (процесс), научный факт,
гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность,
наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, технология,
материалы.
Физика: вещество, тело, физические величины, единицы измерения,
масса, объём, количество теплоты, атомы и молекулы, агрегатные состояние
вещества, строение газов, жидкостей и твердых (кристаллических) тел,
кристаллическая решетка, электрон, ядро атома, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, кванты, радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучение,
электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, солнечный
спектр, разложение белого света в спектр.
Биология: экосистема, биосфера, фотосинтез, процессы обмена веществ,
минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные
вещества.
География:
атмосфера,
гидросфера,
минералы,
горные
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы, планета Земля.
Технология:
строительные
технологии,
породы,
сельскохозяйственные
технологии, технологии электронной промышленности, нанотехнологии.
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
Вещества и химические
реакции
16
1
1
Понятие о кислотах и
солях
7
0
0
2
0
1
3
0
1
5
1
0
0
0
0
34
2
3
Химия — важная область
естествознания и
практической
деятельности человека
Понятие о газах.
Понятие об основаниях
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Всего
0
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Понятие об истории возникновения
и развития химии. Химия в системе
наук
Тела и вещества. Физические и
химические свойства веществ.
Физические и химические явления
Решение задач и упражнений на
тему «Строение атома»
Атомный уровень организации
вещества
Решение задач и упражнений на
тему «Строение электронных
оболочек атомов»
Химическая формула. Валентность
атомов химических элементов.
Закон постоянства состава веществ.
Количество вещества. Моль.
Молярная масса
Решение задач и упражнений на
тему: «Определение валентности
атомов по формулам бинарных
соединений»
Количество часов
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Всего
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
8
9
10
11
12
13
14
Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная
масса.
Решение задач на тему:
«Вычисление относительной
молекулярной массы веществ,
молярной массы, массы веществ и
количества вещества»
Массовая доля химического
элемента в соединении. Решение
задач на тему: «Вычисление
массовой доли химического
элемента по формуле соединения»
Решение задач на тему:
«Нахождение простейшей формулы
вещества по массовым долям
элементов»
Решение задач на тему:
«Вычисление простейшей формулы
вещества по массовым или
мольным долям элементов»
Закон сохранения массы веществ
Решение задач на тему: «Расчёты
по химическим уравнениям
количества и массы исходных
веществ или продуктов реакции»
Химические уравнения. Типы
химических реакций
Решение задач на тему:
1
0
0
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
«Вычисление по уравнениям
химической реакции: количества
вещества, массы по известному
количеству вещества, массе
реагентов или продуктов реакции»
15
16
17
18
19
20
21
Обобщение и систематизация
знаний по теме "Вещества и
химические реакции"
Обобщение и систематизация
знаний по теме "Вещества и
химические реакции"
Закон Авогадро. Молярный объём
газов
Решение задач на тему:
«Вычисление объёма, количества
вещества газа по известному его
количеству вещества, объёму»
Относительная плотность газов
Решение задач на тему:
«Вычисление относительной
плотности газов»
Решение задач на тему:
«Определение относительной
молекулярной массы газообразного
вещества по известной
относительной плотности»
Решение задач на тему:
«Вычисление относительной
молекулярной массы газа по
1
0
0
1
1
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
известной относительной
плотности»
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Решение задач на тему:
«Вычисление объёмов газов по
уравнению химической реакции»
1
0
0
1
0
0
1
0
1
Решение задач на тему:
«Вычисление объёма, количества
вещества газа по известному его
количеству вещества или объёму»
1
0
0
Вычисления с использованием
понятия «массовая доля вещества в
растворе»
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Решение задач на тему:
«Вычисление по уравнениям
химической реакции: количества
вещества, объёма, массы по
известному количеству вещества,
объёму, массе реагентов или
продуктов реакции»
Понятие о кислотах и солях. Состав
кислот и солей
Состав оснований
Вычисления с использованием
понятия «молярная концентрация
растворённого вещества»
Электроотрицательность
химических элементов
Виды химической связи
31
32
33
Степень окисления. Окислительновосстановительные реакции
Составление уравнений
окислительно-восстановительных
реакций, метод электронного
баланса. Обобщение и
систематизация знаний
Обобщение и систематизация
знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
0
0
1
1
0
1
0
0
33
2
3