МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ
РОССИИ ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва,
OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой
Златоустинский переулок, д. 6, строение 1",
L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 19 Октябрь 2023 г. 14:57:40
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы комплексной безопасности»
для обучающихся 8-х классов
Калья 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам комплексной безопасности для 8 класса
разработана в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране
окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской
обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16
января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента
государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в
Концепции
государственных стандартов общего образования второго
поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых
современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной
службе.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера стали объективной реальностью в
процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его
жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде
и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности
жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого
человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ
организации деятельности человека, представленный в системе социальных
норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни,
здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного
уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как
изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование
современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль
принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же
время предмет основы комплексной безопасности через собственную
систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к
безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде –
природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из
трех основных разделов:
безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы
медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной
программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к
ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу
стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное
представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье
населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке
влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке
алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты
человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также
практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам
поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач,
практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в
реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья»
направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в
настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и
здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению
других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб
здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды,
способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической,
направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение
следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях
снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации
природного, техногенного и социального характера и адекватно
противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а
также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать
решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение
тематики
данной
учебной программы направлено
достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и
государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих
безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая
включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков
безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение
тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках основы
комплексной безопасности планируется использовать разнообразные
методы и формы обучения.
Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция,
беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия.
Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и
восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый,
исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной
деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,
систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов
учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности
темпа работы каждого ученика.
Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей)
Структура курса основы
комплексной
безопасности при модульном построении содержания образования включае
т
в себя 2
учебных модуля и четыре раздела (в каждом модуле по два раздела).
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинско
й помощи.
Модульный принцип построения содержания курса основы
комплексной
безопасности позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать темати
ку курса основы комплексной безопасности;
повысить эффективность процесса формирования у учащихся совреме
нного уровня культурыбезопасности и готовности к военной службе с учето
м их возрастных особенностей и уровня подготовкипо другим учебным пре
дметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения),
эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержан
ия курса основы
комплексной
безопасности могут быть
использованы в других предметах, что способствует формированию у обу
чаемых целостной картины окружающего мира;
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственнос
ть процессов обучения иформирования современного уровня культуры безо
пасности у учащихся на второй ступени образования;
более эффективно использовать материальнотехническое обеспечения предмета основы комплексной безопасности.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках основы
комплексной безопасности планируется использовать разнообразные
методы и формы обучения.
Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция,
беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия.
Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и
восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый,
исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной
деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,
систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов
учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности
темпа работы каждого ученика.
- логические связи данного предмета с остальными предметами
(разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых
учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому
на уроках основы комплексной безопасности непременно используется
межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ,
оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные вва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные
аварии и катастрофы.
Место основы комплексной безопасности в учебном плане
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основы
комплексной безопасности» изучаются в течение 34 часов учебного
времени в год согласно федерального базисного учебного плана школы.
Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час. В 8 классе
предусмотрено 10 практических работ.
При этом за счет предусмотренного резерва свободного учебного времени
в объеме 7 часов (или 14,3%) в программу введены 7 часов по изучению
ПДД.
Содержание учебной программы основы комплексной безопасности для
8 класса
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1. Пожарная безопасность
Пожары
в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные
последствия.Влияние
человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение ме
р пожарной
безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной без
опасности. Правила безопасного поведения при пожаре
в жилом или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные
последствия. Организациядорожного движения. Правила безопасного поведе
ния на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие
обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипед
иста и водителя мопеда.
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
Характеристика городского
и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасн
ые и аварийные ситуации вжилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
1.4. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов
в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безо
пасный отдых у воды. Само
и взаимопомощь
л ю д е й , терпящих бедствие на воде.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допуст
имых концентрациях
загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья насе
ления в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
1.6. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры
личной безопасности наулице, дома, в общественном месте.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных ус
ловиях
2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и
направления движения наместности. Подготовка к выходу на природу. Опред
еление необходимого снаряжения для похода.
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка
и обеспечение
безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипе
дных и водных походов.
2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и в
ыездном туризме.
Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение л
ичной безопасности приследовании к местам отдыха различными видами тр
анспорта.
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека
в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Доброволь
ная и вынужденная
автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании.
2.5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасност
и при встрече с ними.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактик
а.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта
3.1. Наиболее опасные террористические акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и
морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в
них заложников.
3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва
. Правила безопасного
поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.
3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похище
нии
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведени
я при нападении с целью
похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила повед
ения при перестрелке.
Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения,
извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, б
ури, смерчи)
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, с
ели, цунам).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфя
ные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии)
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рек
омендации населения побезопасному поведению во время чрезвычайных сит
уаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Кла
ссификация чрезвычайныхситуаций техногенного характера.
Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационноопасных, химически опасных, взрывопожароопас
ных объектах и нагидротехнических сооружениях, их причины
и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, р
екомендации населению побезопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные
угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние
угрозы национальной безопасности России.
Международный терроризм —
угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная
безопасность России.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Пр
авила личной безопасности вчрезвычайных ситуациях социального характер
а.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных с
итуаций
Положения Конституции
Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности,опред
еляющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и г
осударства от внешнихи внутренних угроз. Права и обязанности граждан в о
бласти безопасности жизнедеятельности.
5.2. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвы
чайных ситуаций (РСЧС), еезадачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности с
траны, ее задачи ипредназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, ч
резвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧ
С России) –
федеральный орган управления в областизащиты населения и территорий о
т чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формированиисовременного у
ровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по
защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная з
ащита населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение
населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация
населения. Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в
Российской Федерации
6.1. Система борьбы с терроризмом
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Закон
одательная и нормативноправовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы
противодействия терроризму.
Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российс
кой
Федерации в борьбе с терроризмом.
6.2. Государственная политика противодействия наркотизму Основные
понятия о наркотизме,наркомании, причинах их распространения. Последств
ия наркомании и ее влияние на национальнуюбезопасность России. Норматив
но-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущнос
ть. Репродуктивное здоровье
как общая составляющая здоровья человека и общества. Социальнодемографические процессы в Россиии безопасность государства. Особенности
физического развития человека; особенности психическогоразвития человека
; развитие и укрепление
чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальноеразвитие человека
и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности
человека,
значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстник
ами. Взаимоотношениячеловека и общества. Ответственность несовершенно
летних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни —
индивидуальная система поведения человека, обеспечивающаясовершенствован
ие его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и
еезначение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилак
тика переутомления.
Двигательная активность и закаливание организманеобходимые условия сохранения и укрепленияздоровья. Рациональное пит
ание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа
жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в облас
ти безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма
на организм курящего иокружающих. Употребление алкоголя и его влияние н
а умственное и физическое развитие человека.
Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профила
ктика вредных привычек.
8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья
человека
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе. СПИД — угрозаздоровью личности
и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ
-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1. Семья в современном обществе
Законодательство и семья. Основы семейного права
в РФ. Брак и семья, основные понятия иопределения. Семья и здоровый обр
аз жизни, основные функции семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей
.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи
Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1. Основы медицинских знаний
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для зд
оровья человека. Основныеправила оказания первой медицинской помощи
при различных видах повреждений. Средства оказанияпервой медицинской
помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Природные лекарственные сред
ства.
Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекц
ионные заболевания, ихпричины, связь с образом жизни. Профилактика неи
нфекционных заболеваний. Наиболее частовстречающиеся инфекционные за
болевания, их возбудители, пути передачи инфекции, мерыпрофилактики.
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
11.1. Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помо
щь при травмах опорно-двигательного аппарата,
порядок наложения поддерживающей
повязки. Правила и способы
транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь
при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первоймеди
цинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной венти
ляции легких инепрямого массажа
сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном у
дарах,при отморожении.
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1. Комплекс простейших мероприятий
по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях
Основные причины возникновения массового поражения людей природн
ого, техногенного исоциального характера.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения лю
дей (извлечениепострадавшего изпод завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дых
ательныхпутей и др.)
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
Раздел
1.Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни.
Тема 1. Пожарная
безопасность
Тема 2. Безопасность
на дорогах
Всего часов
Количество часов
теоретические
практические
19
2
1
1
9
8
1
3
4
5
6
7
5
6
7
8
Тема 3. Безопасность
на водоемах
Тема 4. Экология и
безопасность
Тема 5.
Электробезопасность
Тема 6. Терроризм
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Основа комплексной
безопасности
Раздел 2.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера и
безопасность
Тема 5.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера и их
последствия
Тема 6. Организация
защиты населения от
ЧС техногенного
Раздел 3. Основы
медицинских
знаний и здорового
образа жизни
Тема 7. Основы
здорового образа
жизни
Тема 8. Основы
медицинских знаний
и оказание первой
медицинской
помощи
Итого:
3
1
2
5
4
1
4
2
2
9
6
2
2
4
34
4
22
12
Календарно – тематическое планирование по основам комплексной безопасности
№ Наименование
п/п раздела програм
мы
Коли
честв
о ча
сов
Тип
урока
3
4
5
1 Основы
медицинск
их знаний и
здорового
образа
жизни (2
урока)
Основны
е
понятия
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни
1
Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых
знаний
Здоровье физическое и
духовное. Режим труда и
отдыха.
Умственная и физическая
работоспособность. Режим
дня. Профилактика
переутомления.
Движение – естественная
потребность организма.
Физическая культура и
закаливание.
Личная гигиена
Знать об основах
здорового образа
жизни, факторах,
укрепляющих и
разрушающих
здоровье.
Использовать
полученные знания
в повседневной
жизни для ведения
здорового образа
жизни
Решение
ситуацион
ных задач
2
Вредные
привычк
и и их
негативн
ое
влияние
на
здоровье
1
Комбинированный
Вредные привычки и их
негативное влияние на
здоровье. Табакокурение и
его последствия для
организма курящего и
окружающих людей.
Алкоголь и его влияние на
здоровье подростка.
Наркомания, токсикомания
и другие вредные
Знать о вредных
привычках
и их профилактике.
Решение
ситуацион
ных задач
1
2
Тема урока
Элементы
содержания
Требования к
уровню
подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополни
тельного
содержания
6
7
8
9
привычки
Использовать
полученные знания в
повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни
Дата проведения
план
факт
10
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Индивидуа
льный
опрос,
работа по
карточкам
ПДД
Ответственно
сть за
нарушение
правил
дорожного
движения.
Государствен
ная
инспекция
безопасности
дорожного
движения.
Роллинг.
Правила для
роллинга.
Профилактик
а детского
дорожнотранспортног
о
травматизма
3 Обеспече
ние
личной
безопасности
в
повседнев
ной
жизни.
(12 ч)
Правила
обеспеч
ения
безопас
ности
дорожн
ого
движен
ия
История
дорожн
ых
знаков
1 Комбинированный
Дорожное движение и
его участники:
пешеходы,
пассажиры, водители.
Дорога и ее составные
части. Причины
дорожнотранспортных
происшествий.
Правила безопасного
поведения пешехода
на дорогах. Правила
безопасного
поведения
велосипедиста на
дороге.
Знать о
причинах
дорожнотранспортных
происшестви
й, правилах
безопасного
поведения
пешехода и
велосипедист
а.
Использовать
полученные
знания в
повседневной
жизни для
обеспечения
личной
безопасности
на улицах и
дорогах
4
Правила
безопасного
поведения
пассажиров на
транспорт
Разметка
проезжей
части улиц и
дорог
1 Комбинированный
Краткая характеристика
современных видов
транспорта. Правила
безопасного поведения
пассажиров на транспорте
Знать
Решение
правила
ситуацион
безопасного ных задач
поведения
пассажиров
на транспорте
ПДД
Дополнитель
ные виды
транспорта.
Сельскохозяй
ст-
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Использовать
приобретенные
знания в
повседневной
жизни для
соблюдения
правил поведения
в общественном
транспорте
5
Правила 1 Комбинипожарно
рованный
й
безопас
ности и
поведен
ия при
пожаре
в доме
Причины возникновения
пожаров в жилых и
общественных зданиях.
Меры пожарной
безопасности при
эксплуатации
электробытовых и
газовых приборов,
отопительных печей,
применении источников
открытого огня.
Правила безопасного
поведения при пожаре в доме
(квартире, подъезде, балконе,
подвале). Способы эвакуации
из горящего здания
6
Правила
безопасно
го
поведения
при
пожаре на
транспорт
е
1
Комбинированный
Возникновение пожара на
транспорте и его
причины. Правила
безопасного поведения в
случае возникновения
пожара на транспорте
Знать о
причинах
возникновения
пожаров; мерах
пожарной
безопасности;
правилах
безопасного
поведения при
пожаре в доме.
Владеть
навыками
безопасного
поведения при
возникновении
пожара в
жилище
9
венный
транспорт.
Железнодорож
ный переезд,
железнодорож
ный транспорт
Решение
ситуацион
ных задач
Знать
Решение
правила
ситуацион
безопасного ных задач
поведения
поведения
при пожаре
на транспорте
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Использовать
приобретенные
знания для
соблюдения мер
предосторожнос
ти в
общественном
транспорте
7
8
Правила
безопас
ного
поведен
ия
на воде
1 Комбинированный
Правила
безопасног
о
поведения
в быту
1
Комбинированный
Правила безопасного
поведения на воде.
Особенности состояния
водоемов в разное время
года. Соблюдение правил
безопасности при купании в
оборудованных и
необорудованных местах.
Опасность водоемов зимой.
Меры предосторожности
при движении по льду.
Оказание само- и
взаимопомощи терпящим
бедствие на воде
Знать правила
поведения на
воде и оказания
помощи
утопающему.
Опасность, возникающая
при нарушении правил
обращения с
электрическими и
электронными приборами.
Правила безопасного
Знать правила
безопасного
использования
электрических
Владеть
навыками
оказания
помощи
утопающему.
Использовать
полученные
знания в
повседневной
жизни для
обеспечения
личной
безопасности на
воде
и электронных
приборов;
средств бытовой
Практическ
ая работа:
Оказание
помощи
утопающем
у.
(15 мин)
Индивидуал
ьный опрос,
работа по
карточкам
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
9
2
3
Автономн
ое
существов
ание
человека в
природе
4
1
5
Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
6
7
использования
электрических и
электронных приборов.
Компьютер и здоровье.
Опасные вещества и
средства бытовой химии.
Опасности, возникающие
при нарушении правил
пользования ими. Действие
опасных веществ и
препаратов бытовой химии
на организм человека и
правила оказания помощи
при отравлениях и ожогах.
Правила безопасного
использования различных
инструментов при
выполнении хозяйственных
работ дома
химии;
различных
инструментов
при
выполнении
хозяйственных
работ дома.
Использовать
полученные
знания в
повседневной
жизни при
выполнении
хозяйственных
работ дома
Автономное существование
человека в природе. Правила
безопасного поведения
человека при вынужденном
автономном существовании
в природных условиях.
Оборудование времен-
Знать правила
безопасного
поведения в
природной
среде (подача
сигналов
бедствия,
добывание
огня, воды и
пищи,
сооружение
8
Практическ
ая работа:
Способы
подачи
сигналов
бедствия.
(15 мин)
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
ного жилища (укрытия).
Способы добывания огня.
Обеспечение водой и
питанием. Сигналы
бедствия
7
8
9
временного
укрытия).
Владеть
навыками
подачи
сигналов
бедствия
10
Правила
ориентиро
вания на
местности
1
Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
Правила ориентирования на Знать способы
местности
ориентировани
я на местности.
Владеть
навыками
ориентировани
я на местности
Практическ
ая работа:
Ориентиров
ание на
местности.
(40 мин)
11
Нарушени
е
экологиче
ского
равновеси
я в местах
проживан
ия
1
Комбинированный
Влияние деятельности
человека на окружающую
среду. Экология и
экологическая безопасность.
Загрязнение атмосферы, вод,
почв. Краткая
характеристика состояния
окружающей среды в
регионе и месте
проживания.
Правила безопасного
поведения в экологически
неблагоприятных районах
Решение
Понятие о
ситуационн предельно
ых задач
допустимых
концентрац
иях
загрязняющ
их веществ
Знать о
влиянии
деятельности
человека на
окружающую
среду.
Владеть
навыками
поведения при
проживании в
экологически
неблагоприятн
ых районах
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
12
Правила
безопасног
о
поведения
в
криминоге
нных
ситуациях
1
Комбинированный
13
Терроризм.
Поведение
человека
при захвате
его
террориста
ми
1
Комбинированный
6
7
8
Правила профилактики и
самозащиты от нападения
насильников и хулиганов.
Самооценка поведения.
Психологические приемы
самозащиты.
Правила безопасного
поведения с незнакомым
человеком на улице, в
подъезде дома, лифте.
Правила защиты от
мошенников. Основные
виды мошенничества
Знать правила
безопасного
поведения в
криминогенных
ситуациях.
Овладеть
навыками
поведения в
криминогенных
ситуациях.
Использовать
полученные
знания в
повседневной
жизни для
обращения в
случае
необходимости в
соответствующие
службы
экстренной
помощи
Решение
ситуационн
ых задач
Поведение человека при
захвате его террористами в
качестве заложника. Меры
безопасности при
освобождении заложников
сотрудниками спецслужб
Знать правила
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях
социального
характера.
Использовать
приобретенные
знания в
повседневной
жизни для
безопасного
поведения при
угрозе
террористического
акта;
Индивидуаль
ный опрос,
работа по
карточкам
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
для обращения
(вызова) в
случае
необходимости
в
соответствующ
ие службы
экстренной
помощи
14
15 Оказание
первой
медицинско
й помощи
(4 ч)
Правила
безопасног
о
поведения
в толпе
Оказание
первой
медицинск
ой
помощи
1
1
Комбинированный
Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
Правила безопасного
поведения в толпе.
Психологическая картина
толпы. Поведение толпы
при возникновении паники.
Рекомендации по правилам
безопасного поведения в
толпе
Знать правила
безопасного
поведения в
толпе.
Медицинская (домашняя)
аптечка. Перевязочные и
лекарственные средства.
Средства индивидуальной
защиты органов дыхания
(противогаз ГП-7, детский
противогаз
Знать о
перевязочных
и
лекарственных
средствах
медицинской
аптечки;
средствах
индивидуально
й защиты
органов
дыхания
Владеть
навыками
поведения в
местах
большого
скопления
людей
Контрольна
я работа по
разделу
«Обеспечен
ие личной
безопасност
ив
повседневн
ой жизни».
(20 мин)
Практическ
ая работа:
Отработка
навыков
пользования
противо-
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
16
2
3
Первая
медицинск
ая помощь
при
травмах и
переломах
4
1
5
Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
6
7
8
ПДФ-Ш) и их
использование
Владеть
навыками
пользования
средствами
индивидуальной
защиты
(противогазом,
респиратором,
ватно-марлевой
повязкой,
домашней
медицинской
аптечкой)
газом
ГП-7.
(15 мин)
Первая медицинская
помощь при травмах.
Способы остановки
кровотечений.
Первая медицинская
помощь при переломах.
Правила и способы
транспортировки
пострадавших
Знать способы
первой
медицинской
помощи при
травмах и
переломах.
Владеть
навыками
оказания первой
медицинской
помощи при
ушибах,
кровотечениях.
Использовать
приобретенные
знания в
повседневной
жизни
Практическ
ая работа:
Способы
остановки
кровотечени
й,
наложения
жгута,
повязки.
(15 мин)
9
ПДД
Дорожнотранспортн
ое
происшеств
ие.
Оказание
первой
медицинско
й помощи
при
дорожнотранспортн
ом
происшеств
ии
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
для обращения
(вызова) в
случае
необходимости
в
соответствующ
ие службы
экстренной
помощи
17
Первая
медицинск
ая помощь
при
отравлени
ях
1
Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
Первая медицинская
помощь при отравлениях
газами, пищевыми
продуктами, средствами
бытовой химии, лекарствами
Знать правила
оказания
первой
медицинской
помощи при
отравлениях.
Владеть
навыками
оказания первой
медицинской
помощи при
отравлениях.
Использовать
приобретенные
знания в
повседневной
жизни для
обращения
(вызова) в случае
необходимости в
соответствующие
службы
экстренной
помощи
Практическ
ая работа:
Оказание
первой
медицинско
й помощи
при
отравлении.
(15 мин)
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
18
Первая
медицинс
кая
помощь
при
утоплени
ии
удушении
; при
тепловом
и
солнечно
м ударе,
обмороже
нии
1
Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
19 Правила
дорожного
движения
(7 часов)
Движение
пешеходо
в
индивиду
ально,
группами
ив
колоннах
1
Комбинированный
6
7
8
Первая медицинская
помощь при утоплении и
удушении. Первая
медицинская помощь при
тепловом и солнечном
ударе, обморожении
Знать правила
первой
медицинской
помощи при
утоплении и
удушении; при
тепловом и
солнечном ударе,
обморожении.
Владеть
навыками
оказания первой
медицинской
помощи при
ожогах,
обморожениях.
Использовать
приобретенные
знания в
повседневной
жизни для
обращения
(вызова) в случае
необходимости в
соответствующие
службы
экстренной
помощи
Практическ
ая работа:
Оказание
первой
медицинско
й помощи
при
ожогах и
обморожени
и.
(15 мин)
Правила для пешеходов;
правильно пользоваться ими. Где и
как должны двигаться группы
детей? Каков порядок движения
колонны пешеходов? Как должна
быть
обозначена
колонна
пешеходов в светлое и темное
время суток?
Как группы должны переходить
регулируемый и нерегулируемый
перекресток?
Знать правила
безопасного
поведения
движении
пешеходов
индивидуально,
группами и в
колоннах
Составить
памятку для
пешеходов
при
движении
индивидуал
ьно,
группами и
в колоннах
9
Краткая
характерист
ика
наиболее
вероятных
для данной
местности и
района
проживания
ДТП
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
20
Правила
поведения
участнико
в
дорожного
движения.
Дорожная
этика.
1
21
Назначени
е
номерных
опознавате
льных
знаков и
надписей
на
транспорт
ных
средствах
1
5
6
7
8
Комбинированный
Дать представление
о дисциплине
пешеходов,
пассажиров,
водителей и
велосипедистов.
Знать правила
безопасного
поведения на
дорогах
Использовать
полученные
знания и умения в
повседневной
жизни для
обеспечения
личной
безопасности
Решение
ситуационных
задач и
разбор ДТП
Комбинированный
Объяснение
назначения и место
установки
номерных,
опознавательных
знаков и надписей
на транспортных
средствах.
Знать правила
безопасного
поведения
пешеходов,
пассажиров,
водителей и
велосипедистов.
Для чего нужны
номерные знаки?
Где
устанавливаются
знаки на
автомобилях,
мопедах? Какие
требования
предъявляются
Правилами к
номерным
знакам? На каких
автомобилях
устанавливают
знаки в виде
треугольника с
буквой «У», «Ш»?
Самостоятель
ная работа по
решению
дорожных
задач.
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Уметь предвидеть
потенциальные
опасности и
правильно
действовать в
случае их
наступления
22
Остановочный 1 Комбинипуть
рованный
автомобиля
Объяснение понятия
об
остановочном
пути автомобиля. Из
чего
же
складывается
остановочный путь?
Знать
понятие об
остановочном
пути, о факторах ,
влияющих на
него.
Уметь предвидеть
потенциальные
опасности и
правильно
действовать в
случае их
наступления
Решение
ситуационных
задач и разбор
ДТП
23
Черепномозговые
травмы при
ДТП
Первая
медицинская помощь
при черепномозвовой травме,
тяжесть черепномозговых травм
(ЧМТ) и их
последствий,
симптомы
(особенности
проявления их у
детей)
Знать правила ПМП
при черепномозговой травме;
Владеть навыками
оказания первой
медицинской
помощи при ЧМТ.
Использовать
приобретенные
знания в
повседневной жизни
для обращения
(вызова) в случае
необходимости в
соответствующие
службы экстренной
помощи
Практическая
работа по
оказанию
ПМП при ЧМТ
1 Комбинированный
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
24
Велосипед с
подвесным
двигателем
и мопед
1 Комбинированный
25
Контрольна
я работа на
знание ПДД
1 Учетный
26 Чрезвычайн
ые ситуации
природного
и
техногенног
о характера
(9 ч)
Чрезвычайн 1 Комбиниые ситуации
рованный
техногенног
о характера
и правила
безопасного
поведения.
6
7
8
Устройство
велосипеда
с
подвесным
двигателем
и
мопеда
и
их
техническим
обслуживанием.
Правила
пользования
и
дополнительные
требования
к
движению
мопедов.
Знать
велосипеда с
подвесным
двигателем и
мопеда
Уметь
использовать
полученные
знания и
умения в
повседневной
жизни для
обеспечения
личной
безопасности
Решение
ситуационных
задач и разбор
ДТП
Понятие о
промышленных
авариях и
катастрофах.
Потенциально
опасные объекты
Знать о
промышленных
авариях и
катастрофах,
потенциально
опасных объектах.
Уметь использовать
полученные
Семинар по
разделу
«Чрезвычайные
ситуации
9
Краткая
характеристика
наиболее
вероятных для
данной местности
и района
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Промышлен
ные аварии
и
катастрофы
7
знания и
умения для
обеспечения
личной
безопасности
8
природного
характера»
27
Пожары
и взрывы
1 Комбинированный
Пожары и взрывы,
их характеристика,
пожаровзрывоопас
ные объекты.
Правила
безопасного
поведения при
пожарах и взрывах
Знать правила Решение
безопасного
ситуационных
поведения при задач
пожарах и
взрывах.
Уметь
предвидеть
потенциальные
опасности и
правильно
действовать в
случае их
наступления
28
Промышлен 1 Комбининые аварии
рованный
с выбросом
опасных
химических
веществ
Промышленные
аварии с выбросом
опасных химических
веществ. Химически
опасные объекты
производства.
Аварийнохимические опасные
вещества (АХОВ), их
характеристика и
поражающие
факторы
Знать о
Решение
химически
ситуационных
опасных
задач
объектах
производства,
аварийнохимических
опасных
веществах.
Уметь
использовать
полученные
знания и умения
для обеспечения
личной
безопасности
9
проживания
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
29
Защита
населения
от АХОВ
1 Урок
комплексного
применения
ЗУН учащимися
30
Аварии на
радиационно
опасных
объектах
Гидродинамичес
кие аварии
1
Комбини-рованный
6
7
8
Защита населения
от АХОВ. Правила
безопасного
поведения при
авариях с выбросом
опасного
химического
вещества
Знать
правила
безопасного
поведения
при авариях с
выбросом
опасных
химических
веществ.
Уметь
предвидеть
потенциальны
е опасности и
правильно
действовать в
случае их
наступления
Практическая
работа:
Эвакуация
пострадавших.
(15 мин)
Аварии на радиационно
опасных объектах.
Правила безопасного
поведения при
радиационных авариях
Правила безопасного
поведения при угрозе и в
ходе наводнения при
гидродинамической
аварии
Знать правила
Решение
безопасного
ситуационных задач
поведения при
радиационных
авариях.
Уметь предвидеть
потенциальные
опасности и
правильно
действовать в
случае их
наступления
Знать правила
безопасного
поведения при
угрозе и в ходе
наводнения при
гидродинамической
аварии
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
Уметь предвидеть
потенциальные
опасности и
правильно
действовать в случае
их наступления
31
Организаци
я защиты
населения
от
чрезвычайн
ых
ситуаций
1 Урок
комплексного
применения
ЗУН учащимися
32
Инженерная,
радиационна
яи
химическая
защита
населения
1
Комбинированный
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций.
Оповещение
населения о
чрезвычайных
ситуациях. Сигнал
«Внимание всем!».
Речевая
информация,
передаваемая по
радио, приемнику,
телевизору о
чрезвычайных
ситуациях
Знать об
организации
защиты
населения от
чрезвычайных
ситуаций.
Уметь владеть
навыками
поведения в
чрезвычайных
ситуациях по
сигналу
«Внимание
всем!»;
использовать
полученные
знания и
умения в
повседневной
жизни для
обеспечения
личной
безопасности
Практическая
работа:
Отработка
навыков
действий
обучающихся
по сигналу
«Внимание
всем!».
(15 мин)
Инженерная,
радиационная и
химическая защита
населения
Иметь
представление
об инженерной,
радиационной и
химической
защите населе-
Контрольная
работа по
разделу
«Чрезвы-
9
10
11
12
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
33
Эвакуация
1 Урок
комплексного
применения
ЗУН
учащимися
3
4
Объектовая
тренировка по
теме
1
«Эвакуация»
Обобщение и
систематизация
знаний.
Практикум
6
7
8
ния.
Уметь использовать
полученные знания
для обеспечения
личной безопасности
чайные
ситуации
техногенного
характера».
(20 мин)
Эвакуация.
Обязанности и
правила
поведения
людей при
эвакуации
Знать об
обязанностях и
правилах поведения
людей при
эвакуации.
Уметь:
– комплектовать
минимально
необходимый набор
документов, вещей и
продуктов питания в
случае эвакуации
населения;
– использовать
полученные знания и
умения для
обеспечения личной
безопасности
Практическая
работа:
Отработка
навыков
поведения при
эвакуации.
(15 мин)
План эвакуации из
здания (учебного
заведения),
порядок действий
при эвакуации,
марш- рут
следования,
транспортировка
пострадавших
Знать план-схему эвакуации Тест итоговый.
из учебного здания, запасные Объектовая тренивыхо-ды, маршрут
ровка-практикум
следования, правила
движения, основные и
подручные средства
транспортировки.
Уметь действовать при
эвакуации четко, разумно,
без паники, подчиняясь
требованиям лиц,
ответственных за эвакуацию
9
Правила
поведения
учащихся при
получении
сигнала
о ЧС
10
11
12
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методический комплекс по основам комплексной безопасности– методическая литература – книги для
учителя
Учебник по ОБЖ 5 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 6 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 9 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 10 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 10 класс А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение
Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение.
Программа общеобразовательных учреждений
Основы безопасности жизнедеятельности 8,10-11 классы
Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение
Учебно-методическая литература.
ОБЖ
1.
Берегись бед, пока их нет
2.
Это должен знать каждый
3.
Основы безопасности. Методическое пособие. 5 класс. В.И. Латчук, В.В.Маркин
4.
Основы безопасности жизнедеятельности. И.К.Топорков5-9 классы
5.
Новошахтинск. План-схема
ПДД
Спасение на воде
ГО
1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
Правила дорожного движения. 2011г.Официальный текст с иллюстрациями
Методические рекомендации «О проведении соревнований юных велосипедистов в
Ростовской области»
Воспитательная работа
Формирование здорового образа жизни российских подростков
Введение в валеологию
Концептуальные основы валеологического образования
Физиологические основы регуляции систем организма
Живая оценка. Портфолио в школе
Дидактические игры, турниры, конкурсы, праздники
Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе
Воспитательная работа в современной школе
КВН в школе
Веселые каникулы. Настольная книга воспитателя
Электронные пособия по программе курса ОБЖ: CD/DVD
Образцы документов по ГО
Учебное электронное издания. Экология.
Кодексы и законы Российской Федерации
Дидактический материал (плакаты, стенды)
1.
2.
3.
4.
5.
Символы России и Вооружённых Сил
Ордена и медали России
Уголок гражданской защиты
Действия населения при авариях и катастрофах
Действия населения при стихийных бедствиях
6. Умей действовать при пожаре
7. Знаки дорожного движения
8. Поведение в криминогенных ситуациях
9. Факторы, разрушающие здоровье человека
10.Гигиена
11.Здоровый образ жизни
12.Первая медицинская помощь при ЧС
13.Полководцы
14.Средства защиты органов дыхания
Тесты
15.Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования -8 кл.
16.Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера - 8 кл.
17.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 8 кл.
Раздаточный материал (карточки)
Наличие карточек по каждому разделу курса основы комплексной безопасности - 8 класс
Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного
учебного процесса;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного
подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный
развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках
возможностей учащихся.
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и
практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного
процесса.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в
повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при
активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом
образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в
области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных
объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать
решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться
средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных
состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.