Речевая практика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

протокол педсовета №1

приказ № 238-ос

от «30» августа 2023г.

от «30» августа 2023г.

Рабочая программа
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся с УО (вариант 9.1)

Калья, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана в
соответствии с:
 Федерального закона от 29.12.2012 №

273

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;
 Федерального

государственного

образовательного

стандарта

для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Адаптированной основной

общеобразовательной

программы МАОУ

«СОШ № 14» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП,
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №
1026;
 Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от

28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 14»

2

Цели и задачи курса:
В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель.
Цель - развитие речевой коммуникации с нарушениями интеллекта для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
уточнение

-

и

обогащение

представлений

об

окружающей

действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и
развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.
Общая характеристика учебного предмета
Этот предмет играет важную роль в развитии речи младших школьников,
учит

выполнять простые

и

составные

устные

инструкции

учителя;

совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи,
интереса

к

окружающему;

корригируется

артикуляция

звука

и

диафрагмальное дыхание, речевое подражание.

3

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий формировать
внутреннюю

позицию

школьника,

деятельности,

ориентировать

адекватную

учащихся

на

мотивации

моральные

нормы

учебной
и

их

выполнение.
В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и
оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся
использовать информацию, обобщать способы и средства построения
собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей
проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать
коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения
курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать
инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что
способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится по 2 часа
в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа
в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4

На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые

личностные

результаты

учитывают

типологические,

возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в
процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета.
Личностные результаты по программе «Речевая практика»:
1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном
здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов
дополнительного образования и т.п.);
2) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь),
воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном
общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) положительное

отношение

к

сотрудничеству

с

взрослыми

и

сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и
повседневном школьном общении;
проявление

4)

доброжелательности,

эмоционально-нравственной

отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей

с

использованием

полученных

на

уроках

знаний

и

умений

(интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных
речевых оборотов в повседневной жизни);
5) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни,
проявление

интереса

к

творческому

труду,

бережное

отношение

к

материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих;
5

6) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природной и социальной частей;
7) понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
8) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе;
Предметные результаты
1 класс
Предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному:
Минимальный уровень:
- Выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся
каждый день;
-Называть предметы и соотносить их с картинками;
-Употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
-Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена
ближайших родственников.
Достаточный уровень:
-Выполнять задания по словесной инструкции;
-Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
-Внятно выражать просьбы, употреблятьвежливые слова;
-Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
-Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена
ближайших родственников;
6

2 класс
Минимальный уровень:


формулировка просьб и желаний с использованием этикетных

слов и выражений;


участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;



восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя

по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;


выразительное

произнесение

чистоговорок,

коротких

стихотворений с опорой на образец чтения учителя;


участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;



ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или

просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:


понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и

стихотворений; ответы на вопросы;


понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на

вопросы учителя;


выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи

учителя и анализ речевой ситуации;


активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;



высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых

действий

(приветствия,

прощания,

извинения

и

т.

п.),

используя

соответствующие этикетные слова и выражения;


участие в коллективном составлении рассказа или сказки по

темам речевых ситуаций;


составление рассказов с опорой на картинный или картинно-

символический план.

7

3 класс
Минимальный уровень:


выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;



выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно

пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;


знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно

доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);


участвовать

в

ролевых

играх

в

соответствии

с

речевыми

возможностями;


слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на

иллюстративный материал;


выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по

образцу учителя;


участвовать в беседе;



слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на

картинно-символический план.
Достаточный уровень:


понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или

артистами в аудиозаписи;


выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;



выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения

после анализа;


участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;



правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова,

уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;

8



сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии

своих родственников;


принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам

речевых ситуаций;


уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-

символический план;


слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

4 класс
Минимальный уровень:


формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и

выражений;


участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;



восприятие на слух сказок и рассказов;

- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;


выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений

с опорой на образец чтения учителя;


участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;



ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или

просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:


понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и

стихотворений; ответы на вопросы;


понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на

вопросы учителя;
 выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя
и анализ речевой ситуации;
9

 активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
 высказывание своих просьб и желаний;
 выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и
т. п.),  используя соответствующие этикетные слова и выражения;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
 составление

рассказов

с

опорой

на

картинный

или

картинно-

символический план.
Содержание учебного предмета
1 класс
Давайте знакомиться


Знакомство,

приветствие

(беседа,

игры

«Наши

имена»,

«Приветствие», хоровод)


Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы

на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей
предложению,

повторение

предложений

за

учителем,

составление

предложений, ответы на вопросы)


Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при

знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым
представляется

старший

(тренировочные

упражнения

в

изображении

доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари
улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование
диалогов учитель-ученик)


Закрепление

полученных

знаний

(экскурсии

в

школьные

кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч.
с использованием игрушек, как героев ситуации)


Обобщающая беседа
10

Знакомство во дворе


Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы

на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей
предложению,
предложений,

повторение
ответы

на

предложений
вопросы,

за

работа

учителем,
с

составление

условно-графическими

изображениями)


Разучивание чистоговорки



Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование

диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с
использованием игрушек как героев ситуации)


Составление

рассказа

по

теме

ситуации

(игра

«Дополни

предложение»)
Обобщающая беседа
Теремок


Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание

загадки)


Разучивание чистоговорки



Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на

иллюстрации)


Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на

иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание
сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного
фильма)


Инсценирование сказки

Обобщающая беседа

11

Знакомство в гостях


Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы

на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с
условно-графическими изображениями)


Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях

(рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз
и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель –
ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек
как героев ситуации)


Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.)



Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и

условно-графические схемы предложений


Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости»



Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой

на символический план
Покупка школьных принадлежностей


Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации

(называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление
словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару»,
«Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)


Разучивание чистоговорки



Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами

рассказа)


Закрепление полученных знаний (конструирование возможных

диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)


Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»)

Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на
символический план.

12

В магазине игрушек


Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации

(составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных,
составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай
мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями)


Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»



Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на

иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации)


Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в

новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при
покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов,
проигрывание диалогов)


Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в

магазине «Игрушки»)


Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта

учащихся
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на
символический план
Готовимся к празднику


Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на

иллюстрацию)


Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в

условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом
Морозом.


Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование

возможных диалогов при приглашении на праздник.


Разучивание стихотворений новогодней тематики.



Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р.

Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки.
13

Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний
праздник?»
Новогодние чудеса


Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение

деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)


Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в

условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале


Разучивание чистоговорки



Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения

в произнесении поздравлений с торжественной интонацией


Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,

моделирование и проигрывание диалогов


Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на

новогоднем празднике?»


Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о

новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного
рассказа)
Зимняя прогулка


Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с

изображениями зимней одежды и обуви)


Разучивание чистоговорки



Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной

картинке)


Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.



Тренировочные

упражнения

в

произнесении

просьб

с

соответствующей интонацией.

14



Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на

прогулку.


Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.)



Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку,

серию картин или символический план)
Надо, надо умываться…


Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)



Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с

серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения.


Составление

предложений

по

теме

ситуации

(просьба

в

утвердительной и вопросительной формах)


Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.



Моделирование диалогов.



Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев

ситуации


Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра

«Кто знает, пусть продолжит»)
Помощники


Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)



Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с

серий картин к стихотворению. Разучивание.


Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в

утвердительной и вопросительной формах)


Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или

распределение обязанностей.


Моделирование диалогов.



Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)

15



Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра

«Кто знает, пусть продолжит»)
Петушок и бобовое зернышко


Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание

загадки)


Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на

иллюстрации)


Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на

иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки

в

аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)


Инсценирование сказки



Обобщающая беседа

Весенние праздники


Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение

деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)


Составление

поздравлений.

Тренировочные

упражнения

в

произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от
адресата


Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,

моделирование и проигрывание диалогов


Создание видеопоздравления

Заячья избушка


Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание

загадки)

16



Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на

иллюстрации)


Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на

иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание

сказки, прослушивание сказки в

аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)


Инсценирование сказки



Обобщающая беседа

Спокойной ночи!


Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение

картинки)


Разучивание чистоговорки



Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Работа с серий картин к сказке.


Знакомство

Тренировочные

с

этикетными

упражнения

в

формами

пожеланий

перед

сном.

произнесении

пожеланий

перед

сном

спокойным голосом, с ласковой интонацией.


Разучивание колыбельной.



Моделирование диалогов по теме ситуации.



Ролевые игры по теме



Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному

учителем, с опорой на символический или картинный план)
Доброе утро!


Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение

картинки)


Разучивание чистоговорки

17



Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и

пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с
различной интонацией: ласково, бодро и т.д.


Моделирование диалогов по теме ситуации.



Ролевые игры по теме



Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»



Составление коротких рассказов из личного опыта

День Победы


Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение

деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)


Составление

поздравлений.

Тренировочные

упражнения

в

произнесении поздравлений с торжественной интонацией


Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,

моделирование и проигрывание диалогов


Создание видеопоздравления.

2 класс
Аудирование


Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать

обращенную к ним речь.


Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2

– 3 слова).


Слоги

и

слова

с

рядом

свистящих

и

шипящих

звуков,

дифференциация свистящих и шипящих звуков.


Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.



Слова, близкие по звучанию.

18

Дикция и выразительность речи


Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной

выразительности речи. Голос, сила голоса.


Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы

голоса.


Мимика и жесты. Лицо, выражение лица.



Практическое использование мимики в речевых ситуациях.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания


Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит,

Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с
игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.


Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.



Заголовок к речевой ситуации.



Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.



Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую

конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.


Составление из символов связного высказывания

из 3 – 5

предложений.


Использование личных местоимении вместо существительного для

связи предложений в тексте.


Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.

Культура общения

Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся
словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы,
приветствия.

Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое
внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы.


Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.

19

3 класс
Аудирование и понимание речи


Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,

предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—
бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике
скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку.Игра в
маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью
учителя).


Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр

видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного.


Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.

Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных
по

содержанию

картинок

той,

которая

соответствует

услышанному

предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая
капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик
открывает альбом, а там клякса от краски).


Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи


Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном

выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.


Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных

диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на
всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена
тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и
наоборот) и др.


Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной

силы голоса в различных ролевых ситуациях.
20



Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств

соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,
страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на
схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение
с подготовленной ситуацией.


Произнесение

одной

и

той

же

фразы

с

вопросительной,

повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,
например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни


Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают

они на наше общение с ними?


Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем

расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас
животные?


Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение

обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить
что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить,
пожалеть, утешить и т. д.


Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на

иллюстративный

материал

и

заранее

подготовленные

ситуации

по

определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все
слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все
слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо
делать это вежливо и не обижать его;

21

— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини»,
«Извините», «Спасибо».


Письменное общение. Использование письменного общения в жизни

(вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные
открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы,
предложений о совместных действиях и т. д.


Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к

материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания


«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение

к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения.


Грубые

и

негрубые

обращения.

Бытовые

(неофициальные)

обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.


Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка,
мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие


Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а

тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные
реплики

на

приглашение

познакомиться

(«Очень

приятно!»,

«Рад

познакомиться!»).
Приветствие и прощание


Употребление различных формул приветствия и прощания в

зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
22

«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения
по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.


Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,

«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет»,
«Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул
с помощью обращений.


Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как

дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание


Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их

развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.


Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и

старшим.


Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы

«Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.


Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я

хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент
Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как
красиво!» и др.
23

Телефонный разговор


Формулы

разговоре.

обращения,

Значение

сигналов

привлечения
телефонной

внимания
связи

в

(гудки,

телефонном
обращения

автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону
(«Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить
(позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия.
Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». 
Просьба, совет


Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на

перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.


Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание

просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…,
пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».


Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность


Формулы

«Спасибо»,

«Большое

спасибо»,

«Пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
Замечание, извинение


Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.

Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я
не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение
перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

24

Сочувствие, утешение
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Культура общения


Выражение просьбы.



Речевое

общение

со

старшими.

Общение

с

друзьями.

Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.


Речевое общение с малознакомыми людьми.

4 класс
Аудирование и понимание речи


Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,

словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.


Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей

слову, предложению).


Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных

слогов, слов, предложений.


Слушание небольших литературных произведений в изложении

педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.


Содержание данного раздела реализуется на уроках речевой

практики в соответствии с учебно-тематическим планом


Дикция

и

выразительность

речи.

Развитие

артикуляционной

моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.

25



Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.

Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки и др.). Условные знаки в общении людей.


Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».



Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.



Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.



Содержание данного раздела реализуется на каждом уроке речевой

практики в соответствии с учебно-тематическим планом.
Организация речевого общения


Базовые формулы речевого общения



Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по

имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым

и

ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые

обращения.

Грубые

и

негрубые

обращения.

Бытовые

(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,
тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым

человеком

без

обращения

(«Скажите,

пожалуйста…»).

Обращение в письме, в поздравительной открытке.


Знакомство,

представление,

приветствие.

Формулы

«Давай

познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).


Приветствие

и

прощание.

Употребление

различных

формул

приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание
формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и

26

прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.


Формулы «Доброе

утро»,

«Добрый

день»,

«Добрый

вечер»,

«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай»,
«чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных

формул,

использованных

невоспитанными

взрослыми.

Развертывание формул с помощью обращений.


Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как

дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».


Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения

в гостях.


Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в

телефонном

разговоре.

Значение

сигналов

телефонной

связи

(гудки,

обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить

(позвать)…»).

Распространение

этих

формул

с

помощью

приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».


Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте

на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.


Развертывание просьбы

с

помощью

мотивировки.

Формулы

«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне
…», «Можно я …».


Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».



Благодарность.

Формулы

«спасибо»,

«большое

спасибо»,

«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
27

мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).


Замечание,

извинение.

Формулы

«извините

пожалуйста»

с

обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения
при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.


Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития

коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации


Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.



Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме

ситуации.


Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на

вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.


Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.



Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.

Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.


Моделирование речевой ситуации.



Составление устного текста (диалогического или несложного

монологического) по теме ситуации.


Контроль предметных результатов целесообразно начинать со

второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме
того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.


В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают

предметные результаты.
28



Объектом оценки предметных результатов является освоение

обучающимися содержания изучаемых дисциплин, умений и способов
действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего

контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Форма

промежуточной

аттестации

по

предмету

предполагает

выполнение тестовых заданий (1-2 класс устно).

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Наименование разделов и тем
Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Теремок
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
Надо, надо умываться…»
Помощники
Петушок и бобовое зернышко
Весенние праздники
Заячья избушка
Спокойной ночи!
Доброе утро!
День Победы
Всего

Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
66

29

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13

Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Играем в сказку
Я дома
Я и мои товарищи
Мы встречаем Новый год
Зимняя прогулка
Мойдодыр
Мамины помощники
Мир природы
Итоговое занятие
Всего

Кол-во
часов
8
5
7
4
4
4
4
12
11
8
1
68

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Я и мои товарищи
Я дома
Я за порогом дома
Играем в сказку
Мир природы
Это я!
Итоговое занятие
Всего

Кол-во
часов
9
10
7
12
8
10
8
1
68

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Делимся новостями
В библиотеке
Отправляюсь в магазин
Сказочный мир
СМИ
Знаки – помощники

Кол-во
часов
4
2
7
3
5
5
6
30

8
9
10
11
12
13
14
15
16

В гостях у леса
Чувства человека
Я зритель
Я дома
Культура поведения и общения
Наши сказки
Узнай меня
Приглашения и поздравления
Всего

6
5
3
3
4
5
2
8
68

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».