МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 14
имени Героя России Дмитрия Шектаева"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
протокол педсовета №1
приказ № 238-ос
от «30» августа 2023г.
от «30» августа 2023г.
Рабочая программа
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся с УО (вариант 9.1)
Калья, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана в
соответствии с:
Федерального закона от 29.12.2012 №
273
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной основной
общеобразовательной
программы МАОУ
«СОШ № 14» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), соответствующей ФАООП,
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №
1026;
Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ №2 от
28.01.2021 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Учебного плана МАОУ «СОШ № 14»
2
Цели и задачи курса:
В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель.
Цель - развитие речевой коммуникации с нарушениями интеллекта для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
уточнение
-
и
обогащение
представлений
об
окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и
развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.
Общая характеристика учебного предмета
Этот предмет играет важную роль в развитии речи младших школьников,
учит
выполнять простые
и
составные
устные
инструкции
учителя;
совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи,
интереса
к
окружающему;
корригируется
артикуляция
звука
и
диафрагмальное дыхание, речевое подражание.
3
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий формировать
внутреннюю
позицию
школьника,
деятельности,
ориентировать
адекватную
учащихся
на
мотивации
моральные
нормы
учебной
и
их
выполнение.
В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и
оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся
использовать информацию, обобщать способы и средства построения
собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей
проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать
коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения
курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать
инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что
способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится по 2 часа
в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа
в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
4
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые
личностные
результаты
учитывают
типологические,
возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в
процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета.
Личностные результаты по программе «Речевая практика»:
1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном
здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов
дополнительного образования и т.п.);
2) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь),
воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном
общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) положительное
отношение
к
сотрудничеству
с
взрослыми
и
сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и
повседневном школьном общении;
проявление
4)
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей
с
использованием
полученных
на
уроках
знаний
и
умений
(интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных
речевых оборотов в повседневной жизни);
5) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни,
проявление
интереса
к
творческому
труду,
бережное
отношение
к
материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих;
5
6) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природной и социальной частей;
7) понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
8) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе;
Предметные результаты
1 класс
Предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному:
Минимальный уровень:
- Выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся
каждый день;
-Называть предметы и соотносить их с картинками;
-Употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
-Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена
ближайших родственников.
Достаточный уровень:
-Выполнять задания по словесной инструкции;
-Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
-Внятно выражать просьбы, употреблятьвежливые слова;
-Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
-Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена
ближайших родственников;
6
2 класс
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных
слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное
произнесение
чистоговорок,
коротких
стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых
действий
(приветствия,
прощания,
извинения
и
т.
п.),
используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-
символический план.
7
3 класс
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или
артистами в аудиозаписи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения
после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова,
уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
8
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии
своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам
речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-
символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
4 класс
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов;
- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений
с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя
и анализ речевой ситуации;
9
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний;
выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и
т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
составление
рассказов
с
опорой
на
картинный
или
картинно-
символический план.
Содержание учебного предмета
1 класс
Давайте знакомиться
Знакомство,
приветствие
(беседа,
игры
«Наши
имена»,
«Приветствие», хоровод)
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей
предложению,
повторение
предложений
за
учителем,
составление
предложений, ответы на вопросы)
Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при
знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым
представляется
старший
(тренировочные
упражнения
в
изображении
доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари
улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование
диалогов учитель-ученик)
Закрепление
полученных
знаний
(экскурсии
в
школьные
кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч.
с использованием игрушек, как героев ситуации)
Обобщающая беседа
10
Знакомство во дворе
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей
предложению,
предложений,
повторение
ответы
на
предложений
вопросы,
за
работа
учителем,
с
составление
условно-графическими
изображениями)
Разучивание чистоговорки
Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование
диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с
использованием игрушек как героев ситуации)
Составление
рассказа
по
теме
ситуации
(игра
«Дополни
предложение»)
Обобщающая беседа
Теремок
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание
загадки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание
сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного
фильма)
Инсценирование сказки
Обобщающая беседа
11
Знакомство в гостях
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с
условно-графическими изображениями)
Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях
(рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз
и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель –
ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек
как героев ситуации)
Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.)
Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и
условно-графические схемы предложений
Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости»
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой
на символический план
Покупка школьных принадлежностей
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации
(называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление
словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару»,
«Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание чистоговорки
Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами
рассказа)
Закрепление полученных знаний (конструирование возможных
диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»)
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на
символический план.
12
В магазине игрушек
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации
(составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных,
составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай
мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»
Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на
иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации)
Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в
новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при
покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов,
проигрывание диалогов)
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в
магазине «Игрушки»)
Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта
учащихся
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на
символический план
Готовимся к празднику
Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на
иллюстрацию)
Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в
условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом
Морозом.
Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование
возможных диалогов при приглашении на праздник.
Разучивание стихотворений новогодней тематики.
Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р.
Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки.
13
Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний
праздник?»
Новогодние чудеса
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение
деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в
условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале
Разучивание чистоговорки
Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения
в произнесении поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание диалогов
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на
новогоднем празднике?»
Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о
новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного
рассказа)
Зимняя прогулка
Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с
изображениями зимней одежды и обуви)
Разучивание чистоговорки
Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной
картинке)
Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.
Тренировочные
упражнения
в
произнесении
просьб
с
соответствующей интонацией.
14
Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на
прогулку.
Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.)
Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку,
серию картин или символический план)
Надо, надо умываться…
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с
серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения.
Составление
предложений
по
теме
ситуации
(просьба
в
утвердительной и вопросительной формах)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев
ситуации
Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра
«Кто знает, пусть продолжит»)
Помощники
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с
серий картин к стихотворению. Разучивание.
Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в
утвердительной и вопросительной формах)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или
распределение обязанностей.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)
15
Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра
«Кто знает, пусть продолжит»)
Петушок и бобовое зернышко
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание
загадки)
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки
в
аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки
Обобщающая беседа
Весенние праздники
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение
деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Составление
поздравлений.
Тренировочные
упражнения
в
произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от
адресата
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание диалогов
Создание видеопоздравления
Заячья избушка
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание
загадки)
16
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание
сказки, прослушивание сказки в
аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки
Обобщающая беседа
Спокойной ночи!
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение
картинки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Работа с серий картин к сказке.
Знакомство
Тренировочные
с
этикетными
упражнения
в
формами
пожеланий
перед
сном.
произнесении
пожеланий
перед
сном
спокойным голосом, с ласковой интонацией.
Разучивание колыбельной.
Моделирование диалогов по теме ситуации.
Ролевые игры по теме
Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному
учителем, с опорой на символический или картинный план)
Доброе утро!
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение
картинки)
Разучивание чистоговорки
17
Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и
пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с
различной интонацией: ласково, бодро и т.д.
Моделирование диалогов по теме ситуации.
Ролевые игры по теме
Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»
Составление коротких рассказов из личного опыта
День Победы
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение
деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Составление
поздравлений.
Тренировочные
упражнения
в
произнесении поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание диалогов
Создание видеопоздравления.
2 класс
Аудирование
Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать
обращенную к ним речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2
– 3 слова).
Слоги
и
слова
с
рядом
свистящих
и
шипящих
звуков,
дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.
Слова, близкие по звучанию.
18
Дикция и выразительность речи
Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной
выразительности речи. Голос, сила голоса.
Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы
голоса.
Мимика и жесты. Лицо, выражение лица.
Практическое использование мимики в речевых ситуациях.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит,
Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с
игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.
Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.
Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.
Составление из символов связного высказывания
из 3 – 5
предложений.
Использование личных местоимении вместо существительного для
связи предложений в тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.
Культура общения
Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся
словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы,
приветствия.
Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое
внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы.
Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.
19
3 класс
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,
предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—
бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике
скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку.Игра в
маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью
учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр
видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных
по
содержанию
картинок
той,
которая
соответствует
услышанному
предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая
капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик
открывает альбом, а там клякса от краски).
Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном
выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных
диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на
всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена
тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и
наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной
силы голоса в различных ролевых ситуациях.
20
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств
соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,
страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на
схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение
с подготовленной ситуацией.
Произнесение
одной
и
той
же
фразы
с
вопросительной,
повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,
например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают
они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем
расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас
животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение
обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить
что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить,
пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на
иллюстративный
материал
и
заранее
подготовленные
ситуации
по
определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все
слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все
слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо
делать это вежливо и не обижать его;
21
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини»,
«Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни
(вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные
открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы,
предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение
к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые
и
негрубые
обращения.
Бытовые
(неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка,
мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а
тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные
реплики
на
приглашение
познакомиться
(«Очень
приятно!»,
«Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание
Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
22
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения
по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет»,
«Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул
с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как
дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание
Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их
развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и
старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент
Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как
красиво!» и др.
23
Телефонный разговор
Формулы
разговоре.
обращения,
Значение
сигналов
привлечения
телефонной
внимания
связи
в
(гудки,
телефонном
обращения
автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону
(«Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить
(позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия.
Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание
просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…,
пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность
Формулы
«Спасибо»,
«Большое
спасибо»,
«Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
Замечание, извинение
Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я
не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение
перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
24
Сочувствие, утешение
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Культура общения
Выражение просьбы.
Речевое
общение
со
старшими.
Общение
с
друзьями.
Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
4 класс
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,
словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Содержание данного раздела реализуется на уроках речевой
практики в соответствии с учебно-тематическим планом
Дикция
и
выразительность
речи.
Развитие
артикуляционной
моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
25
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Содержание данного раздела реализуется на каждом уроке речевой
практики в соответствии с учебно-тематическим планом.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по
имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым
и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые
обращения.
Грубые
и
негрубые
обращения.
Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,
тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым
человеком
без
обращения
(«Скажите,
пожалуйста…»).
Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство,
представление,
приветствие.
Формулы
«Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание.
Употребление
различных
формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание
формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
26
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе
утро»,
«Добрый
день»,
«Добрый
вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай»,
«чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных
формул,
использованных
невоспитанными
взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения
в гостях.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном
разговоре.
Значение
сигналов
телефонной
связи
(гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить
(позвать)…»).
Распространение
этих
формул
с
помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте
на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы
с
помощью
мотивировки.
Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне
…», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Формулы
«спасибо»,
«большое
спасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
27
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).
Замечание,
извинение.
Формулы
«извините
пожалуйста»
с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения
при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.
Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного
монологического) по теме ситуации.
Контроль предметных результатов целесообразно начинать со
второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме
того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают
предметные результаты.
28
Объектом оценки предметных результатов является освоение
обучающимися содержания изучаемых дисциплин, умений и способов
действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего
контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Форма
промежуточной
аттестации
по
предмету
предполагает
выполнение тестовых заданий (1-2 класс устно).
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Наименование разделов и тем
Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Теремок
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
Надо, надо умываться…»
Помощники
Петушок и бобовое зернышко
Весенние праздники
Заячья избушка
Спокойной ночи!
Доброе утро!
День Победы
Всего
Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
66
29
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Играем в сказку
Я дома
Я и мои товарищи
Мы встречаем Новый год
Зимняя прогулка
Мойдодыр
Мамины помощники
Мир природы
Итоговое занятие
Всего
Кол-во
часов
8
5
7
4
4
4
4
12
11
8
1
68
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Я и мои товарищи
Я дома
Я за порогом дома
Играем в сказку
Мир природы
Это я!
Итоговое занятие
Всего
Кол-во
часов
9
10
7
12
8
10
8
1
68
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Делимся новостями
В библиотеке
Отправляюсь в магазин
Сказочный мир
СМИ
Знаки – помощники
Кол-во
часов
4
2
7
3
5
5
6
30
8
9
10
11
12
13
14
15
16
В гостях у леса
Чувства человека
Я зритель
Я дома
Культура поведения и общения
Наши сказки
Узнай меня
Приглашения и поздравления
Всего
6
5
3
3
4
5
2
8
68
31
32