СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол Педагогического совета
приказом МАОУ «СОШ № 14»
от 27.08.2020 № 1
от 27.08.2020 № 745-ос
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
уровень начального общего образования
«Психологическая коррекция» (1- 4 класс)
Количество часов:
Всего – 168 часов, 1 час в неделю
1 и 1 дополнительный класс – 33 часов
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Североуральск 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция»1-4 класс разработана в соответствии с
федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ к результатам освоения Адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и на основе методических
рекомендаций и пособий по коррекционной работе.
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков
психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой
психического развития (ЗПР).
Общая цель психокоррекционных занятий:
применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и
эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной
мотивации.
Идентичными остаются общие задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ЗПР:
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной
деятельности;
совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического
развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся
трудностей, формирование школьной мотивации;
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования.
В 1классе и в 1дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;
совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и
контролю результатов действий;
активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию
знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделямесяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;
формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя
особое внимание детям, приступившим к обучению в этом году;
содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов
для 1 дополнительного класса.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Содержание, форма организации (групповая,
подгрупповая, индивидуальная), продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для
учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного
развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной
информации.
Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование
учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных
представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния,
формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферыи социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе,
адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения,
формирование способности к планированию и контролю).
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Достижение планируемых результатов образования обучающихся с ЗПР предполагает, что коррекционно-развивающие занятия, реализуемые
во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.
Важнейшей задачей психокоррекционных занятий остается преодоление недостатков системы произвольной регуляции, повышение
познавательной активности и общего уровня сформированности познавательной деятельности.
Содержание психокоррекционных занятий в первом дополнительном классе, реализуемое в модулях по развитию возможностей
произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния,
способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти
самому;
– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;
– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку
возможностям одноклассника.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:
– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в расширении знаний правил коммуникации;
– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
– в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временно́й организации проявляется:
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей проявляется:
– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в
школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт
и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться
от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации
общения;
– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Успешность освоения курса «Психокоррекционных занятий»:
В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая план деятельности);
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на
основе словесной инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в пространстве, используя графический план и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;
способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы,
зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);
способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
возможность понимания символических обозначений;
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных
характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
снижение степени эмоциональной напряженности;
отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1 класс
Адаптационный модуль «Мы теперь ученики» (принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами).
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по активизации
познавательной деятельности, модуль по развитию пространственно-временных представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения).
Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками).
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по формированию интереса к себе и позитивного
самоотношения).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале).
Во время занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» педагог-психолог:
формирует желаемые психологические качества и умения;
ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;
стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус
«неблагополучных» учеников;
уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий;
корректирует запланированное содержание занятий в соответствии с возможностями обучающихся.
1 дополнительный класс
Адаптационный модуль «Давайте познакомимся» или «Снова в школу» (установление позитивных отношений в классе, принятие
социальной роли школьника)1.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения).
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по развитию
пространственно-временны́х представлений, модуль по активизации познавательной деятельности).
Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по обучению элементарным навыкам регуляции
эмоциональных состояний).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале);
Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется образовательной организацией
самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.
Во время групповых занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» психолог:
формирует желаемые психологические качества и умения;
ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;
стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус
«неблагополучных» учеников;
уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий с ребенком;
корректирует запланированное содержание групповых занятий в соответствии с детскими возможностями.
2-4 класс
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления).
Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей «группы риска», проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию имеющихся проблем детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных
учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей «группы риска», детей с ограниченными возможностями здоровья,
проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и
эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».
Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.
Занятия рассчитаны на весь год с периодичностью 1 раз в неделю.
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки
(фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной
деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые
подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, «хитрые вопросы»).
Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для
коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более
высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут
совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем
самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка,
переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом
второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова;
запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный
лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при
выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части – 5 минут.
№
п/п
1
Раздел
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 КЛАССЕ
Темы занятий
Содержание занятий
Знакомство.
Адаптационный
модуль «Мы теперь Наш класс.
ученики» (12 часов). Наша учительница.
Наша школа.
Школьная столовая. Школьная
библиотека.
Вежливость.
Внешний вид.
Поздравление ко дню учителя.
Игры на знакомство. Запоминание имен одноклассников.
Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия.
Рассказ-презентация об учительнице. Рассказ-презентация о школе. Отличия
школы и детского сада, учительницы и воспитательницы.
Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь:
рассказы учащихся о посещенных объектах.
Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно,
извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я.
Маршак и др.).
Что такое хорошо и что такое плохо (отрывки стихов российских поэтов).
Детские высказывания.
Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда.
Внешний вид школьника.
Сезонные изменения в природе, сезонная одежда. Одежда и обувь для осени.
Праздник учителей. Стихи и песни о школе. Открытка для учителя. Пожелания.
Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок «Я в
школе»).
Модуль по развитию Ориентировка в схеме тела.
пространственновременных
Наши пальчики.
представлений (4 ч).
Игры-задания на ориентировку в схеме тела (справа – слева, под – над).
Выделение детей, имеющих индивидуальные трудности ориентировки.
Названия пальцев рук. Заучивание стихотворения с названиями пальцев.
Взаиморасположение пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Что лежит у нас на парте?
Парта (на, под, внутри, справа, слева, спереди, сзади). Правый – левый верхний и
Ориентировка
на
листе нижний углы. Середина (центр). Расположение предметов на парте.
бумаги.
Лист бумаги: верх, низ, середина, левый/правый, верхний/нижний угол,
разлиновка, строки выше, строки ниже.
2
Модуль по развитию
пространственноПространство и его план.
временных
Пространство в нашей речи.
представлений (8 ч)
План классной комнаты.
План пространства: знакомство со схематизированными планами, включающими
пространственные ориентиры (право – лево, верх – низ).
Пространственные термины: «далеко – близко», «рядом», «между», «над – под»,
«из-за», «из-под».
Составление плана комнаты (схематические изображения/готовые графические
символы), предметов. Взаиморасположение предметов в пространстве и на плане.
План своей комнаты.
Поиск объекта по плану.
Самостоятельное создание и декодирование плана (фотография комнаты и
демонстрация плана). Декодирование символических обозначений (больница,
магазин, парикмахерская, заправка). Создание собственных символовСимволы-обозначения.
обозначений. Система ориентиров (схематизированный план с использованием
Схема маршрута (ориентиры). ориентиров), самостоятельное выделение 1–2 значимых ориентиров.
Что показывают часы. Режим Схема пути к классной комнате от входа в школу. Схема пути от дома к школе (с
дня.
изображением значимых ориентиров).
Вчера – сегодня – завтра.
Время, затрачиваемое на дорогу. Временные интервалы – час, полчаса, 15 минут,
5 минут. Режим дня: утро: подъем, сборы, завтрак, уроки; день: обед, прогулка,
занятия, игры; вечер: семейное общение, ужин, приготовления ко сну; ночь: сон.
Вчера – сегодня – завтра. Б.Заходер «Мартышкин дом».
Модуль по развитию Мы такие разные.
коммуникативных
навыков и навыков
совместной
Играем, чтобы подружиться.
деятельности (6 ч).
Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы
(аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный,
дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.).
Игры, направленные на взаимовыборы («Каравай», «Ручеек» и пр.). Игрысоревнования команд («Литературная викторина: кто с кем дружит?», «Угадай
песню»).
Почему люди ссорятся.
Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе.
Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется,
отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не
Дети и взрослые.
ссориться.
Дети и взрослые. Различия детей и взрослых. Половозрастная идентификация
(тест «золотого возраста»). Чего хотят дети от взрослых? Чего хотят взрослые от
Будь
внимателен
(нужна детей? Правила дружбы со взрослым (цветик-семицветик): помогать,
помощь).
предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться,
говорить правду.
Что один не сделает –сделаем «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что
вместе.
называется помощью? Кому надо помогать? Признаки потребности в помощи.
А.Л. Барто «Помощница».
Совместная деятельность. Сказки, повести, мультфильмы: о совместной
деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения
обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается
научиться делать.
3
Модуль
формированию
произвольной
регуляции
познавательной
деятельности
часов).
по Поэлементное
образцов.
копирование Выделение частей в схематическом
последовательная зарисовка в тетради.
Целостное
копирование
образцов.
(10 Составление плана решения
задачи (выполнения задания).
Самостоятельное выполнение
задания
с
оценкой
полученного
результата.
Проверка выполнения задания
одноклассником.
Самостоятельное выполнение
задания с учетом заданных
изображении
конструкции.
Их
Самостоятельное копирование представленной схемы конструкции.
Конструирование из плоскостного и объемного геометрического материала.
Задания на вычеркивание (аналогично корректурной пробе).
Шифровка (замена одних значков другими по определенному правилу).
Поиск изображений, относимых к определенной обобщенной группе (без
указания на способ).
Раскрашивание объектов по заданным правилам.
Зарисовка объекта по заданным правилам (зеркальное отображение).
Попытка конструирования по условиям.
Модуль
активизации
познавательной
деятельности
часов).
условий.
по Восприятие
как
основа
познавательной деятельности:
анализ
наглядно
(10 воспринимаемых предметов и
явлений
окружающей
действительности.
Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы.
Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель – 4
ножки и крышка – стол). Загадывание наглядно представленных объектов
Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация
принципа классифицирования. Задание на сериацию.
Перцептивные
объектов.
группировки Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами.
Описание предметов. Какой? Какая?
Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из
Сенсорные эталоны
индивидуальных наборов).
Выделение частных и общих признаков сходства:
Перцептивное моделирование. ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в
ряду).
Определение различий. 2
проанализированного ряда.
Сходство в речи: подбор
изображенных на картинках.
Сходства и различия.
картинки
для
синонимичных
сравнения
из
наименований
каждого
для
ранее
объектов,
Различия в нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами,
наглядно представлены на картинках, в т.ч. фотографиях).
Перепутанные дорожки. Найди различия (идентичные картинки с незаметными
отличиями).
Развитие
навыков Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах.
произвольного
Что изменилось? (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов).
сосредоточения внимания.
Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов.
Развитие зрительной, памяти.
Развитие слуховой памяти.
Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны
на индивидуальных карточках).
Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с
Развитие основ абстрактно- постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной
логического мышления: поиск фразе).
закономерностей.
Развитие предпосылок абстрактно-логического
числового ряда (в пределах изученного).
мышления.
Продолжение
Продолжение определенной последовательности геометрических элементов.
Учет двух признаков в нахождении места объекта (цвет и величина, форма и
величина, цвет и форма).
4
Модуль
по
активизации
познавательной
деятельности детей с
ЗПР (8 часов).
Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск
связей
и
отношений
в
вербально
представленном
материале.
Диагностический урок: решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с
прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа
«Маленький Саша») – проводится без обучения.
Обучающее занятие: другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание
загадок.
Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест
Развитие основ абстрактно- теста под ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской).
логического мышления: учет
двух оснований вывода на Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на
наглядно
представленном стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (А
вычеркиваем, И подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии.
материале.
Геометрические тела (куб, параллелепипед, конус) и шаблоны их развертки.
Соотнесение фигуры и шаблона. План конструкции. Конструирование по плану
соседа по парте (творческое задание).
Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий:
конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и
количества деталей.
Произвольное
длительное
удержание
внимания
(запутанные
линии,
корректурная
проба
буквенный вариант).
Элементы
конструктивной Развитие воображения (опредмечивание геометрических фигур).
деятельности (по схеме).
Творческие задания.
Модуль
по Фотозагадки.
Угадывание одноклассников по их детским фотографиям.
формированию
Каким я был маленьким.
Я не умел, но уже умею…
интереса к себе и
позитивного
самоотношения
ч).
Моя семья.
(8 Самопрезентация.
Лесенка
другие.
самооценки.
Я
Рассказ обучающегося о семье.
В. Драгунский «Денискины рассказы». Самопрезентации2«Я люблю» и «Я не
люблю»,«Я хвастаюсь (горжусь) тем, что…».
и Занятие на формирование самооценки: как нас видят другие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 1 дополнительном классе
№
п/п
Раздел
Темы занятий
Адаптационный Как я провел лето.
модуль «Снова в
школу» (7 часов). Школьные правила.
План школы.
План класса.
Правила вежливости.
Модуль
по
формированию
произвольной
регуляции
познавательной
деятельности (2
этап) (9 часов).
Планирование
«Открытка
к
Учителя».
Контроль.
Содержание занятий
Игры, помогающие детям вспомнить имена друг друга, повышающие эмоциональный
тонус и способствующие налаживанию контакта. Любая форма презентации своих
летних впечатлений (рассказ, пантомима, рисунок).
Викторина. Рисунок «Я в школе» (цветными карандашами).
Повторение – закрепление материала прошлого года. Схематические изображения
пути от входа к классу, от класса к столовой, библиотеке, спортзалу.
Схематическое изображение классной комнаты. Игры на угадывание объекта.
Пиктографические изображения запрещенного и одобряемого поведения.
Презентация пиктограмм. Оформление стенда.
Совместное со взрослым составление пошагового плана выполнения задания: выбор
дню элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана.
Сложение полоски из геометрических фигур по схематически обозначенному
правилу. Зарисовка. Проверка результата.
Графический диктант (усложненные варианты узора).
Шифровка (замена определенных цифр значками, затем буквами).
Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей
Планирование «Сам
пиктографической
зарисовкой
(портфель:
дневник-учебники-тетради-пенал).
собираюсь в школу».
План деятельности.
План
и
контроль
результатов
деятельности.
Игра с правилами.
Модуль
по
развитию
пространственновременных
представлений (7
ч).
Словесный отчет.
Задание: обозначить ориентиры и путь (стрелками) от определенного объекта до
школы3. Распределение функций в подгруппах: организатор, исполнители,
контролер). Поэтапное выполнение задания (идентификация ориентиров, внесение на
схему, обозначение, расставление стрелок).
Конструированиепо условию.
Игра с запретом называния определенных слов (3 условия)
Календарь.
Неделя.
Месяц.
Сезон.
Год.
Модуль
по
развитию
Общение без слов.
коммуникативных Распознание эмоциональных
навыков (7 ч).
состояний по мимическим
проявлениям.
Распознавание
эмоциональных состояний по
схематическим
изображениям
мимики,
жестам.
Работа
с
наглядным
пособием
(Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер).
Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней.
Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность
месяцев. Лента времени. Наши дни рождения.
Времена года. Презентация личных фотографий, сделанных в разное время
года. Сезонные отличия. Ждем праздника.
Воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели (диагностическое
занятие).
Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М.
Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки».
Распознавание натуральных изображений основных эмоций (радость,
удовольствие, страх, стыд, гнев, печаль). Вербализация чувств персонажей
понятных детям художественных произведений, текстов.
Жесты одобрения, поддержки, дружбы, прощания, угрозы. Прочтение
смайликов. Самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний.
Воспроизведение движений, мимики (по разным условиям), ранжирование по
признакам (рост, цвет волос и т.п.), описание партнера по общению с
комплиментами («Расскажи, какая Оля красивая»).
Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».
Внимание к партнеру по Игры, предполагающие тесный телесный контакт между детьми в парах
общению.
сменного состава.
Заданный и самостоятельный
выбор в подгруппах сюжетов
для
невербальной
4
демонстрации .
Игры
на
невербальное
взаимодействие – поддержку.
3
Модуль
по Развитие
аналитикоактивизации
синтетической деятельности.
познавательной
деятельности
детей с ЗПР (2-3
этап)
(20 часов).
Выделение функционально-значимых частей визуально представленных и
воображаемых объектов. Зарисовывание проанализированных объектов.
Конструирование из плоскостной мозаики
В поисках клада (урок № 2).
Установление закономерностей на визуально представленном материале (с
одновременным учетом 2 признаков).
Закончи стихотворение.
Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских
обобщений (по двум классификационным признакам): на наглядно
представленном материале.
Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками).
Отгадывание загадок.
Развитие памяти и внимания Решение логических задач.
Диагностическое занятие: корректурная проба, оценка оперативной памяти .
Развитие смысловой памяти Шифровки и расшифровки.
и воображения.
Декодирование ранее созданных пиктограмм. Обучение кодированию
запоминаемых литературных произведений с сериями объектов.
Символы и знаки вокруг нас.
Азбука Морзе (кодирование и декодирование слов с опорой на образец). Марки
автомобилей. Дорожные знаки.
Оценка запоминания информации с опорой на представленные символы.
Модуль
по
формированию
элементарных
навыков
Стабилизация
эмоционального
состояния
обучающихся.
На выбор цикл артерапевтических занятий: рецептивная, активная, интегративная
музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др.
эмоциональной
регуляции
(произвольного
поведения) 12 ч.
Закрепление
изученного за год
(4 часа)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Закрепление навыков Мимическое, символическое, двигательное выражение эмоций
эмоциональной
экспрессии.
Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.
Обучение
элементарным навыкам
релаксации.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)