Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5-9 классы
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также Федеральной программы воспитания, с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка меж- национального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка на ступени основного общего образования отводится 714 часов: 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю); 6 класс – 204 часа (6 часов в неделю); 7
класс – 136 часов (4 часа в неделю); 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю); 9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 классы
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также Федеральной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учѐта преемственности с курсом литературного чтения на уровне начального общего образования, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощению в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы на уровне основного общего образования по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Аннотация к рабочей программе по истории 5-9 классы
Федеральная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной программы воспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«История», устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История даѐт возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого еѐ народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования с учѐтом федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко- просвещенческую направленность, формируя у молодѐжи способность и готовность к
защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 340, в 5–9 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе рекомендуется предусмотреть 17 часов на изучение модуля «Введение в новейшую историю России».
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 6-9 классы
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учѐтом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально- экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на изучение обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 классы
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах
Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 8-9 классы
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности») Программа ОБЖ разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программы воспитания, концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.
Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования: модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»; модуль № 2 «Безопасность в быту»; модуль
№ 3 «Безопасность на транспорте»; модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»; модуль № 5 «Безопасность в природной среде»; модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»; модуль № 7 «Безопасность в социуме»; модуль № 8
«Безопасность в информационном пространстве»; модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»; модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
Предмет изучается в 8—9 классах из расчёта 1 час в неделю (всего 68 часов).
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебра, геометрия) 5-9 классы
Федеральная рабочая программа по математике для обучающихся 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учѐтом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Основные линии содержания курса математики в 5-9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»),
«Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5-9 классах учебный предмет «Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5-6 классах — курса «Математика», в 7—9 классах
— курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) и «Геометрия».
Настоящей программой вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
На изучение математики в 5—6 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, в 7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952 учебных часа.
Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» на уровне основного общего образования на 2023-2024 учебный год составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Вероятность и статистика», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа учебного курса «Вероятность и статистика» отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом
- ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101)
- Концепция преподавания предметной области «Вероятность и статистика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Вероятность и статистика»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения технологии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Учебный курс «Вероятность и статистика» реализуется через обязательную часть учебного плана.
7 класс — 34 часа (1 час в неделю)
8 класс — 34 часа (1 час в неделю)
9 класс — 34 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы 3 года.
В программу входят следующие разделы: тематическое планирование, поурочное планирование, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, обязательные учебные материалы для ученика, перечень методических материалов для учителя и цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале учебного года; итоговая контрольная работа в конце учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, самостоятельных работ, математических диктантов, тестов.
Аннотация к рабочей программе по информатике 7-9 классы
Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа – по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно.
Аннотация к рабочей программе по биологии 5-9 классы
Федеральная рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объѐме 238 часов за пять лет обучения: из расчѐта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8-9классах – 2 часа в неделю
Аннотация к рабочей программе по физике 7-9 классы
Федеральная рабочая программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учѐтом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета
«Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объѐме 238 часов за три года обучения по 2 ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе.
Аннотация к рабочей программе по химии 8-9 классы
Федеральная Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по химии разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и темам программы по химии, определяет количественные и качественные характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения химии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы на уровне основного общего образования, а также требований к результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению учебного содержания.
Аннотация к рабочей программе по музыке 5-8 классы
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, с учѐтом: распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»; федеральной программы воспитания. Рабочая программа по музыке основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Целью реализации программы является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является эстетическое восприятие искусства, постижение мира через его переживание, самовыражение через творчество. Содержание рабочей программы учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования предусматривает изучение программного материала по нескольким модулям: «Музыка моего края»,
«Народное музыкальное творчество России», «Музыка народов мира», «Европейская классическая музыка», «Русская классическая музыка», «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки», «Современная музыка: основные жанры и направления»,
«Связь музыки с другими видами искусства», «Жанры музыкального искусства».
На изучение предмета «Музыка» на ступени основного общего образования отводится 136 часов: 5 класс – 34 часа (1 час в неделю); 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
7 класс – 34 часа (1 час в неделю); 8 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 5-7 классы
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основная цель изобразительного искусства – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования. На изучение предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования отводится 102 часа: 5 класс – 34 часа (1 час в неделю); 6 класс – 34 часа (1 час в неделю); 7 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Аннотация к рабочей программе по технологии 5-9 классы
Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного
подхода в реализации содержания. Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности. Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов. Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты. Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология».На освоение предмета «Технология» на ступени основного общего образования отводится 272 часа: 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 7 класс – 68 часов
(2 часа в неделю); 8 класс – 34 часа (1 час в неделю); 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Аннотация к рабочей программе по физической культуре 5-9 классы
Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины
«Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего образования, предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса ГТО».
Содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лѐгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание Данные модули в своѐм предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Общий объѐм часов, отведѐнных на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» на ступени основного общего образования блок «Базовая физическая подготовка» отводится 340 часов: 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 6 класс – 68 часов (2
часа в неделю); 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» учтена возможность реализации вариативных модулей (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) во внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
Аннотация к рабочей программе
по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5-6 классы
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно- нравственной культуры народов России» носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно- нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для в 5—6 классах.
На изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Аннотация к рабочей программе по информатике:
Изучение информатики на уровне ООО начинается с 5-ого класса и продолжается в 6-м классе за счет часа из части, формируемой участниками образовательных отношений:
- в 5-м классе вводится курс «Основы информационной культуры» (1 час в неделю): освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения обучающихся при работе с информацией;
- в 6-м классе - «Алгоритмическая культура» (1 час в неделю): курс способствует развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Аннотация к рабочей программе по химии:
Изучение химии в качестве пропедевтического курса начинается с 7-ого класса за счет часа из части, формируемой участниками образовательных отношений:
- в 7-м классе вводится курс «Мир химии» (1 час в неделю): курс носит обучающий, развивающий характер, способствует развитию интеллектуальных способностей обучающихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирования опыта выполнения исследовательского проекта; расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и подготовиться к изучению естественно-образовательной области «Химия».
В 8-м классе для углубления, расширения знаний и кругозора обучающихся, развития интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности выделяется 1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений, для ведения курса «Химия в расчетах и экспериментах» по учебному предмету «Химия». Курс знакомит обучающихся со свойствами изучаемых веществ, а также учит безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве. В изучении курса значительную роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химической лаборатории.
Аннотация к рабочей программе Смысловое чтение 5 классы
С целью формирования функциональной грамотности в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены учебный курс «Смысловое чтение». Курс «Смысловое чтение» изучается в 5-х классах по 1 часу в неделю. Курс развивает важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении, понимании текстов разных стилей. Курс способствует формированию у обучающихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст.
Аннотация к рабочей программе Основы комплексной безопасности
8 классы
С целью пропедевтики начальной военной подготовки в 8-м классе вводится курс «Основы комплексной безопасности», целью которого является усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение влияния их последствий на безопасность личности, общества и государства, знакомство с государственной системой обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, усвоение знаний о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Аннотация к рабочей программе Основы физической культуре
7-9 классы
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура» обеспечивают не только формирование общих представлений о физической культуре и спорте, но и готовят к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю. Третий час физической культуры в 5-х, 6-х, 8-х классах реализуется МАОУ «СОШ № 14» за счет часов внеурочной деятельности и за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьного спортивного клуба, включая использование учебных модулей по видам спорта. В 7-х, 8-х классах 3-й час физической культуры реализуется за счет часа из части, формируемой участниками образовательных отношений, через курс «Общая физическая подготовка». Введение 3-его часа физической культуры в учебный план МАОУ «СОШ № 14» продиктовано тем, что по результатам опроса обучающихся в этих двух параллелях меньше всех обучающихся посещают спортивные секции и школьный спортивный клуб, поэтому с целью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни и был введен 3-й час физической культуры.