Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, ФОП СОО), реализуемым в 2023 -2024 учебном году

 

Рабочие программы на уровне среднего общего образования составлены на основании ФГОС СОО, ФОП СОО, в соответствии с учебным планом среднего общего образования и предполагают содержание и планируемые результаты не ниже, чем определенные в федеральных рабочих программах.

Рабочие программы являются частью ООП СОО, определяющей содержание, планируемые результаты, тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР.

Планируемые результаты освоения рабочих программ включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения по всем предметам учебного плана.

При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/, Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/.

Предмет

Аннотация

Русский язык

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных во ФГОС СОО, а также требований рабочей программы по русскому языку, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» соответствует ФРП и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.

Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».

На изучение учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования отводится 136 часов:

10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

Литература (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.        Рабочая        программа    учебного    предмета

«Литература»        соответствует        ФРП        и        подлежит

 

непосредственному применению.

Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом. В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литературы народов России и зарубежной литературы.

Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение учебного предмета

«Литература» (базовый уровень) отводится 136 часов:

10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

 

Литература (углубленный уровень)

Рабочая программа по литературе для обучения на углублённом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 05 2012 г № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р).

Основу содержания литературного образования в средней школе на углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.

Литературное образование на углублённом уровне в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе изучения литературы в старших классах происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, с разными разделами филологической науки и видами искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и литературной критики, что способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации произведений художественной литературы.

В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ — начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.

Углублённое изучение литературы осуществляется в соответствии с учебным планом гуманитарного профиля с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности обучающихся. Предмет «Литература» в средней школе на углублённом уровне преемственен по отношению к предмету «Литература» в основной школе и основан на базовом курсе литературы. На изучение литературы в 10—11 классах основного среднего образования (углубленный уровень) отводится 340 часов:

●       10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);

●       11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).

 

Английский язык

Рабочая программа по предмету «Английский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в во ФГОС СОО, федеральной программе СОО, с учётом рабочей программы воспитания.

Содержание программы по английскому языку для уровня среднего общего образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания, обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими особенностями обучающихся 16–17 лет. Содержание программы способствует развитию и совершенствованию коммуникативной                                                 компетентности обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях общего образования, в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции.

На изучение учебного предмета «Английский язык» отводится 204 часа: 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю); 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

 

Алгебра и начала математического анализа

Рабочая программа по алгебре для 10 класса разработана в соответствии с:  - федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего  образования; - федеральной образовательной программой среднего общего образования по математике. Курс «Алгебра и начала математического анализа» является одним из наиболее значимых в программе старшей школы, поскольку, с одной стороны, он обеспечивает инструментальную базу для изучения всех естественно-научных курсов, а с другой стороны,  формирует логическое и абстрактное мышление учащихся на уровне, необходимом для освоения курсов информатики, обществознания, истории, словесности. В рамках данного курса учащиеся овладевают универсальным языком современной науки, которая формулирует свои достижения в математической форме. Курс алгебры и начал математического анализа закладывает основу для успешного овладения законами физики, химии, биологии, понимания основных тенденций эко номики и общественной жизни, позволяет ориентироваться в современных цифровых и компьютерных технологиях,уверенно использовать их в повседневной жизни. В тоже время  овладение абстрактными и логически строгими математическими конструкциями развивает умение находить закономерности, обосновывать истинность утверждения, использовать обобщение и  конкретизацию, абстрагирование и аналогию, формирует креативное и критическое  мышление. В ходе изучения алгебры и начал математического анализа в старшей школе учащиеся получают новый опыт решения прикладных задач, самостоятельного построения математических моделей реальных ситуаций интерпретации полученных решений, знакомятся с примерами математических закономерностей в природе, науке и в искусстве, с выдающимися математическими открытиями и их авторами. Курс обладает значительным воспитательным потенциалом, который реализуется как через учебный материал, способствующий формированию научного мировоззрения, так и через специфику учебной деятельности, требующей самостоятельности, аккуратности, продолжительной концентрации внимания и ответственности за полученный результат. В основе методики обучения алгебре и началам математического анализа лежит деятельностный принцип обучения. В курсе «Алгебра и начала математического анализа» присутствуют также основы математиче ского моделирования, которые призваны сформировать навыки построения моделей реальных  ситуаций, исследования этих моделей с помощью аппарата алгебры и математического анализа иинтерпретации полученных результатов.Такие задания вплетены в каждый из разделов  программы, поскольку весь материал курса широко используется для решения прикладных задач. При решении реальных практических  задач учащиеся развивают наблюдательность, умение находить закономерности, абстрагироваться, использовать аналогию, обобщать и конкретизировать проблему. Деятельность по формированию навыков решения прикладных задач организуется в процессе изучения всех  тем курса «Алгебра и начала математического анализа». В учебном плане на изучение курса алгебры и начал математического анализа на базовом  уровне отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.

 

Геометрия

Рабочая программа по геометрии для 10 класса разработана в соответствии с:  - федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего  образования; - федеральной образовательной программой среднего общего образования по математике. Важность учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования обусловлена практической значимостью метапредметных и пр едметных результатов обучения геометрии в направлении личностного развития обучающихся,  формирования функциональной математической грамотности, изучения других учебных дисциплин. Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отраженияматематической  наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в  системе науки роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе. Геометрия является одним из базовых предметов на уровне среднего общего образования, так  как обеспечивает возможность изучения как дисциплин естественно-научной направленности, так и гуманитарной. Логическое мышление, формируемое при изучении обучающимися понятийных основ геометрии и построении цепочки логических утверждений в ходе решения геометрических задач, умение вы двигать и опровергать гипотезы непосредственно используются при решении задач естественнонаучного цикла, в частности из курса физики. Ориентация человека в пространстве–условие его социального бытия,форма отражения  окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Оперирование пространственными образами объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности, является одним из профессионально важных качеств, поэтому актуальна задача формирования у обучающихся пространственного мышления как разновидности образного мышления–существенного компонента в подготовке к практической деятельности по многим направлениям. Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на базовом уровне обучения– общеобразовательное и общекультурное развитие обучающихся через обеспечение возможности приобретения ииспользования систематических геометрических знаний и действий, специфичны х геометрии, возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием геометрии. Приоритетными задачами освоения учебного курса «Геометрии» на базовом уровне  являются: формированиепредставленияогеометриикакчастимировойкультурыиосознание её взаимосвязи с окружающим миром; формированиепредставленияомногогранникахителахвращениякаковажнейших  математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего мира; формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранник; овладение методами решения задач на построения на изображениях пространственных фигур; формирование умения оперировать основными понятиями о многогранниках и телах вращения и их основными свойствами; овладение алгоритмами решения основных типов задач, формирование умения проводить несложные доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач и задач с  практическим содержанием; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной актив ности, исследовательских умений, критичности мышления; формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умение распознавать проявления геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных  ситуациях и при изучении других учебных предметов,  проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке геометрии и создавать геометрические модели, применять освоенный геометрический аппарат для решения практико ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты. Основными содержательными линиями учебного курса «Геометрия» в10– 11классах являются: «Многогранники»,«Прямыеиплоскостивпространстве»,«Телавращения»,  «Векторы и координаты в пространстве». Формирование логических  умений распределяется по содержательным линиям и по годам обучения на уровне среднего общего образования. Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения программы  по геометрии, распределённым по годам обучения, структурировано  таким образом, чтобы овладение геометрическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, чтобы новые знания  включались в общую систему геометрических представлений  обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи. Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Геометрия» –в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

 

Вероятность и статистика

Рабочая программа по вероятности и статистике для 10 класса разработана в  соответствии с:  - федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования; - федеральной образовательной программой среднего общего образования по математике. Учебный курс«Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и  развитием одноимённого учебного курса базового уровня основной школы. Курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий,  величин ипроцессов. При изучении курса обогащаются представления учащихся о методах  исследования изменчивого мира, развивается понимание  значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного  естественно - научного мировоззрения. Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса  основной школы и на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира. В учебном курсе «Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены следующие основные содержательные линии: «Случайные события и вероятности»,«Случайные величины и закон больших чисел». Важную часть курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их непрерывными аналогами—показательными нормальным распределениями. Содержание линии «Случайные события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между значениями случайных величин, а также  эта линия необходима как база для изучения закона больших чисел– фундаментального закона, действующего в природе и обществе и имеющего математическую формализацию. Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным использованием математического формализма. Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание школьников на описании и изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций. Основное  внимание уделяется показательному и нормальному распределениям, при этом  предполагается ознакомительное изучение материала без доказательств применяемых фактов. На изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 1 час в неделю в течение каждого года обучения, всего 34 учебных часа в год.

 

Информатика (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных во ФГОС СОО, а также рабочей программы  воспитания.

Результаты базового   уровня   изучения   учебного   предмета

«Информатика» ориентированы в первую очередь на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития, которые включают в себя: понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области; умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания.

Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы.

Согласно основной образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю) в гуманитарном и социально- экономическом профилях и в одной группе информационно- технологического профиля.

 

История

Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы воспитания, и подлежит не­ посредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.

Содержание учебного предмета «История» представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта, дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

Содержание способствует формированию и развитию личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике; формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

На изучение истории на уровне среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:

●                   10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

●                   11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

 

Обществознание (базовый уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения ООП СОО,

представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией

 
 

преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы среднего общего образования.

Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.

Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально- экономической и политической коммуникации

Общее количество учебных часов на уровне среднего общего образования составляет 136 часов: 10 класс – 68 часов, 11 класс

– 68 часов.

 

Обществознание (углубленный уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» углублённого уровня составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом рабочей программы воспитания.

Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.

Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования. В соответствии с учебным      планом      социально-экономического      профиля

обществознание на углублённом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения

Составляет: 10 класс - 136 часов (4 часа в неделю).

 

География

Программа по учебному предмету «География» среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, с учётом Концепции развития географического образования в Российской Федерации и с учетом рабочей программы воспитания.

Содержание программы уровня среднего общего образования по географии отражает взаимосвязь и взаимообусловленность природных, социально-экономических процессов и явлений, ориентируется на потребности с одной стороны, в географической грамотности населения, с другой — в подготовке будущих специалистов различного географического профиля.

На уровне среднего общего образования на изучение географии в соответствии с учебным планом 68 часов: 10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа.

 

География

(углубленный уровень)

Программа по географии среднего общего образования на углублённом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (углублённый уровень), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также на основе характеристик планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, соответствующих федеральной рабочей программе воспитания, с учётом Концепции развития географического образования в Российской Федерации.

Программа на углублённом уровне по географии нацелена на достижение обучающимися предметных результатов освоения основной образовательной программы по географии на углублённом уровне в соответствии с ФГОС СОО. Программа включает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и разработана с учётом Концепции развития географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 .12 .2018 г. В программе отражены содержание, объём и порядок изучения курса географии на углублённом уровне с целью профессионального самоопределения.

Содержание программы углублённого уровня среднего общего образования по географии отражает взаимосвязь и взаимообусловленность природных, социально-экономических процессов и явлений, ориентируется на потребности с одной стороны, в географической грамотности населения, с другой — в подготовке будущих специалистов различного географического профиля.

На ступени среднего общего образования на изучение географии на углубленном уровне в соответствии с учебным планом социально-экономического профиля отводится 204 часа:

●       10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);

●       11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

 

Физика

 

Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в во ФГОС СОО, а также с учётом рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Содержание программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода.

Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).

В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.

 

Химия

Рабочая программа по химии на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и рабочей программы воспитания.

Содержание учебного предмета «Химия» отражает базовые представления о номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных классов, а также о различных областях применения органических веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы —

«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии.

В соответствии с учебным планом ООП СОО учебный предмет

«Химия» признан обязательным учебным предметом на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в       социально-экономическом  и гуманитарном  профилях 10 и 11 классов.

 

Биология

Рабочая программа учебному предмету «Биология» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также рабочей программы воспитания.

Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».

На её изучение отведено 34 учебных часа, 1 час в неделю в 10 классе.

 

Физическая культура

Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное содержание.

Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе, составляет 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе.

 

Экономика

Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» разработана на основе ФГОС СОО, планируемых результатов среднего общего образования в соответствии с ООП СОО с учетом рабочей программы воспитания .

Данная программа раскрывает содержание общего курса экономики, давая необходимые представления об основных макроэкономических показателях, циклах развития экономики, роли и месте Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Изучение программы позволит учащимся объективно оценивать экономическую информацию по макроэкономике, анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России; оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения. Полученные знания помогут выпускникам грамотно исполнять типичные экономические роли: в качестве гражданина и налогоплательщика.

В социально-экономическом профиле в 10-11 классах предмет изучается из расчёта 2 часа в неделю за счёт обязательной части учебного плана (всего 136 часов).

 

Основы

безопасности

жизнедеятельности

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.

Программа         обеспечивает          реализацию          практико-

 
 

ориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; предполагает освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.

Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в неделю) в 10— 11 классах

 

Индивидуальный проект

Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Содержание программы сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами.

В соответствии с учебным планом среднего общего образования на изучение учебного предмета «Индивидуальный проект» отводится 1 час в неделю в 10 классе (34 часа).

 

Введение в профессиональную деятельность педагога

Программа курса «Введение в профессиональную деятельность педагога» предусмотрена для 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, разработана и адаптирована на  основе авторских программ: И.В. Дубровиной, Е.И.Рогова, П.П. Кучегашевой. Программа  рассчитана на 2 года обучения (10-й класс - 34 часа; 11-й класс - 34 часа). В рабочей программе нашли отражение цели ввести  старшеклассников в мир учительской профессии, способствовать самоопределению,  помочь осознать соответствие профессионального выбора личным особенностям.  В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций. В программе содержатся сведения о видах коллективной и  индивидуальной деятельности, ориентированной на формирование УУД у учащихся, их  коммуникативной компетенции и рефлексивного мышления. Занятия включают в себя  изучение теоретических вопросов и практическую деятельность старшеклассников. На  занятиях используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы  работы, коллективная деятельность учащихся. Курс предусматривает самостоятельную  работу школьников: написание докладов рефератов, творческих работ, выполнение  самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии. Практикум по  методике воспитательной работы предусматривает занятия, где ребята могут получить  практические умения в оформительстве, игровой и досуговой деятельности. Большое  место отводится профессиональным пробам: во внеурочное время ребята участвуют в  организации и проведении различных школьных дел. Обучение в педагогическом классе  предусматривает проведение профессиональных проб в течение учебного года  (проведение мероприятий, уроков в начальной школе), летней педагогической практики  после окончания 10-го класса в пришкольном лагере.  В ходе изучения курса контролируется усвоение школьниками основных научных  понятий: таких как человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание,  развитие, социализация, познание, деятельность, сознание, способности, самосознание,  самореализация. Кроме того, контролируется участие старшеклассников в  профессиональных пробах и практике.  Результатом обучения в педагогическом классе можно считать осознанный выбор  профессионального учебного заведения, профессии и социализации в современном мире.

 

Я – лидер: стратегии успеха

Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ «СОШ №14»   Данная программа предназначена для занятий в 10, 11 классах и поможет учащимся данных классов значительно расширить круг лидерских вопросов. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Актуальность: главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия в детском коллективе создают благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности. Программа «Я - лидер: стратегии успеха» имеет социальную направленность. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать. Необходимо установить преемственность между активистами основной школы и среднего звена, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности. Настоящая программа внеурочной деятельности ученического самоуправления «Я лидер» разработана в рамках ФГОС ООО для учащихся 15 – 17 лет. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Промежуточная аттестация - это организация и участие в школьных, муниципальных конкурсах, акциях, фестивалях.  Цель:

 обучать лидеров работе с коллективом, умению выявлять и исправлять собственные ошибки; 

 развивать творческие и организаторские способности, деловые качества, умение вести себя в конфликтных ситуациях;  воспитывать нравственные качества: понимание, уважение к окружающим, способность принимать людей такими, какие они есть.

 

Информационная культура педагога

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии лежат в основе коренных изменений не только всех отраслях экономики, но и в системе образования, определяют тенденции ее развития, что отражено в федеральных проектах «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Никогда еще в истории педагогики не было такого количества доступных качественных, постоянно обновляющихся образовательных ресурсов. Никогда не уделялось столько внимания оснащению школ техническими средствами обучения, средствами коммуникации, дающими возможность получить мгновенную обратную связь, повышающими результативность учебной деятельности. Внедрение онлайн-обучения ведет к постепенной смене классно-урочной системы новыми моделями образования. С внедрением информационно-коммуникационных технологий меняется и роль учителя от хранителя, ретранслятора знаний к роли помощника, координатора, тьютора.

Трансформация образования является вызовом педагогическому профессионализму. В школах ощущается нехватка учителей, снизился уровень удовлетворенности качеством преподавания. В связи с этим большие надежды возлагаются на новое поколение педагогов, нынешних школьников, обучающихся в условиях созданной в соответствии с федеральными государственными стандартами современной информационно-образовательной среды.

Программа «Информационная культура педагога» призвана помочь школьникам определиться с выбором профессии, показать перспективы развития профессии педагога, рост её привлекательности, связанный с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Курс «Информационная культура педагога» разработана с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, учитывает региональные особенности и потребности рынка труда.

Концептуальной основой данной программы является деятельностный подход, что соответствует требованиями ФГОС, в которых предусматривается вовлечение обучающихся в конкретную практическую деятельность для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

На изучение курса «Информационная культура педагога» на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

 

Сочинение ка вид творческой работы

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Программа учебного курса рассчитана на формирование умений правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по русскому языку и литературе, завершить формирование умений работать с текстами разных жанров, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.

Программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Сочинение - рассуждение – это определенный вид письменной работы ЕГЭ, который представляет собой не набор фраз на заданную тему, а особым образом организованное высказывание. Как его построить? Какими должны быть начало, основная часть, заключение? Как делать переходы, чтобы не нарушать композиционной целостности работы? Как строить фразы, чтобы не допускать речевых ошибок? Эти вопросы отражают проблему, непосредственно связанную с процессом создания сочинения.

В процессе освоения программы учащиеся овладевают культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, применяют полученные знания на практике, развивают навыки активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления. В ходе занятий учащиеся будут иметь возможность создавать сочинения – рассуждения (задание 27) с опорой на образец, клише…

Особенность содержания данного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, написание сочинений, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Кроме того, изучая курс, обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.

В учебном плане на освоение учебного курса отводится 34 часа в 11 классе.

 

Практикум решения сложных задач по математике

Рабочая программа по учебному курсу для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы  среднего общего образования по математике и на основе ФГОС  СОО Программа рассчитана на 34 часа в 11-м классе  (1 час в неделю).  Данный курс является предметно - ориентированным для  выпускников 11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ  по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности,  связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на  удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в  различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление  содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся  к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет  изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые  углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и  позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Цели курса:

создание условий для формирования и развития у обучающихся  самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений,  необходимых для применения в практической деятельности;

успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной  (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть 2), к продолжению образования;

углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам  математики, необходимых для применения в практической деятельности;

познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения  математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;

сформировать умения применять полученные знания при решении  нестандартных задач;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части  общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для  научно-технического прогресса.

 

Общая физическая подготовка

Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 №2/16-з), на основе авторской программы В.И. Ляха «Физическая культура», Рабочие программы, Предметная линия учебников В.И.Ляха. 10 - 11 классы, М.: Просвещение, 2020г.

Учебник В.И.Лях «Физическая культура» 10-11 классы. М., «Просвещение», 2020 г.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10-11 классов направлена на достижение старшеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

 

Актуальные вопросы обществознания

Программа курса предназначена для учащихся 11 классов, мотивированных на  сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по  выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет  «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по  специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической,  педагогической, культурной и др. В заданиях ЕГЭ по обществознанию есть вопросы, традиционно вызывающие  затруднения у относительно большого числа учеников. Ряд содержательных элементов,  вызывает сложности в силу различных причин: появление новых элементов в содержании,  недостаточное внимание к разделам («Человек в обществе», «Общество как мир культуры»,  «Правовое регулирование»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др. Это вызывает необходимость познакомить учащихся с  современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний по учебной  дисциплине «обществознание», заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические и  лабораторные занятия, тренинги.

Целевые установки курса:

• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

• Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса. Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно - справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л. Боголюбова, дидактическими материалами для подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интернет.